Трудовые споры по подведомственности можно разделить

Полезная информация в статье: "Трудовые споры по подведомственности можно разделить". Статья описывает тематику понятным для неспециалистов языком. Сделаны комментарии юристов и выводы. Если для вашего конкретного случая требуются дополнительные консультации, то обратитесь к дежурному консультанту.

Понятие индивидуальных трудовых споров, их подведомственность

Индивидуальные трудовые споры (ИТС) – это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и

иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении

или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст. 381 ТК). ИТС рассматриваются комиссиями по трудовым спорам (КТС) и судами.

КТС является органом трудового коллектива. Она создается во всех учреждениях, организациях по инициативе работников и (или) работодателя на паритетных началах из представителей сторон. Представители работников избираются общим собранием (конференцией) трудового коллектива тайным или открытым

голосованием (по усмотрению собрания или конференции). Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации. Из состава комиссии избирается председатель КТС и ее секретарь (для введения делопроизводства, хранения дел и т. д.).

Трудовой спор подлежит рассмотрению в КТС, если работник самостоятельно или с участием его представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Срок обращения в КТС — три месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Если срок пропущен по уважительной причине, КТС может его восстановить.

Заявление работника подлежит обязательной регистрации в журнале поступления заявлений. ИТС рассматривается в течение 10 календарных дней в присутствии работника-заявителя или заочно – по письменному заявлению работника. Решение КТС принимает тайным голосованием большинством голосов.

В решении указываются: наименование организации, Ф.И.О., профессия, специальность, должность заявителя, дата обращения в КТС и дата рассмотрения спора, существо спора, фамилии присутствующих членов КТС, результаты голосования и мотивированное со ссылкой на норму права решение.

Решение КТС имеет мотивировочную и резолютивную части. Протокол заседания КТС должен быть подписан председателем или его заместителем и заверен

печатью КТС. Решение КТС может быть обжаловано работником или администрацией в 10-дневный срок со дня вручения им копии решения.

Для правильного и быстрого разрешения каждого трудового спорта большое значение имеет определение подведомственности трудовых споров, которая обязательно проверяется при принятии заявлений по спорам. Решение спора неправомочным на то органом не имеет юридической силы и не может быть исполнено в принудительном порядке.

Подведомственность трудовых споров затрагивает только правомочие органа принять спор к рассмотрению. Она определяется законом, но, к сожалению, закон не установил четкие критерии, почему одни трудовые споры подведомственны этому органу, а другие – нет.

Первоначальная подведомственность трудового спора определяется по виду (индивидуальный или коллективный), свойствам и содержанию спора.

Таким образом, подведомственность – это определение по виду, свойствам и содержанию трудового спора, в каком органе первоначально должен решаться спор.

Все трудовые споры по их подведомственности тому или иному органу можно разделить на рассматриваемые:

в общем порядке – КТС и, при необходимости судом;

в особом порядке (для отдельных категорий работников);

в примирительном порядке – коллективные трудовые споры, рассматриваемые примирительными комиссиями, посредниками и трудовыми арбитражами.

Также можно разделить все трудовые споры по подведомственности на рассматриваемые в судебном порядке и в несудебном порядке.

Отнесение спорта к одной из указанных групп означает, что другие органы или неправомочны рассматривать данный спор, или могут рассмотреть его лишь после того, как он прошел первоначальную (необходимую) для данной группы споров стадию разбирательства.

Установленный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, включая их подведомственность, не лишает работника права обратиться в вышестоящий орган в порядке подчиненности или в суд с жалобой на действия (бездействие) конкретного работодателя (его представителя).

Работник также вправе обжаловать незаконные действия работодателя в иные органы, например в прокуратуру, федеральную инспекцию труда и в другие уполномоченные органы государственного надзора и контроля.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Источник: http://studopedia.org/8-193232.html

Подведомственность и подсудность индивидуальных трудовых споров

В соответствии с ч. 1 ст. 385 ТК РФ комиссия по трудовым спорам рассматривает индивидуальные трудовые споры, возникающие в организации, в которой она создана. Следовательно, к подведомственности комиссии по трудовым спорам (КТС) отнесены споры между работодателем и работником, если возникшие между ними разногласия не были урегулированы путем проведения переговоров. Однако КТС является альтернативным органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Работник вправе по спорам, отнесенным к подведомственности КТС, обратиться в суд, минуя КТС. Таким образом, индивидуальные трудовые споры, относящиеся к подведомственности КТС, могут быть рассмотрены как КТС, так и судом. Отсутствие обращения в КТС не является препятствием для подачи заявления в судебные органы.

Заявление о восстановлении нарушенного права может быть подано работником в вышестоящий по отношению к его работодателю орган или вышестоящему должностному лицу, имеющему полномочия по отмене решений представителя работодателя. Такое заявление может быть подано наряду с обращением в КТС и суд. Например, в новой структуре Правительства РФ в министерства входят федеральные службы и агентства. Следовательно, по вопросам нарушения трудовых прав руководителями федеральных служб и агентств работники могут апеллировать к руководителям министерства, в которое входит федеральная служба или агентство, руководители которого допустили нарушение трудовых прав работника. К компетенции указанных должностных лиц относится рассмотрение заявлений работников, по отношению к которым они имеют полномочия принимать решения в сфере трудовой деятельности.

К подведомственности судов общей юрисдикции отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими подзаконных нормативных правовых актов федерального уровня, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации за исключением их уставов и конституций. Перечисленные нормативные правовые акты могут быть проверены судом общей юрисдикции на предмет их соответствия вышестоящему по юридической силе законодательству, в частности федеральным законам.

Обжалование локальных нормативных правовых актов, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления происходит в районном (городском) суде по месту нахождения работодателя или органа местного самоуправления, издавшего такой акт.

Мировые судьи не имеют полномочий по рассмотрению заявлений о признании нормативных правовых актов недействующими полностью или в части.

Рассмотрение заявлений о признании недействующим нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации относится к компетенции суда субъекта РФ, принявшего такой акт. В кассационном порядке вынесенное решение обжалуется в Верховный Суд РФ.

Читайте так же:  Когда лучше подать заявление на увольнение

Заявление об оспаривании подзаконных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти относится к подсудности Верховного Суда РФ. При подаче таких заявлений следует учитывать положения Постановления Конституционного Суда РФ от 27 января 2004 года N 1-П по делу о проверке конституционности отдельных положений п. 2 ч. 1 ст. 27, ч. 1, ч. 2 и ч. 4 ст. 251, частей второй и третьей ст. 253 ГПК РФ в связи с запросом Правительства РФ. Из данного Постановления следует, что суды общей юрисдикции не могут рассматривать заявления об оспаривании нормативных правовых актов Правительства РФ по вопросам, отнесенным к компетенции Правительства РФ федеральным законом, если в нем не имеется содержательной регламентации этого вопроса. Следовательно, в Верховном Суде РФ могут быть оспорены нормативные правовые акты Правительства РФ, если они изданы по вопросам, которые федеральным законом не отнесены к компетенции Правительства РФ, либо противоречат положениям федерального закона. В остальных случаях нормативные правовые акты Правительства РФ могут быть проверены Конституционным Судом РФ на предмет их соответствия Конституции РФ, в том числе и обозначенным в ней полномочиям Правительства РФ.

Аналогичное право имеют профсоюзные органы. В ст. 5.30 КоАП РФ установлена административная ответственность работодателя, его представителей за необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения. Следовательно, соответствующий профсоюз вправе обратиться в суд с заявлением о признании отказа работодателя, его представителей от заключения колдоговора, соглашения на предлагаемых профсоюзом условиях необоснованным и обязании заключить указанный договор.

Для обращения работодателя к профсоюзному органу с заявлением о признании необоснованным отказа в даче согласия на увольнение руководителя (его заместителя) профсоюза, не освобожденного от основной работы, а также для обращения профсоюза к работодателю о признании отказа от заключения колдоговора, соглашения необоснованным и обязании заключить соответствующий договор должен быть применен исковой характер производства. Названные исковые требования относятся к подсудности районных (городских) судов, поскольку они связаны с оценкой законности и обоснованности проводимого работодателем увольнения, а также с проверкой содержания проектов нормативных правовых актов в сфере труда. Тогда как гражданское процессуальное законодательство не относит к компетенции мировых судей оценку документов об увольнении, а также проверку содержания нормативных правовых актов о труде. Следовательно, перечисленные требования должны рассматриваться в районных (городских) судах.

Заявления о проверке соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации положениям действующих у них уставов или конституций могут быть рассмотрены уставными либо конституционными судами субъектов Российской Федерации, где такие судебные органы созданы.

Заявление в порядке особого производства подается в районный (городской) суд по месту жительства или нахождения заявителя. Как уже отмечалось, мировые судьи не имеют полномочий по рассмотрению заявлений в порядке особого производства. Поэтому данный вид заявлений рассматривается федеральными судьями районных, а в городах, где нет районного деления, — городских судов.

Таковы основные способы защиты нарушенного права и охраняемого законом интереса в сфере труда путем обращения в органы, полномочные выносить обязательные для исполнения решения.

§ 3. Формирование комиссии по трудовым спорам (КТС)

В соответствии с ч. 1 ст. 384 ТК РФ КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя. Таким образом, для создания КТС в организации достаточно волеизъявления работников в лице полномочных органов или полномочного представителя работодателя. Решение работников о необходимости создания КТС оформляется либо протоколом общего собрания работников организации, либо решением профсоюзного органа, представляющего интересы большинства работников организации. От имени работодателя с требованием о создании КТС может выступить лицо, пользующееся правом приема и увольнения работников. Наличие решения работников организации о необходимости создания КТС является обязательным для представителей работодателя, которые должны назначить своих представителей в состав КТС. В свою очередь решение полномочного представителя работодателя о создании КТС обязывает работников выделить в установленном законодательством порядке своих представителей в состав КТС.

Законодательством не определено, что в состав КТС от работников могут входить лица, состоящие в трудовых отношениях с работодателем. В связи с чем работники могут избрать в состав КТС и лиц, которые не состоят в трудовых отношениях с работодателем, например работников вышестоящего профсоюзного органа.

Представители работодателя назначаются в КТС на основании ч. 2 ст. 384 ТК РФ руководителем организации. Из чего следует, что полномочия представителей работодателя в составе КТС могут быть подтверждены исключительно приказом (распоряжением) либо иным документом, в частности доверенностью, выданной лицом, исполняющим обязанности руководителя организации.

Законодательством не определен срок, на который избираются, делегируются или назначаются члены КТС. По этой причине работники в лице полномочных представителей, лицо, исполняющее обязанности руководителя организации, могут менять своих представителей в составе КТС без ограничений каким-либо сроком. Едва ли наличие подобных полномочий будет способствовать эффективности работы КТС. Поэтому в законодательстве целесообразно установить срок, на который члены КТС наделяются полномочиями.

В состав КТС входит равное количество представителей работников и работодателя. Однако законодательство не устанавливает их численность. Поэтому работодатель и работники самостоятельно определяют численный состав КТС. В том случае, если КТС создается по инициативе работодателя, который своим приказом (распоряжением) выделил определенное количество работников в ее состав, у работников возникает обязанность выделить такое же количество представителей в состав КТС. И наоборот, создание КТС по решению полномочного органа работников организации, наделившего полномочиями члена КТС определенное количество представителей, влечет возникновение обязанности у работодателя выделить в состав КТС такое же количество членов. При рассмотрении заявлений работников в КТС также должно присутствовать равное количество представителей работодателя и работников.

Законодательством не определен срок полномочий лиц, назначенных, делегированных или избранных в состав КТС. Однако представители работников могут заключить соглашение с представителем работодателя о сроке полномочий лиц, входящих в состав КТС. Данное соглашение может выступать в качестве приложения к коллективному договору, его изменение возможно только по волеизъявлению сторон. Однако такое соглашение не должно ограничивать права общего собрания (конференции) работников по избранию членов КТС. В связи с чем на определенный в нем срок представители работников могут быть назначены лишь решением общего собрания (конференции) работников организации или структурного подразделения. Срок полномочий члена КТС по соглашению между работодателем и полномочными представителями работников может быть установлен, например, в пять лет. В нем же могут быть предусмотрены случаи досрочного прекращения полномочий члена КТС, в частности, в связи с отказом работника, его увольнением с работы и другие случаи. Прекращение полномочия члена КТС с нарушением такого соглашения следует признавать нарушением, которое не позволяет признать полномочия вновь назначенных, делегированных и избранных членов КТС взамен лиц, полномочия которых прекращены незаконно.

Читайте так же:  Газовая горелка устройство и принцип работы

В состав КТС структурного подразделения также должно входить равное количество представителей работодателя и работников. Поэтому наличие решения общего собрания работников структурного подразделения об избрании в состав КТС определенного количества лиц влечет возникновение у полномочного представителя работодателя обязанности назначить в КТС такое же количество членов.

КТС организации и структурного подразделения избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Избранным следует считать члена КТС, за которого проголосовало большинство лиц, входящих в данную комиссию. В законодательстве не определено, что председатель и секретарь КТС должны быть представителями работодателя и работников. Однако КТС формируется на принципе паритетности, гарантирующем равное представительство в ее работе представителей работодателя и работников. Поэтому соблюдение этого принципа предполагает избрание председателя и секретаря КТС из представителей входящих в ее состав сторон. Избрание представителя работодателя председателем КТС должно влечь избрание секретарем этой комиссии представителя работника. И наоборот, избрание председателем представителя работников должно влечь избрание секретарем КТС представителя работодателя.

Законодательством не определено и минимальное количество членов КТС организации и структурного подразделения. В связи с чем количественный состав КТС определяется по инициативе одной из сторон путем выделения другой стороной такого же количества членов КТС. При этом представители работодателя и работников могут заключить соглашение о количестве членов КТС организации и структурного подразделения. При избрании в состав КТС двух представителей работодателя и двух представителей работников ее заседание будет правомочным в случае присутствия на нем представителя работодателя и представителя работников, то есть двух членов КТС, при избрании в КТС трех представителей работодателя и трех представителей работников ее заседание будет правомочным при участии в нем двух представителей работодателя и двух представителей работников, то есть не менее половины членов, представляющих в КТС работников и работодателя.

В соответствии с ч. 4 ст. 384 ТК РФ КТС организации должна иметь собственную печать. КТС структурного подразделения может не иметь собственной печати. В этом случае ее решения заверяются печатью КТС организации либо печатью, имеющейся в структурном подразделении. В этом случае необходимо издать приказ руководителя структурного подразделения об удостоверении решения КТС печатью структурного подразделения. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем. Данное правило распространяется и на КТС структурных подразделений. В связи с чем члены КТС вправе требовать от полномочных представителей работодателя обеспечения деятельности КТС, в частности, изготовления печати, предоставления помещений для проведения заседаний, выделения бумаги и иных принадлежностей, необходимых для осуществления деятельности комиссии. Невыполнение данной обязанности является нарушением трудового законодательства, за совершение которого полномочные представители работодателя могут быть привлечены к установленным законом мерам ответственности. Кроме этого, председатель КТС, ее секретарь могут обратиться с иском к работодателю об обеспечении деятельности КТС необходимыми средствами и помещением.

Неисполнение вступившего в законную силу судебного решения, обязывающего работодателя обеспечить деятельность КТС, также является основанием для привлечения его полномочных представителей к установленным законом мерам ответственности.

Таким образом, формирование состава КТС в соответствии с действующим законодательством и обеспечение работодателем ее деятельности являются необходимыми условиями выполнения комиссией функции по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) .

Источник: http://studopedia.org/1-54117.html

Подведомственность и подсудность индивидуальных трудовых споров

Трудовым законодательством установлена подведомственность трудовых споров, то есть распределение компетенции по разрешению трудовых споров между органами, наделенным правом их рассмотрения и разрешения.

Все трудовые споры по их подведомственности можно разделить на следующие группы:

♦ рассматриваемые в общем порядке, когда КТС является обязательной первичной стадией, после которой спор может поступить на рассмотрение суда;

♦ рассматриваемые непосредственно судом;

♦ рассматриваемые вышестоящим органом в случаях, установленных федеральным законом для отдельных категорий работников (ст. 383 ТК);

♦ альтернативная подведомственность (по специальным законам для отдельных категорий работников) по выбору истца в вышестоящий орган или суд.

В общем порядке КТС рассматривает только споры из трудовых правоотношений, и то не все. Необходимо учитывать, что ТК РФ не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора КТС.

Непосредственно в суде без досудебного разбирательства рассматриваются определенные статьей 391 ТК РФ трудовые споры:

♦ по заявлению работника о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогулы либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных;

♦ по заявлению работодателя о возмещении работником ущерба;

♦ об отказе в приеме на работу;

♦ по заявлению лиц, работающих по трудовому договору у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, работников религиозных организаций, работников организаций, где не созданы КТС;

♦ лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Вышестоящие органы управления вправе и обязаны рассматривать любые поступившие от работников жалобы на действия нижестоящих органов, в том числе и по трудовым спорам, подведомственным КТС и суду.

Подсудность – отнесение дела по трудовому спору к ведению определенного суда. Дела по спорам, возникшим из трудовых и связанных с ними отношений, подведомственным судам общей юрисдикции. В компетенцию их первой инстанции – мировых судей – включены все дела по трудовым спорам, за исключением дел о восстановлении и дел о признании забастовки незаконной. Районные суды рассматривают дела по указанным видам споров, а также жалобы на решения мировых судей.

В отношении территориальной подсудности действует общее правило ГПК РФ: суды рассматривают трудовые споры по месту нахождения ответчика (ст.28 ГПК РФ), за исключением исков о возмещении вреда, причиненного работникам трудовым увечьем, и исков о восстановлении трудовых прав. В отношении таких исков установлена альтернативная подсудность как по месту нахождения ответчика, так и по месту нахождения истца, причем выбор подсудности принадлежит истцу (п.5, 6 ст. 29 ГПК РФ).

Читайте так же:  Закон о восстановлении на работу

Источник: http://mydocx.ru/10-146414.html

Трудовые споры: подсудность и подведомственность

Количество трудовых споров, рассматриваемых в судебном порядке, растет с каждым годом. Таковы реалии современной жизни и, в частности, трудовых отношений. Но следует отметить, что все же большая часть наемных работников не знает всего объема предусмотренных законодательством прав и социальных гарантий, на которые они могут рассчитывать. В противном случае количество трудовых споров в судах было бы значительно больше.

И пока руководители предприятий не спешат организовывать разъяснительную работу относительно прав своих подчиненных, работникам ничего не остается, как повышать свою юридическую грамотность самостоятельно.

Решение трудовых споров комиссией по трудовым спорам – практика редкая. Причина кроется как в нежелании работодателя создавать такой орган, так и в стремлении работника восстанавливать справедливость непосредственно в суде. Но куда именно обращаться работнику для защиты своих интересов, чтобы получить желаемый результат своевременно? Найти ответ на этот вопрос поможет следующая статья.

Какие разногласия с работодателем могут привести работника в суд?

Трудовая комиссия не всегда решает трудовые споры

Итак, споры, возникшие в связи с трудовыми отношениями между работодателем и наемным работником, могут рассматриваться в специально созданной на предприятии комиссии по трудовым спорам или же в суде. Непосредственно судами общей юрисдикции рассматриваются несколько категорий трудовых споров.

Первая и наиболее численная из них – это споры, связанные с ущемлением каких либо прав работника, занятость которого официально не оформлена. Почему так происходит? Пытаясь не афишировать свою занятость, люди чаще всего преследую очень меркантильную цель – уклонение от уплаты налогов. Также трудовые отношения не стремятся должным образом оформить люди, не имеющие по закону права совмещать два вида деятельности, например.

Видео (кликните для воспроизведения).

Подобного рода споры, как правило, очень сложные. Сам факт существования трудовых отношений бывает непросто доказать, а установить – что входило в круг служебных обязанностей – практически нереально.

Вторая по численности категория дел – это споры о взыскании заработной платы. Многие руководители предприятий грешат такими нарушениями трудового законодательства, особенно если предприятие на грани финансового краха и денег на выплату зарплаты действительно нет и не предвидеться. В таких случаях гарантированное Конституцией право гражданина на оплату своего труда работнику приходится отстаивать в суде.

Также многочисленной категорией рассматриваемых в судах дел являются тяжбы о восстановлении в должности. Случаи незаконного увольнения встречаются повсеместно, и только справедливое и непредвзятое решение суда даст возможность неправомерно уволенному восстановить свои права.

Часто истцом в подобного рода делах выступает и работодатель. Ведь недобросовестное отношение работника к вмененным ему трудовым обязанностям – тоже не редкое явление. И выплачивать заработную плату за систематическое невыполнение служебных обязанностей никто не станет.

Трудовые споры: что нужно знать при обращении в суд. Комментарий практикующего юриста:

Понятие «подведомственность» несколько схоже с понятием «компетенция». И если компетенция – это группа полномочий в сфере деятельности (полномочие принять дело к рассмотрению, полномочие выносить решение и т.д.), то подведомственность – это полномочие принять к рассмотрению конкретным органом конкретный подведомственный ему спор.

Иными словами, подведомственность – это определение в каком органе спор должен решаться, исходя из его сути и свойств. По критерию подведомственности все множество трудовых споров можно разделить на пять категорий:

  • с общим порядком рассмотрения, когда первым обязательным этапом является попытка урегулировать вопрос в комиссии по трудовым спорам, после чего можно направляться прямиком в суд;
  • рассматриваемые в суде;
  • рассматриваемые в вышестоящем органе (если одной из конфликтующих сторон является работник, внесенный законодательством в отдельную категорию работников);
  • с альтернативной подведомственностью, когда истец имеет возможность выбрать, куда обращаться, – в вышестоящий орган или в суд;
  • коллективные споры, рассмотрением которых занимается примирительная комиссия, трудовой арбитраж или посредник.

Категория споров, рассматривать которые позволяется сразу в суде без досудебного урегулирования в КТС, четко обозначена в законе. Это споры о восстановлении на работе, об изменении формулировки или даты увольнения; споры, предметом которых выступает неправомерный отказ в приеме на работу; споры по искам сотрудников тех предприятий, в которых создание КТС не происходило; споры, инициатором которых является работодатель, — в случае причинения работником ущерба организации, споры о материальной ответственности коллектива предприятия и т.д.

Иногда без суда не разобраться…

Разобравшись в понятии «подведомственность трудового спора» и определивши, что конфликт следует решать в суде, нужно разобраться с правилами подсудности. Проще говоря, далее необходимо понять в какой суд надо нести исковое заявление, так как именно правила подсудности определяют, какой именно суд или судья вправе принять и рассмотреть конкретное дело. В теории процессуального права подсудность трудовых споров подразделяется на два вида: территориальная и родовая.

Правила подсудности устанавливают, что все иски по трудовым спорам можно подать:

  1. в районный суд населенного пункта, в котором находится ответчик или его филиал;
  2. мировому судье.

Мировым судьей рассматривается очень узкий, четко обозначенный в законодательстве круг дел, которые касаются материальных интересов сотрудника. Это споры о начисленной и не выплаченной заработной плате, а также относительно отпускных, выплат при увольнении и любых других видов выплат. Такого рода споры завершаются выдачей судебного приказа (приказное производство).

Эта форма судопроизводства возможна тогда, когда спор про право отсутствует. Так, мировой судья должен принять заявление работника о взыскании с организации-работодателя невыплаченных последнему денежных сумм, только если истец предоставит надлежащие доказательства того, что деньги ему были начислены, но не выданы. Если подобного рода доказательства отсутствуют, то в выдаче судебного приказа, скорее всего, будет отказано. И мировой судья порекомендует решать вопрос в порядке искового производства в районном суде.

Мировой судья способен разрешить трудовые споры

Территориальная подсудность заключается в распределении дел между судебными инстанциями одного уровня. Общие правила гражданского процесса гласят, что все иски подаются по месту проживания гражданина или месту регистрации предприятия — ответчика. Соответственно, иск, суть которого состоит в защите трудовых прав, практически во всех случаях следует направлять в суд населенного пункта по месту нахождения работодателя.

Тут главное не ошибиться с выбором суда, ведь случаи, когда работник работает в одном городе, а предприятие зарегистрировано в другом, а то и в другой стране, — не редкость. Поэтому, выбирая, куда именно направить иск, не забывайте о сроках давности для его подачи, в трудовых спорах они невелики. Так, к примеру, для желающего восстановиться на работе срок исковой давности будет составлять месяц со дня его увольнения (выдачи трудовой книжки или копии приказа об увольнении).

Читайте так же:  Взять отсрочку платежа по кредиту

Также следует знать, что иск можно направить и в районный суд населенного пункта, в котором проживает работник, или в суд того города, где находится подразделение ответчика (если работник именно там работал).

Альтернативная, исключительная и договорная подсудность

Истец имеет право выбора судебной инстанции

Альтернативная подсудность предлагает истцу право выбора органа, к которому он хочет обратиться для свершения правосудия. Так, например, альтернативная подсудность дает возможность выбрать подавать ли иск по месту нахождения работодателя или по месту проживания работника.

Так споры о возмещении вреда, причиненного увечьем или другим повреждением здоровья, могут быть рассмотрены как по месту размещения офиса работодателя, так и по месту жительства истца или по месту нанесения вреда. То есть законом предусмотрена возможность работника из двух, а в некоторых случаях – и из большего количества судов выбрать один, в который ему будет наиболее удобно обратиться.

Исключительная подсудность таких преференций истцу не предлагает. Подразумевает она возможность обращения в один конкретный судовой орган, что указано в нормах закона. Рассмотрение дела в другом судебном органе исключено.

Существует также такое понятие как договорная подсудность. Ее применяют тогда, когда между истцом и ответчиком существует договор о том, в каком суде обе стороны желают, чтобы слушалось их дело. Очень часто применение принципа договорной подсудности говорит о готовности сторон искать компромисс, и приводит их к урегулированию всех противоречий путем медиации.

Таким образом, дела, связанные с трудовыми правоотношениями, всегда довольно сложны и нуждаются в индивидуальном подходе. И знание правил подведомственности и подсудности значительно облегчает жизнь человеку, права которого ущемлены. Ведь понимание того в какой орган в каждом отдельном случае следует обращаться избавит истца от ненужной бумажной волокиты и потери драгоценного времени.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Судебная экспертиза – что это за профессия, специфика, необходимые качества и знания

Что нужно знать, чтобы поступить на юриста — особенности получения образования и требуемые знания

Лицензия на продажу алкогольной продукции — инструкция по получению, права и ответственность продавца

Как выиграть тендер на строительство или ремонт — рекомендации по подготовке, презентации и предотвращению ошибок

Задержка самолета — права пассажира и что делать при их нарушении

119296, г. Москва, ул. Вавилова, д. 54, корп. 4, оф. 406 | Контакты

Источник: http://argi.su/biznes-i-finansy/trudovye-spory-podsudnost-i-podvedomstvennost

Вопрос 127. Подведомственность индивидуальных трудовых споров, органы их рассматривающие

Подведомственность

это определение трудового спора по свойствам и содержанию, в каком первоначально органе должен решаться спор. Поэтому определяя подведомственность каждого конкретного трудового спора, надо выяснить, какого вида спор, индивидуальный или коллективный. Если спор индивидуальный, то надо установить его характер (о применении трудового законодательства или об установлении новых условий труда) и правоотношение, из которого он вытекает. Все споры из правоотношений, непосредственно связанных с трудовым правоотношением, КТС не подведомственны. Если не выяснить указанные свойства конкретного трудового спора, то можно неправильно определить его подведомственность. Правильное определение подведомственности конкретного трудового спора имеет большое практическое значение, поскольку решение спора неправомочным на то органом не имеет юридической силы и не может быть исполнено в принудительном порядке.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

Все трудовые споры по их подведомственности тому или иному органу можно разделить на следующие группы:

1) рассматриваемые в общем порядке, когда КТС является обязательной первичной стадией, после которой спор может поступить на рассмотрение суда;

2) рассматриваемые непосредственно судом;

3) рассматриваемые вышестоящим органом в случаях, установленных федеральным законом для отдельных категорий работников (ст. 383 ТК);

4) новая появившаяся по специальным законам альтернативная подведомственность по выбору истца в вышестоящий орган или в суд (например, все трудовые споры государственных служащих или споры с государственными инспекторами труда);

5) коллективные трудовые споры с единой подведомственностью, рассматриваемые примирительными комиссиями, посредником и трудовым арбитражем.

В общем порядке КТС рассматривает только споры из трудовых правоотношений, и то не все. Иной порядок установлен законом для двух категорий споров: рассматриваемых или непосредственно судом (без рассмотрения в КТС), или только вышестоящим органом.

Непосредственно в суде решаются также споры о необоснованном отказе в приеме на работу: лица, приглашенного на работу в порядке перевода с другого предприятия, учреждения, организации; молодого специалиста, направленного по окончании учебы в установленном договором порядке; другого лица, с которым администрация в соответствии с законодательством обязана заключить трудовой договор (направленного по квоте подростка или инвалида и др.); беременной женщины или имеющей детей в возрасте до 3 лет, одинокой матери (отца), имеющей детей до 14 лет (ребенка-инвалида до 16 лет) по мотивам, связанным с этими обстоятельствами, лица, считающего, что он подвергся дискриминации в труде.

Споры о возмещении ущерба, причиненного работником предприятию (учреждению), рассматриваются непосредственно в суде по иску администрации. Если же администрация удержала из заработной платы работника суммы в возмещение ущерба, а работник считает это незаконным, то спор будет уже о незаконном удержании, и подведомственен КТС. Непосредственно в суде решаются споры о коллективной материальной ответственности, о возмещении работодателем морального вреда, нанесенного работнику в связи с его трудовым увечьем или иным повреждением здоровья на работе, когда работник не согласен с решением об этом работодателя или не получил в установленный 10-дневный срок ответа работодателя на свое заявление. Исковая давность по этим спорам о моральном вреде не установлена.

Вышестоящие органы (вышестоящая администрация) вправе и обязаны рассматривать любые поступившие от работников жалобы на действия нижестоящих органов, в том числе и по трудовым спорам, подведомственным КТС и суду. Однако федеральными законами установлено, что вышестоящий орган рассматривает трудовые споры, если к нему обратился со спором государственный служащий, а также споры судей, прокуроров, их заместителей и помощников по вопросам увольнения, изменения даты и формулировки причины увольнения, перевода на другую работу, оплаты вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы и наложения дисциплинарного взыскания. Все трудовые споры государственных служащих рассматривает вышестоящая администрация или суд по их выбору.

Читайте так же:  Кто оплачивает зарплатную карту сбербанка

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Источник: http://studopedia.org/8-146137.html

Общие правила разрешения трудовых споров, подведомственность и подсудность трудовых дел.

Трудовые конфликты между работодателем и работником не являются редкостью и очень часто такие конфликты невозможно урегулировать мирным путем, поэтому стороны вынуждены обращаться в суд. Согласно.

Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в силу пункта 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ и статей 382, 391 Трудового кодекса РФ (далее — Кодекс, ТК РФ) дела по спорам, возникшим из трудовых правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции.

(п. 3 в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.09.2010 N 22).

При разрешении трудовых споров судам необходимо учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, данные в Постановлениях от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» и от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

Срок исковой давности для подачи заявления работником составляет я месяц в случае незаконного увольнения с должности и 3 месяца при иных нарушениях работодателем трудовых прав гражданина.

Причинами и основаниями для возникновения трудовых конфликтов и споров могут выступать как простые нарушения и несоблюдения норм законодательства РФ, так и тот факт, что работодатель чувствует себя хозяином. В результате он уверен, что работники в страхе потерять должность, не будут подавать исковые заявления для восстановления справедливости и защиты трудовых интересов.

Причиной конфликтной ситуации может также стать некорректная трактовка нормативных актов, незнание процедур или ошибочная трактовка их смысла.

Однако любой гражданин имеет законное право на защиту своих прав в судебном порядке. Также разногласия могут возникнуть по причине неправомерного или необоснованного увольнения сотрудника, оплаты вынужденного прогула и отсутствия на рабочем месте, необходимости восстановления на рабочем месте, доплатой заработка, который был выплачен по ряду причин не в полной мере. Такие вопросы принадлежат к юрисдикции судебных органов, мировые судьи эти споры не решают. Часто причинами направления исков в суд являются дискриминация на рабочем месте, необоснованный отказ в трудоустройстве или ущемление прав работника по какой-либо причине. В соответствии с нормами ст. 22 ГПК Российской Федерации, ст. 382, ст. 391 ТК РФ разногласия, которые возникают в трудовой сфере между работодателем и работниками, должны решаться в судах общей юрисдикции. В районных судебных органах Которые находятся по адресу пребывания ответчика (филиала организации, или место исполнения трудового соглашения) Мировые судьи имеют полномочия при отсутствии трудового спора А только в случаях злостного несоблюдения периодичности перечисления заработной платы, премий и других компенсаций).

Законодательно установлено, что иски могут рассматриваться в суде:

По адресу пребывания ответчика или филиала, где непосредственно выполняет трудовые обязанности истец. В городе, районе где постоянно проживает заявитель.

В ст. 391 ТК РФ четко прописано, что индивидуальные трудовые споры, то есть конфликты непосредственно между работодателем и сотрудником, могут быть рассмотрены трудовой инспекцией или судами.

При возникновении какой-либо конфликтной ситуации в трудовых отношениях между работником и нанимателем каждая из сторон вправе обратиться с иском в суд общей юрисдикции. Прежде стороны могли в зависимости от категории трудового спора обращаться к мировому судье или в районный судебный орган.

Незаконное и безосновательное увольнение с должности. К примеру, это может произойти, если по инициативе директора работник был уволен по причине пребывания на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения, однако при этом не было сформировано заключение медицинского освидетельствования и не потребована письменная объяснительная. В таких ситуациях суд как правило, становится на сторону уволенного работника и выдает решение о восстановлении сотрудника на прежней должности. Кроме этого, организация должна выплатить работнику компенсацию в виде средней заработной платы за фактические дни вынужденного прогула.

Несоблюдение норм ТК РФ Руководством организации в случае надобности сокращения штата или общего числа работников. Сотрудников необходимо уведомить о предстоящем увольнении заблаговременно за два месяца в письменном виде. По возможности предприятие должно предоставить возможность перевода на другую должность или в другую местность.

В случае сокращения необходимо брать во внимание материальное и социальное положение работников которое дает им право на конкретные льготы. Так, работодатель не имеет права сократить беременную женщину или мать, воспитывающую несовершеннолетних детей.

Несоблюдение работодателем норм и требований закона касательно предоставления льгот определенным категориям граждан (к примеру, необходимость предоставления дополнительного отпускного периода инвалидам).

Доплата начисленной суммы до среднемесячной заработной платы в случае перевода на период до 1 года.

Нанесение материально ущерба работником компании, в таком случае работодатель не вправе удерживать сумму, которая превышает среднемесячный заработок гражданина, который нанес ущерб, без соответствующего судебного решения.

Отсутствие официально оформленных трудовых соглашений в результате чего возникает масса трудовых разногласий между работодателем и сотрудником.

Суд может разрешить практически любой трудовой конфликт, который не может быть урегулирован путем договоренностей между гражданином и работодателем.

Процедура восстановления на должности считается важной составляющей исковых заявлений о неправомерном увольнении. Как указано в ст. 24 ГПК РФ, трудовые разногласия касательно восстановления на должности находятся в юрисдикции районных судов. Подача иска должна проводиться по адресу нахождения ответчика, если в качестве работодателя выступает организация.

Если работник трудоустроен у индивидуального предпринимателя, тогда исковое заявление необходимо направлять по адресу его фактического проживания.

Если трудовые права и интересы гражданина нарушаются в филиальном подразделении или в представительстве, тогда он может выбирать, в какой суд обращаться – по адресу регистрации организации или по месту регистрации филиального отделения. Для того чтобы иметь возможность защитить и отстоять свои законные трудовые права, каждому гражданину при трудоустройстве рекомендуется подписывать трудовой договор-соглашение, а также детально ознакомиться с его положениями и пунктами нормативных актов, которые действуют в компании.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях Подписаться

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.9111.ru/questions/777777777361469/

Трудовые споры по подведомственности можно разделить
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here