Учет расчетов с кредиторами по долговым обязательствам

Полезная информация в статье: "Учет расчетов с кредиторами по долговым обязательствам". Статья описывает тематику понятным для неспециалистов языком. Сделаны комментарии юристов и выводы. Если для вашего конкретного случая требуются дополнительные консультации, то обратитесь к дежурному консультанту.

Учет расчетов с кредиторами по долговым обязательствам

Счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» предназначен для обобщения информации о состоянии долгосрочных (на срок более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией.

Суммы полученных организацией долгосрочных кредитов и займов отражаются по кредиту счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и дебету счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и т.д.

Долгосрочные займы, привлеченные путем выпуска и размещения облигаций, учитываются на счете 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» обособленно. При этом если облигации размещаются по цене, превышающей их номинальную стоимость, то делаются записи по дебету счета 51 «Расчетные счета» и др. в корреспонденции со счетами 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» (по номинальной стоимости облигаций) и 98 «Доходы будущих периодов» (на сумму превышения цены размещения облигаций над их номинальной стоимостью). Сумма, отнесенная на счет 98 «Доходы будущих периодов», списывается равномерно в течение срока обращения облигаций на счет 91 «Прочие доходы и расходы». Если облигации размещаются по цене ниже их номинальной стоимости, то разница между ценой размещения и номинальной стоимостью облигаций доначисляется равномерно в течение срока обращения облигаций с кредита счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Причитающиеся по полученным кредитам и займам проценты к уплате отражаются по кредиту счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в корреспонденции с дебетом счета 91 «Прочие доходы и расходы». Начисленные суммы процентов учитываются обособленно.

На суммы погашенных кредитов и займов дебетуется счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Кредиты и займы, не оплаченные в срок, учитываются обособленно.

Аналитический учет долгосрочных кредитов и займов ведется по видам кредитов и займов, кредитным организациям и другим заимодавцам, предоставившим их, и отдельным кредитам и займам.

На отдельном субсчете к счету 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» учитываются расчеты с банками по операции учета (дисконта) векселей и иных долговых обязательств со сроком погашения более 12 месяцев.

Операция учета (дисконта) векселей и иных долговых обязательств отражается организацией-векселедержателем по кредиту счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» (номинальная стоимость векселя) и дебету счетов 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета» (фактически полученная сумма денежных средств) и 91 «Прочие доходы и расходы» (учетный процент, уплаченный кредитной организации).

Операция учета (дисконта) векселей и иных долговых обязательств закрывается на основании извещения кредитной организации об оплате путем отражения суммы векселя по дебету счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и кредиту соответствующих счетов учета дебиторской задолженности.

При возврате организацией-векселедержателем денежных средств, полученных от кредитной организации в результате учета (дисконта) векселей или иных долговых обязательств, из-за невыполнения в установленный срок векселедателем или другим плательщиком по векселю своих обязательств по платежу производится запись по дебету счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в корреспонденции со счетами учета денежных средств. При этом задолженность по расчетам с покупателями, заказчиками и другими дебиторами, обеспеченная просроченным векселем, продолжает учитываться на соответствующих счетах учета дебиторской задолженности.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Аналитический учет дисконтированных векселей ведется по кредитным организациям, осуществившим учет (дисконт) векселей или иных долговых обязательств, векселедателям и отдельным векселям.

Учет расчетов с кредитными организациями, займодавцами и векселедателями в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» обособленно.

Источник: http://mvf.klerk.ru/plan/67.htm

Учет долговых обязательств в бюджетном учреждении

Если бюджетное учреждение привлекло заемные средства, то расчет процентов и отражение сумм в учете могут вызвать сложности. Поговорим об учете таких обязательств и планировании расходов на их погашение в 2014 году*.

Виды долгов

Долговые обязательства бюджетного учреждения могут быть связаны с привлечением денежных средств и иного имущества на основании договора займа (кредитного договора) в соответствии с гражданским законодательством. Прямого указания на запрет привлечения средств бюджетным учреждениям не установлено. Так, в соответствии с пунктом 14 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетные учреждения не вправе только размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами.

Договор займа

По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества ( ст. 807 Гражданского кодекса РФ).

Договор займа заключается только в письменной форме.

Заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и порядке, определенных договором ( ч. 1 ст. 809 Гражданского кодекса РФ).

На основании статьи 810 Гражданского кодекса РФ заемщик обязан возвратить заимодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа.

В случаях когда срок возврата договором не установлен или определен моментом востребования, сумма займа должна быть возвращена заемщиком в течение 30 дней со дня предъявления заимодавцем требования об этом, если иное не предусмотрено договором.

Кредитный договор

По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить на нее проценты.

К отношениям по кредитному договору применяются правила, предусмотренные для договора займа, если иное не предусмотрено законодательством и не вытекает из существа кредитного договора.

Кредитный договор должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность кредитного договора: такой договор считается ничтожным ( ст. 820 Гражданского кодекса РФ).

Отражение в бухучете

При получении заемных средств они отражаются в плане финансово-хозяйственной деятельности в порядке доходов и расходов в соответствии с правилами, предусмотренными приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения».

Кроме того, если данные заимствования относятся к категории «крупная сделка», то их получение согласовывается с учредителем.

Принимаются соответствующие ведомственные акты.

Так, на основании пункта 6.4 Порядка принятия решения об одобрении сделок с участием федерального государственного бюджетного учреждения, подведомственного Росводресурсам (утвержден приказом Росводресурсов от 28 декабря 2010 г. № 369), согласовываются вид, предмет, сумма сделки и срок исполнения, предмет залога, процентная ставка (в случае заимствования), направление использования привлекаемых средств и соответствие их объемов плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Читайте так же:  Трудовой кодекс рф приказ 1

Для учета операций по принятым долговым обязательствам предназначен счет 0 301 00 000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам».

На данном счете также учитываются расчеты по начислению и выплате процентов, пеней, штрафных санкций, связанных с привлечением заимствований. Это установлено пунктом 248 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н.

Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам отражаются в Журнале по прочим операциям.

В соответствии с пунктом 123 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 12 декабря 2010 г. № 174н, для учета долговых обязательств используются счета:

  • 0 301 14 000 «Расчеты по заимствованиям, не являющимся государственным (муниципальным) долгом»;
  • 0 301 24 000 «Расчеты по заимствованиям, не являющимся государственным (муниципальным) долгом, в рамках целевых иностранных кредитов (заимствований)»;
  • 0 301 44 000 «Расчеты по заимствованиям в иностранной валюте, не являющимся государственным (муниципальным) долгом».

Бухгалтерские записи по долговым обязательствам (принятие (увеличение) долговых обязательств в рублях и иностранной валюте, начисление процентов, штрафов, пеней, а также погашение долговых обязательств) предусмотрены пунктами 124, 125 Инструкции № 174н.

Принятие долговых обязательств в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, отражается на основании первичного учетного документа, подтверждающего поступление средств на лицевой счет (счет, в кассу) бюджетного учреждения по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 301 000 00 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» и дебету счетов учета денежных средств.

Отметим, что при погашении обязательств бухгалтерская запись будет обратной.

Начисление процентов, пеней, штрафных санкций по долговым обязательствам учреждения отражается на основании Справки ( ф. 0504833) по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 301 000 00 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 20 230 «Расходы на обслуживание долговых обязательств».

Отражение в отчетности

Согласно пункту 36 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности (утверждена приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н), при составлении Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности ( ф. 0503737) показатели исполнения плана отражаются на основании аналитических данных бухгалтерского учета учреждения в разрезе аналитических кодов вида доходов и расходов.

В том числе заимствования (источники финансирования дефицита средств учреждения) и иные выплаты, а также суммы погашения заимствований (по разделам Отчета ( ф. 0503737)).

  • раздел 1. Доходы учреждения;
  • раздел 2. Расходы учреждения;
  • раздел 3. Источники финансирования дефицита средств учреждения.

Пример

Бюджетное учреждение в январе 2014 года заключило кредитный договор с банком сроком на пять лет. Размер кредита составляет 2 000 000 руб.

Годовая ставка по кредиту равна 15 процентам. При этом возврат основной суммы долга должен быть осуществлен по истечении срока кредитного договора. Сумму кредита банк перечислил учреждению на лицевой счет в органе казначейства в январе 2014 года.

В соответствии с кредитным договором учреждению также была предоставлена отсрочка платежа по начисленным процентам. Ее срок составляет один год. Таким образом, уплата процентов осуществляется с января 2015 года. В январе уплачиваются проценты за 2014 год, далее они перечисляются банку ежеквартально равными долями.

Сумма процентов по кредиту, которую бюджетное учреждение уплатит за период с января по декабрь 2014 года, составит 300 000 руб. (2 000 000 руб. × 15%).

А ежеквартальный платеж составит 75 000 руб. (в соответствии с договором).

Операции по получению кредита и его погашению будут отражены в учете бюджетного учреждения в 2014 и 2015 годах следующими записями:

Источник: http://e.budgetnik.ru/329034

Учет расчетов по государственным и муниципальным долговым обязательствам

«Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, N 11

В данной статье мы расскажем об учете расчетов с кредиторами по долговым обязательствам в рамках государственного (муниципального) долга, который ведется на счете 0 301 00 000 «Расчеты по долговым обязательствам». Прежде чем приступить к рассмотрению вопросов бюджетного учета указанных операций, автор предлагает ознакомиться с понятиями государственного (муниципального) долга, государственной муниципальной гарантии и другими понятиями бюджетного законодательства, относящимися к данной теме.

Понятие и структура государственного (муниципального) долга

В соответствии с понятийным аппаратом БК РФ государственный или муниципальный долг — это обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными БК РФ, принятые Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием.

В соответствии со ст. 97 БК РФ к государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие БК РФ.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств (ст. 98 БК РФ):

  1. по кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
  2. по государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;
  3. по бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  4. по государственным гарантиям Российской Федерации;
  5. по иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством РФ на государственный долг Российской Федерации.

К внешнему долгу относятся обязательства, возникающие в иностранной валюте (за исключением обязательств субъектов РФ и муниципальных образований перед РФ, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)) (ст. 6 БК РФ).

Внутренний долг — это обязательства, возникающие в валюте РФ, а также обязательства субъектов РФ и муниципальных образований перед РФ, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований) (ст. 6 БК РФ).

Ответственность по долговым обязательствам Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований

Долговые обязательства Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией.

Читайте так же:  Денежные переводы по военной ипотеке

Субъект РФ не несет ответственности по долговым обязательствам Российской Федерации, иных субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы этим субъектом Российской Федерации.

Муниципальное образование не несет ответственности по долговым обязательствам Российской Федерации, субъектов РФ и иных муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы этим муниципальным образованием (ст. 102 БК РФ).

Государственная или муниципальная гарантия

Государственная или муниципальная гарантия (государственная гарантия Российской Федерации, государственная гарантия субъекта РФ, муниципальная гарантия) — вид долгового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями данного гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром (ст. 6 БК РФ).

Правила предоставления государственной или муниципальной гарантии установлены ст. ст. 115 — 117 БК РФ. Рассмотрим их краткое содержание.

Государственная, муниципальная гарантия может предоставляться как для обеспечения уже возникших обязательств, так и обязательств, которые возникнут в будущем.

Условия государственной, муниципальной гарантии не могут быть изменены гарантом без согласия бенефициара. Принадлежащее бенефициару по государственной или муниципальной гарантии право требования к гаранту не может быть передано другому лицу, если в гарантии не предусмотрено иное. Гарант имеет право отозвать государственную или муниципальную гарантию только по основаниям, указанным в гарантии.

Предоставление государственной или муниципальной гарантии осуществляется в письменной форме. Несоблюдение письменной формы гарантии влечет ее недействительность (ничтожность).

Требование бенефициара об уплате денежной суммы по государственной или муниципальной гарантии должно быть представлено гаранту в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов. По получении требования бенефициара гарант должен уведомить об этом принципала и передать ему копии требования со всеми относящимися к нему документами.

Требование бенефициара может быть признано необоснованным, и тогда гарант отказывает бенефициару в удовлетворении этого требования. Гарант должен уведомить бенефициара об отказе.

Бюджетный кодекс рассматривает следующие случаи отказа бенефициару в удовлетворении его требований:

  • требование предъявлено гаранту по окончании определенного в гарантии срока;
  • требование или приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии;
  • бенефициар отказался принять надлежащее исполнение обязательств принципала, предложенное принципалом или третьими лицами.

В случае признания требования бенефициара обоснованным гарант обязан исполнить обязательство по гарантии в срок, установленный в гарантии.

Обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой суммы не исполненных на момент предъявления требования бенефициара обязательств принципала, обеспеченных гарантией, но не более суммы, на которую выдана гарантия.

Исполнение гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита бюджета в случае, если исполнение гарантом государственной или муниципальной гарантии ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу. В обратном случае исполнение гарантии учитывается в составе расходов соответствующего бюджета. Средства, полученные гарантом в счет возмещения в порядке регресса сумм, уплаченных им во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, а также в счет исполнения обязательств, права требования по которым перешли от бенефициара к гаранту, отражаются как возврат бюджетных кредитов.

Предоставление государственных или муниципальных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления на основании соответственно федерального закона, закона субъекта РФ, решения представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), решений Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и местной администрации муниципального образования, а также договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии.

Предоставление государственной (муниципальной) гарантии осуществляется при выполнении следующих условий:

  • проведение анализа финансового состояния принципала;
  • предоставление принципалом (за исключением случаев, когда принципалом является Российская Федерация, субъект Российской Федерации) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии. При этом обеспечение исполнения обязательств должно соответствовать требованиям установленным к обеспечению исполнения обязательств при выдаче бюджетных кредитов регламентированным ст. 93.2 БК РФ, а также требованиям к обеспечению исполнения обязательств, установленных Гражданским кодексом РФ;
  • отсутствие у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответственно Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием по обязательным платежам в бюджетную систему РФ, а также неурегулированных обязательств по ранее предоставленным государственным или муниципальным гарантиям.

Анализ финансового состояния принципала может не проводиться в случае предоставления государственной или муниципальной гарантии для обеспечения обязательств по возмещению ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера, а также государственной или муниципальной гарантии без права регрессного требования гаранта к принципалу.

Анализ финансового состояния принципала в целях предоставления государственной гарантии Российской Федерации, государственной гарантии субъекта Российской Федерации или муниципальной гарантии осуществляется соответственно Минфином, финансовым органом субъекта РФ, финансовым органом муниципального образования.

Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование в целях предоставления и исполнения государственных или муниципальных гарантий, а также ведения аналитического учета обязательств принципала, его поручителей (гарантов) и иных лиц в связи с предоставлением и исполнением государственных или муниципальных гарантий вправе воспользоваться услугами агента, назначаемого Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования соответственно.

Бюджетный учет расчетов с кредиторами по долговым обязательствам в рамках государственного (муниципального) долга

Учет операций по принятым долговым обязательствам в рамках привлечения средств по государственному (муниципальному) долгу ведется казенными учреждениями на счете 0 301 00 000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам». На указанном счете также отражаются операции по начислению и выплате процентов, пеней, штрафных санкций, связанных с привлечением заимствований, то есть расходы по обслуживанию долговых обязательств (п. 248 Инструкции N 157н ).

Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Задолженность по долговым обязательствам по выпущенным в обращение государственным (муниципальным) ценным бумагам, заключенным кредитным соглашениям (договорам) и иным видам долговых обязательств, кроме государственных и муниципальных гарантий, отражается по номинальной стоимости долга в рублях.

Сумма превышения номинальной стоимости ценных бумаг над ценой размещения долговых обязательств относится на расходы на обслуживание долговых обязательств государственного (муниципального) долга и увеличивает кредиторскую задолженность по долговым обязательствам.

Долговое обязательство, выраженное в иностранной валюте, учитывается одновременно и в валюте РФ, то есть в рублях. Пересчет обязательства в рубли производится на дату совершения операции и на отчетную дату (на дату составления бухгалтерского регистра). Курсовые разницы, возникшие при расчете рублевого эквивалента, относятся на увеличение (уменьшение) расчетов по долговым обязательствам в иностранной валюте за счет финансового результата текущего финансового года от переоценки активов (п. 250 Инструкции N 157н).

Читайте так же:  Ходатайство в суд о взыскании алиментов

В целях аналитического учета долговых обязательств ведется карточка учета государственного (муниципального) долга (долговых обязательств), в которой отражаются долговые обязательства в разрезе видов обязательств, кредиторов и принятых перед ними обязательств по возврату привлеченных заимствований, а также оплате начисленных расходов по обслуживанию долговых обязательств. Операции по счету 0 301 00 000 отражаются в регистрах бюджетного учета:

  • журнал операций с безналичными денежными средствами — в части получения и погашения заимствований;
  • журнал по прочим операциям — в части переоценки суммы долга и начислению процентов, пеней, штрафов.

Учет расчетов с кредиторами по долговым обязательствам ведется на счетах (п. 99 Инструкции N 162н ):

План счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Корреспонденция счетов по учету расчетов по государственным и муниципальным долговым обязательствам

Обратите внимание! Для забалансового учета предоставленных государственных и муниципальных гарантий предназначен счет 11 «Государственные и муниципальные гарантии». Аналитический учет по счету ведется в Карточке учета средств и расчетов в разрезе субъектов гражданских прав и обязательств, в отношении которых предоставлены государственные (муниципальные) гарантии по видам гарантий и их сумме (п. п. 353, 354 Инструкции N 157н).

Источник: http://wiseeconomist.ru/poleznoe/5561-uchet-raschetov-gosudarstvennym-municipalnym-dolgovym-obyazatelstvam

Учет обязательств

Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам

Особенностью нового плана счетов бюджетного учета является четкое разделение счетов расчетов на счета расчетов с дебиторами и счета расчетов с кредиторами.

Счета расчетов с кредиторами включены в третий раздел «Обязательства» плана счетов бюджетного учета.

Для учета обязательств бюджетных учреждений используется синтетический счет 030000000 «Обязательства», в составе которых выделяется ряд синтетических счетов.

На счете 030100000 “Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам” учреждением ведется учет операций по обязательствам в рамках государственного и муниципального долга.

Задолженность по долговым обязательствам отражается по номинальной стоимости государственного и муниципального долга по выпущенным в обращение ценным бумагам, заключенным кредитным соглашениям (договорам) и иным видам долговых обязательств, кроме государственных и муниципальных гарантий.

На данном счете также учитываются расчеты по обслуживанию долговых обязательств.

Учет операций по долговым обязательствам в иностранных валютах ведется в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату совершения операций в иностранной валюте. Переоценка долговых обязательств в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций в иностранной валюте и на отчетную дату.

Аналитический учет по счету ведется в Карточке учета государственного (муниципального) долга.

Операции по счету оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Переоценка задолженности по внешним долговым обязательствам производится один раз в месяц в последний день отчетного месяца. Результаты положительной переоценки отражаются по дебету счета 030102820 «Уменьшение задолженности по внешним долговым обязательствам» и кредиту счета 040101171 “Доходы от переоценки активов”. Результаты отрицательной переоценки отражаются по дебету счета 040101171 “Доходы от переоценки активов” и кредиту счета 030102720 «Увеличение задолженности по внешним долговым обязательствам».

Учет расчетов с кредиторами по долговым обязательствам ведется в соответствии с Классификацией операций сектора государственного управления на следующих счетах:

Счет 030100000 “Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам” включает следующие счета:

  • 030101000 “Расчеты с кредиторами по внутренним долговым обязательствам”;
  • 030102000 “Расчеты с кредиторами по внешним долговым обязательствам”.

бюджет обязательство заработный депонированный

Источник: http://vuzlit.ru/81285/uchet_obyazatelstv

Учет расчетов с кредиторами по долговым обязательствам

Для формирования информации в денежном выражении о состоянии расчетов с кредиторами по долговым обязательствам бюджетного учреждения, принятым в соответствии с законодательством РФ и операций, изменяющих указанные объекты учета, применяется синтетический счет 030100000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» и следующие группы счетов:

030110000 «Расчеты по долговым обязательствам в рублях»;

030120000 «Расчеты по долговым обязательствам по целевым иностранным кредитам (заимствованиям)»;

030140000 «Расчеты по долговым обязательствам в иностранной валюте».

Для ведения бухгалтерского учета расчетов с кредиторами по долговым обязательствам применяются счета аналитического учета в соответствии с объектом учета и содержанием хозяйственной операции:

030114000 «Расчеты по заимствованиям, не являющимся государственным (муниципальным) долгом»;

030124000 «Расчеты по заимствованиям, не являющимся государственным (муниципальным) долгом, в рамках целевых иностранных кредитов (заимствований)»;

Видео (кликните для воспроизведения).

030144000 «Расчеты по заимствованиям в иностранной валюте, не являющимся государственным (муниципальным) долгом».

Операции по принятию (увеличению) долговых обязательств бюджетным учреждением оформляются следующими бухгалтерскими записями:

принятие долговых обязательств в порядке, предусмотренном законодательством РФ, отражается на основании первичного учетного документа, подтверждающего поступление средств на лицевой счет (счет, в кассу) бюджетного учреждения по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 030100000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» и дебету счетов 220111510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства», 220134510 «Поступление средств в кассу учреждения»;

начисление суммы долгового обязательства перед гарантом, в случае если последний исполнил требования бенефициара, с возникновением эквивалентного регрессивного требования гаранта к бюджетному учреждению — принципалу, отражается на основании Справки (ф. 0504833), оформленной по документу, подтверждающему возникновение требований гаранта в соответствии с видом объекта учета и содержанием хозяйственной операции: по кредиту счета 230114710 «Увеличение задолженности по заимствованиям, не являющимся государственным (муниципальным) долгом», счета 230144720 «Увеличение задолженности по заимствованиям в иностранной валюте, не являющимся государственным (муниципальным) долгом» и дебету соответствующих счетов аналитического счета 230100000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» (230114810, 230124820, 230144820);

начисление суммы долгового обязательства перед гарантом, в случае если последний исполнил требования бенефициара — кредитора бюджетного учреждения по государственному (муниципальному) договору для нужды бюджетного учреждения, с возникновением эквивалентного регрессивного требования гаранта к бюджетному учреждению — принципалу, отражается на основании Справки (ф. 0504833), оформленной по документу, подтверждающему возникновение права требований гаранта, в соответствии с видом объекта учета и содержанием хозяйственной операции по кредиту счета 230114710 «Увеличение задолженности по заимствованиям, не являющимся государственным (муниципальным) долгом», счета 230144720 «Увеличение задолженности по заимствованиям в иностранной валюте, не являющимся государственным (муниципальным) долгом» и дебету счета 240120273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»;

суммы начисленных процентов по долговым обязательствам бюджетного учреждения отражаются на основании Справки (ф. 0504833), оформленной согласно расчету процентов на условиях, предусмотренных договором, в соответствии с видом объекта учета и хозяйственной операции: по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 230100000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» (230114710, 230124720, 230144720) и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 240120230 «Расходы на обслуживание долговых обязательств» (240120231, 240120232);

суммы начисленных пеней, штрафных санкций по долговым обязательствам бюджетного учреждения отражается на основании Справки (ф. 0504833), оформленной согласно документу (расчету), подтверждающему сумму требований кредитора, предусмотренных договором, в соответствии с видом объекта учета и хозяйственной операции: по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 230100000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» (230114710, 230124720, 230144720) и дебету счета 240120290 «Прочие расходы»;

Читайте так же:  Статус военнослужащего служебное жилье

признание требования бенефициара по оплате долгового обязательства принципала, в случае если у бюджетного учреждения — гаранта возникают эквивалентные регрессивные требования к принципалу, отражается на основании Справки (ф. 0504833), оформленной по документу, подтверждающему возникновение требований гаранта к принципалу (бенефициара к гаранту) по кредиту счета 230114710 «Увеличение задолженности по заимствованиям, не являющимся государственным (муниципальным) долгом» и дебету счета 220714540 «Увеличение задолженности дебиторов по займам (ссудам)»;

увеличение долговых обязательств, принятых бюджетным учреждением в иностранной валюте, в связи с возникновением при расчете рублевого эквивалента суммы обязательства на дату его исполнения (на дату формирования регистров бухгалтерского учета) положительных курсовых разниц, отражается на основании Справки: по кредиту счета 230124720 «Увеличение задолженности по заимствованиям, не являющимся государственным (муниципальным) долгом», в рамках целевых иностранных кредитов (заимствований), счета 230144720 «Увеличение задолженности по заимствованиям в иностранной валюте, не являющимся государственным (муниципальным) долгом» и дебету счета 240110171 «Доходы от переоценки активов».

Операции по исполнению (погашению) долговых обязательств бюджетного учреждения оформляются следующими бухгалтерскими записями:

погашение задолженности по долговым обязательствам отражается на основании первичного учетного документа, подтверждающего расходование денежных средств бюджетного учреждения, в соответствии с видом объекта учета и хозяйственной операции по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 230100000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» (230114810, 230124820, 230144820) и кредиту счетов 220111610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», 220127610 «Выбытия денежных средств учреждения в иностранной валюте со счета в кредитной организации», 220134610 «Выбытие средств из кассы учреждения»;

перечисление процентов, пеней, штрафных санкций отражается на основании первичного учетного документа, подтверждающего расходование денежных средств бюджетного учреждения в соответствии с видом объекта учета и хозяйственной операции по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 230100000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» (230114810, 230124820, 230144820) и кредиту счетов 220111610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», 220127610 «Выбытия денежных средств учреждения в иностранной валюте со счета в кредитной организации»;

прекращение долгового обязательства бюджетного учреждения — принципала, в случае его исполнения гарантом, при отсутствии регрессивного требования к бюджетному учреждению со стороны гаранта, отражается на основании документа, подтверждающего исполнение гарантом долгового обязательства бюджетного учреждения, следующими бухгалтерскими записями в соответствии с видом объекта учета и хозяйственной операции по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 230100000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» (230114810, 230124820, 230144820) и кредиту счета 240110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами»;

уменьшение долговых обязательств, принятых бюджетным учреждением в иностранной валюте, в связи с возникновением при расчете рублевого эквивалента суммы обязательства на дату его исполнения (на дату формирования регистров бухгалтерского учета) отрицательных курсовых разниц, отражается на основании Справки (ф. 0504833) по дебету счета 230124820 «Увеличение задолженности по заимствованиям, не являющимся государственным (муниципальным) долгом, в рамках целевых иностранных кредитов (заимствований)», счета 230144820 «Увеличение задолженности по заимствованиям в иностранной валюте, не являющимся государственным (муниципальным) долгом» и кредиту счета 240110171 «Доходы от переоценки активов».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8599 —

| 7443 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/19_89764_uchet-raschetov-s-kreditorami-po-dolgovim-obyazatelstvam.html

Отражение задолженности по займу (кредиту) в рублях и иностранной валюте в бухучете и отчетности бюджетного и автономного учреждения

Основную сумму заемных средств, полученных учреждением, отражают по кредиту соответствующих аналитических счетов счета 0 301 00 000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Основной суммой является та часть денежных средств, которую заемщик должен выплатить по договору без учета начисленных процентов.

Задолженность отражают только после поступления денег на лицевой (расчетный) счет учреждения. Дело в том что, согласно гражданскому законодательству договор займа считается заключенным лишь с момента передачи заемщику денег. Причем если деньги получены заемщиком от заимодавца в сумме меньшей, чем указана в договоре, договор считается заключенным на сумму, которая фактически поступила .

В отличие от порядка учета процентов, применяемого в отношении коммерческих фирм, учреждение их отражает только одним способом вне зависимости от целей получения займа (кредита) и направлений расходования средств (пополнение оборотных средств, приобретение запасов, приобретение основных средств или нематериальных активов). Так, проценты, подлежащие уплате по заемным средствам, начисляют по кредиту счета 0 301 00 000 (по соответствующим аналитическим счетам) в корреспонденции со счетом 0 401 20 230 «Расходы на обслуживание долговых обязательств». Их отражают на основании Справки (ф. 0504833) в тот день, когда у учреждения возникла обязанность их оплатить исходя из условий договора. Факт перечисления процентов заимодавцу значения не имеет.

В большинстве случаев условия договора предусматривают, что проценты подлежат начислению за каждый день пользования займом. По нашему мнению, для упрощения учетной работы учреждение может начислять проценты исходя из наиболее ранней даты:

— день перечисления суммы процентов заимодавцу;

— последний календарный день каждого месяца.

При возврате суммы займа (процентов по нему) делают запись по дебету счета 0 301 00 000 (по соответствующим аналитическим счетам) в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

Учет заемных средств в рублях

Пример

25 сентября учреждение заключило договор займа в рублях сроком на 3 мес. Средства поступают в рамках приносящей доход деятельности учреждения. 1 октября по данному договору учреждение получило 500 000 руб. По условиям договора организация должна уплачивать проценты за каждый день пользования займом из расчета 22 % годовых. Уплата процентов осуществляется одновременно с возвратом основной суммы займа. Для упрощения примера забалансовый учет денежных средств не приводится.

Операции по поступлению займа, а также начислению процентов по нему будут отражены записями:

Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 301 14 710

– 500 000 руб. — поступила сумма займа на лицевой счет учреждения в казначействе;

Дебет 2 401 20 231 Кредит 2 301 14 710

– 9342 руб. (500 000 руб. × 22 % : 365 дн. × 31 дн.) — начислены проценты за октябрь;

Дебет 2 401 20 231 Кредит 2 301 14 710

– 9041 руб. (500 000 руб. × 22 % : 365 дн. × 30 дн.) — начислены проценты за ноябрь;

Дебет 2 401 20 231 Кредит 2 301 14 710

– 9342 руб. (500 000 руб. × 22 % : 365 дн. × 31 дн.) — начислены проценты за декабрь.

Таким образом, по строке 470 (471) баланса учреждения за отчетный год будет указана задолженность по займу и сумме начисленных процентов в размере:

500 000 + 9342 + 9041 + 9342 = 527 725 руб.

Возврат займа и уплату процентов по нему отражают записью:

Читайте так же:  Кредиты с плохой ки и просрочками

Дебет 2 301 14 810 Кредит 2 201 11 610

– 527 725 руб. — перечислена сумма займа и процентов по нему с лицевого счета учреждения в казначействе.

Учет заемных средств в иностранной валюте

— день совершения операций в иностранной валюте (например возврата займа, начисления или перечисления процентов по нему);

— день формирования регистров бухгалтерского учета (отчетную дату).

Если курс иностранной валюты, действующий на момент переоценки задолженности, больше, чем на день получения средств или предыдущей переоценки, в учете возникает положительная курсовая разница. На ее сумму увеличивают задолженность перед заимодавцем (кредитором). Указанную разницу отражают по кредиту счета 0 301 44 000 в корреспонденции со счетом 0 401 10 171 «Доходы от переоценки активов» (п. 124 Плана счетов БУ, п. 127 Плана счетов АУ).

Если курс иностранной валюты, действующий на момент переоценки задолженности, меньше, чем на день получения средств или предыдущей переоценки, в учете возникает отрицательная курсовая разница. На ее сумму уменьшают задолженность перед заимодавцем (кредитором). Указанную разницу отражают по дебету счета 0 301 44 000 в корреспонденции со счетом 0 401 10 171 «Доходы от переоценки активов» (п. 125 Плана счетов БУ, п. 128 Плана счетов АУ).

Пример

20 сентября учреждение заключило кредитный договор сроком на 3 мес. 1 ноября в рамках данного договора учреждение получило 100 000 долл. США. Средства получены учреждением в рамках приносящей доход деятельности. По условиям договора организация должна уплачивать проценты за каждый день пользования кредитом из расчета 12 % годовых. Уплата процентов осуществляется вместе с возвратом основной суммы займа.

Соответственно, учреждение обязано заплатить проценты в сумме:

100 000 USD × 12 % : 365 дн. × 30 дн. = 986,30 USD

100 000 USD × 12 % : 365 дн. × 31 дн. = 1019,18 USD

100 000 USD × 12 % : 365 дн. × 31 дн. = 1019,18 USD

Для упрощения примера забалансовый учет денежных средств не приводится.

Официальный курс доллара США составил:

— на день поступления кредита (1 ноября) — 29 руб./USD;

— на день начисления процентов за ноябрь — 30 руб./USD;

— на день формирования годовой отчетности и начисления процентов за декабрь — 31 руб./USD;

— на день возврата кредита, начисления и перечисления процентов за январь — 32 руб./USD.

Операции, связанные с получением кредита, будут отражены следующими записями:

Дебет 2 201 27 510 Кредит 2 301 44 720

– 2 900 000 руб. (100 000 USD × 29 руб./USD) — поступила сумма кредита на валютный счет учреждения в банке;

Дебет 2 401 20 231 Кредит 2 301 44 720

– 29 589 руб. (986,30 USD × 30 руб./USD) — начислены проценты за ноябрь;

Дебет 2 401 10 171 Кредит 2 301 44 720

– 100 000 руб. ((30 руб./USD – 29 руб./USD) × 100 000 USD) — отражена положительная курсовая разница по сумме кредита;

Дебет 2 401 20 231 Кредит 2 301 44 720

– 31 594,58 руб. (1019,18 USD × 31 руб./USD) — начислены проценты за декабрь;

Дебет 2 401 10 171 Кредит 2 301 44 720

– 100 986,30 руб. ((31 руб./USD – 30 руб./USD) × (100 000 USD + 986,30 USD)) — отражена положительная курсовая разница по сумме кредита и процентам за ноябрь.

Таким образом, на 1 января года, следующего за отчетным, в учете учреждения образовалась задолженность по кредиту и начисленным процентам, отражаемая в строке 470 (474), в сумме:

2 900 000 + 29 589 + 100 000 + 31 594,58 + 100 986,30 = 3 162 169,88 руб.

При начислении процентов за январь, переоценке и возврате кредита в учете учреждения делают записи:

Дебет 2 401 20 231 Кредит 2 301 44 720

– 32 613,76 руб. (1019,18 USD × 32 руб./USD) — начислены проценты за январь;

Дебет 2 401 10 171 Кредит 2 301 44 720

– 102 005,48 руб. ((32 руб./USD – 31 руб./USD) × (100 000 USD + 986,30 USD + 1019,18) — отражена положительная курсовая разница по сумме кредита и процентам за ноябрь и декабрь;

Дебет 2 301 44 820 Кредит 2 201 27 610

– 3 296 789,12 руб. (3 162 169,88 + 32 613,76 + 102 005,48) — возвращены сумма кредита и проценты по нему с валютного счета учреждения в банке.

Официальный курс доллара США составил:

— на день поступления кредита (1 ноября) — 32 руб./USD;

— на день начисления процентов за ноябрь — 31 руб./USD;

— на день формирования годовой отчетности и начисления процентов за декабрь — 30 руб./USD;

— на день возврата кредита, начисления и перечисления процентов за январь — 29 руб./USD.

Операции, связанные с получением кредита, будут отражены следующими записями:

Дебет 2 201 27 510 Кредит 2 301 44 720

– 3 200 000 руб. (100 000 USD × 32 руб./USD) — поступила сумма кредита на валютный счет учреждения в банке;

Дебет 2 401 20 231 Кредит 2 301 44 720

– 30 575,30 руб. (986,30 USD × 31 руб./USD) — начислены проценты за ноябрь;

Дебет 2 301 44 820 Кредит 2 401 10 171

– 100 000 руб. ((32 руб./USD – 31 руб./USD) × 100 000 USD) — отражена отрицательная курсовая разница по сумме кредита;

Дебет 2 401 20 231 Кредит 2 301 44 720

– 30 575,40 руб. (1019,18 USD × 30 руб./USD) — начислены проценты за декабрь;

Дебет 2 301 44 820 Кредит 2 401 10 171

– 100 986,30 руб. ((31 руб./USD – 30 руб./USD) × (100 000 USD + 986,30 USD)) — отражена отрицательная курсовая разница по сумме кредита и процентам за ноябрь.

Таким образом, на 1 января года, следующего за отчетным, в учете учреждения образовалась задолженность по кредиту и начисленным процентам, отражаемая в строке 470 (474), в сумме:

3 200 000 + 30 575,30 – 100 000 + 30 575,40 – 100 986,30 = 3 060 164,40 руб.

При начислении процентов за январь, переоценке и возврате кредита в учете учреждения делают записи:

Дебет 2 401 20 231 Кредит 2 301 44 720

– 29 556,22 руб. (1019,18 USD × 29 руб./USD) — начислены проценты за январь;

Дебет 2 301 44 820 Кредит 2 401 10 171

– 102 005,48 руб. ((30 руб./USD – 29 руб./USD) × (100 000 USD + 986,30 USD +1019,18) — отражена отрицательная курсовая разница по сумме кредита и процентам за ноябрь и декабрь;

Дебет 2 301 44 820 Кредит 2 201 27 610

– 2 987 715,14 руб. (3 060 164,40 + 29 556,22 – 102 005,48) — возвращены сумма кредита и проценты по нему с валютного счета учреждения в банке.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.klerk.ru/buh/articles/336750/

Учет расчетов с кредиторами по долговым обязательствам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here