Списание невостребованной кредиторской задолженности в бюджетном учете

Полезная информация в статье: "Списание невостребованной кредиторской задолженности в бюджетном учете". Статья описывает тематику понятным для неспециалистов языком. Сделаны комментарии юристов и выводы. Если для вашего конкретного случая требуются дополнительные консультации, то обратитесь к дежурному консультанту.

Списание невостребованной кредиторской задолженности в бюджетном учете

Дата публикации 17.10.2019

В 2017, 2018 годах по ранее действовавшим принципам учета бюджетное учреждение начисляло доход от субсидии на выполнение задания в размере годовой суммы, указанной в соглашении. Учредитель делал так же. По факту учреждение получило финансовое обеспечение не полностью, по состоянию на конец 2017, 2018 гг. осталась дебиторская задолженность. У учредителя, в свою очередь, числится кредиторская задолженность. Эти долги погашены не будут. Можно ли их списать с баланса и у бюджетного учреждения, и у учредителя? Или их необходимо какое-то количество лет учитывать на балансе? Если списывать, какими проводками, опираясь на какие нормативные документы?

В соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами бюджетного учреждения, формируется муниципальное задание, от выполнения которого учреждение не вправе отказаться (п. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», далее – Закон № 7-ФЗ).

Для финансового обеспечения выполнения задания бюджетному учреждению предоставляется субсидия в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (п. 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). Учреждение самостоятельно определяет направления расходования средств такой субсидии и несет ответственность за своевременное и полное исполнение задания учредителя. Кроме того, из бюджета учреждению могут выделяться субсидии на иные цели (абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ), субсидии на капвложения (ст. 78.2 БК РФ).

Порядок и условия предоставления субсидии бюджетному учреждению определяются соглашением. Это двусторонний документ, который подписывают уполномоченные должностные лица учреждения и органа, выполняющего функции и полномочия учредителя. Неотъемлемой частью соглашения является график перечисления денежных средств. Обе стороны обязаны выполнить свои обязательства по соглашению, если они его подписали.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством. Споры между сторонами в связи с исполнением соглашения решаются путем переговоров с оформлением протоколов или иных документов. При недостижении согласия споры решаются в судебном порядке.

Такие положения предусмотрены типовой формой соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), утв. приказом Минфина России от 31.10.2016 № 198н. Аналогичные положения должны быть и в муниципальном нормативном акте.

В соответствии с п. 3 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ объем субсидии на выполнение задания в течение срока его выполнения может уменьшаться только при изменении самого задания. Следовательно, учредитель не вправе произвольно уменьшать сумму субсидии, размер которой изначально определен.

За нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания предусмотрена ответственность по ст. 15.15.15 КоАП РФ (см. также решение Центрального районного суда г. Волгограда № 12-411/2015 от 26.03.2015 по делу № 12-411/2015, решение Вологодского городского суда Вологодской области от 14.07.2014 по делу № 12-944/2014).

В рассматриваемом случае задолженность по недополученной субсидии у бюджетного учреждения учитывается на счете 205 31 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)». В то же время у учредителя сумма кредиторской задолженности по предоставлению субсидии числится на счете 302 41 «Расчеты по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям» (п. 256 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н).

В соответствии с п. 39 СГС «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, обязательством признается задолженность, возникшая в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, погашение которой приведет к выбытию активов, заключающих в себе полезный потенциал или экономические выгоды.

По общему правилу с момента возникновения и до полного погашения дебиторская задолженность учитывается на соответствующих балансовых счетах. В настоящее время на балансе учреждения могут учитываться только объекты бухгалтерского учета, соответствующие понятию «актив» (пп. 35, 36, 37 федерального стандарта «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н).

Критерием для списания дебиторской задолженности с баланса может быть тот факт, что такая задолженность больше не является активом (предприняты все меры по ее взысканию) (письмо Минфина России от 14.07.2017 № 02-08-10/45171, п. 339 Инструкции № 157н).

Таким образом, учреждение может списать дебиторскую задолженность с балансового учета как сомнительную (не соответствующую понятию «актив»). Решение о признании задолженности сомнительной принимает комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов (п. 339 Инструкции № 157н).

Согласно разъяснениям Минфина России (письмо от 11.10.2018 № 02-07-10/73166) бюджетное учреждение может признать дебиторскую задолженность учредителя, ранее принятую к учету, не соответствующей критериям обязательства (актива) в следующих случаях:

    • если нет предпосылок к предъявлению требований по исполнению задолженности учредителя перед учреждением (перед кредиторами учреждения), в т.ч. по обязательствам, возникающим в связи с недофинансированием субсидии на выполнение задания,
    • не предполагается предоставление бюджетному учреждению из бюджета субсидий на исполнение (погашение) обязательств, принятых учреждением под ожидаемые поступления субсидий (кредиторских задолженностей).

Иными словами, если у учреждения нет кредиторской задолженности, сформированной за счет субсидии на выполнение задания, и оно готово простить учредителю этот долг, согласно положениям СГС «Концептуальные основы» такая задолженность может быть реклассифицирована. Операции по выбытию задолженности с балансового учета согласовываются с учредителем, поскольку показатели должны быть зеркальными у учредителя и учреждения.

В случае принятия учреждением решения о реклассификации задолженности в бухгалтерском учете учреждения могут быть сделаны записи, аналогичные реклассификации активов (п. 10 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, далее – Инструкция № 174н), с использованием счета 401 10 172 «Доходы от операций с активами».

Также учреждением может быть принято решение о списании задолженности в качестве сомнительной. В таком случае операции отражаются в порядке, предусмотренном в п. 94 Инструкции № 174н, с использованием счета 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами. Эти положения действуют при формировании учетной политики и ведении бухгалтерского учета с 2019 г.

Читайте так же:  Алгоритм вынесения дисциплинарного взыскания

Одновременно задолженность учредителя по субсидии с момента принятия профильной комиссией учреждения решения о ее выбытии с балансовых счетов учитывается на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» (п. 339 Инструкции № 157н).

Таким образом, бухгалтерские записи в рассматриваемой ситуации могут быть следующими:

Дебет КДБ 4 401 10 172 (4 401 10 173) Кредит КДБ 4 205 31 660 – списана дебиторская задолженность в результате реклассификации (признания задолженности сомнительной);

увеличение забалансового счета 04 – задолженность принята к забалансовому учету (п. 339 Инструкции № 157н).

Реклассификация (признание задолженности сомнительной) в бюджетном учреждении должна быть отражена одновременно со списанием кредиторской задолженности у учредителя.

В соответствии с п. 102 Инструкции № 162н списание с балансового учета задолженности по принятым обязательствам, не востребованной кредиторами, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» и кредиту счета 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами». Одновременно сумма задолженности учитывается на забалансовом счете 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами».

Списание задолженности с забалансовых счетов 04, 20 в настоящее время представляется проблематичным, поскольку для этого необходимо признать задолженность безнадежной для взыскания. Так, в письме Минфина России от 11.10.2018 № 02-07-10/73166 говорится, что положения БК РФ содержат исчерпывающий перечень случаев признания задолженности безнадежной к взысканию (ст. 47.2 БК РФ). Кроме того, целесообразно руководствоваться требованиями ст. 196, 197, 416, 417, 419 ГК РФ.

Безнадежным долгом также признается долг, невозможность взыскания которого подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ, в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

    • невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
    • у должника нет имущества, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Рассматриваемая ситуация к указанным основаниям не относится.

Согласно проекту приказа Минфина России «О внесении изменений в приложения 1 и 2 к Инструкции № 157н» (подготовлен Минфином России 19.07.2019) списание сомнительной задолженности с забалансового учета может осуществляться при наличии документов, которые подтверждают неопределенность относительно получения экономических выгод или полезного потенциала. Иными словами, в будущем для признания сомнительной задолженности безнадежной к взысканию необязательно наличие документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора.

Источник: http://its.1c.ru/db/content/budquest/src/17_10_2019_%F1%EF%E8%F1%E0%ED%E8%E5_%E7%E0%E4%EE%EB%E6%E5%ED%ED%EE%F1%F2%E8_%F3%F7%F0%E5%E4%E8%F2%E5%EB%FF.htm

Списание невостребованной кредиторской задолженности в бюджетном учете

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

На балансе органа местного самоуправления (ГРБС) с 2008 года числится кредиторская задолженность на счете 1 205 81 000 «Расчеты по невыясненным поступлениям» в сумме 212 046 руб. При объединении района с городом данная сумма была передана органу местного самоуправления без уточнения наименований контрагентов и их реквизитов. Уточнить сумму не представляется возможным. Как в бюджетном учете органа местного самоуправления можно списать эту задолженность на забаланс? Какие документы могут служить основанием для списания данной задолженности?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бюджетном учете органа местного самоуправления списание кредиторской задолженности с балансового учета оформляется по дебету счета 1 205 81 560 и кредиту счета 1 401 10 173. Одновременно задолженность учреждения, невостребованная кредиторами, отражается на забалансовом счете 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами».
Кредиторская задолженность списывается в соответствии с оформленным решением профильной комиссии на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833). В качестве обоснования решения комиссии могут быть приложены: инвентаризационное описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089), документы, подтверждающие истечение срока давности, документы, подтверждающие ликвидацию юридического лица и индивидуального предпринимателя, иные документы, предусмотренные порядком списания кредиторской задолженности.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Списание задолженности, невостребованной кредиторами (для госсектора).
— Энциклопедия решений. Счет 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами» (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

23 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник: http://www.garant.ru/consult/budget/1217840/

Энциклопедия решений. Счет 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами» (для госсектора)

Счет 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами» (для госсектора)

ГАРАНТ:

Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора

Согласно п. 371 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), задолженность госучреждения, невостребованная кредиторами, отражается на забалансовом счете 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами».

Под такой задолженностью понимаются:

— суммы непредъявленных кредиторами требований, вытекающих из условий договоров, контрактов;

— суммы кредиторской задолженности, не подтвержденные по результатам инвентаризации кредиторами.

Читайте так же:  Заявление уголовное об неуплате алиментов

По общему правилу кредиторская задолженность списывается в кредит счета 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» с одновременным отражением по забалансовому счету 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами» в связи с отсутствием требований кредиторов в период срока исковой давности.

Внимание

В случае наличия документов, подтверждающих ликвидацию (смерть) кредитора, а также при отсутствии требований со стороны правопреемников (наследников) по списываемой с баланса задолженности отражение на забалансовом счете не производится.

Учитывая положения п. 371 Инструкции N 157н, порядок списания задолженности с балансового и забалансового учета может устанавливаться:

— для казенных учреждений — главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета);

— для бюджетных и автономных учреждений — учетной политикой соответствующего учреждения (если иное не установлено бюджетным законодательством).

Основанием же для списания кредиторской задолженности с балансового (забалансового) учета является решение профильной комиссии госучреждения.

Списание задолженности с забалансового счета 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами» может осуществляется:

— по истечении установленных в учреждении сроков забалансового учета задолженности;

— при предъявлении кредиторами соответствующих требований и возобновлении учета задолженности на балансе.

Согласно п. 372 Инструкции N 157н аналитический учет списанной кредиторской задолженности, учитываемой на забалансовом счете 20, осуществляется в разрезе:

— видов выплат (поступлений), по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность перед кредиторами;

— кредиторов, с указанием их полных наименований, а также иных реквизитов, необходимых для определения кредиторов и задолженности в целях регистрации принятого денежного обязательства (требования кредитора) и его оплаты.

Инструкция N 157н не содержат указаний на учетный регистр, в котором должен вестись аналитический учет по забалансовому счету 20. Полагаем, что в этих целях может использоваться Карточка учета средств и расчетов (ф. 0504051).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок «Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль» — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций бюджетной сферы

Материал приводится по состоянию на октябрь 2019 г.

См. содержание Энциклопедии решений

Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.

Направляйте в объединенную редакцию «Бюджетная сфера» предложения и пожелания по аналитическим материалам и сервисам, предназначенным для бухгалтеров, экономистов и аудиторов сектора госуправления

Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах :

Закон N 402-ФЗ — Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Инструкция N 157н — Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н — Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н — Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н — Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 132н — Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденный приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н — Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»

Инструкция N 33н — Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н — Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК — коды бюджетной классификации

КОСГУ — Классификация операций сектора государственного управления

КФО — код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД — План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС — главный распорядитель бюджетных средств

Видео (кликните для воспроизведения).

ПБС — получатель бюджетных средств

Орган-учредитель — орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

В. Пименов, руководитель объединенной редакции «Бюджетная сфера» и Департамента бюджетной методологии компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»:

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы «1С»

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы «1С»

Читайте так же:  Запретить совмещение должностей

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Т. Разрезова, эксперт, государственный советник 1 класса

Источник: http://base.garant.ru/58070167/

Списание невостребованной кредиторской задолженности в бюджетном учете

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения числится просроченная кредиторская задолженность по счету 4 302 34. Однако поставщик в составленном акте сверки данную задолженность не подтверждает. Срок исковой давности не истек.
Есть ли у учреждения основания для списания указанной задолженности с баланса? Если да, то какими проводками отразить в учете списание и какими документами это оформить?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник: http://www.garant.ru/consult/budget/1057789/

Нюансы списания невостребованной кредиторской задолженности

Если при проведении инвентаризации по итогам 2013 года учреждение выявило невостребованную кредиторскую задолженность, то важно правильно определить срок исковой давности. Напомним, на что обратить внимание при ее списании.

Какие документы нужны

Кредиторская задолженность в сумме требований, не предъявленных кредитором по договору, в том числе не подтвержденная по результатам инвентаризации кредитором, переходит в разряд невостребованных долгов. И такая задолженность списывается. Для списания задолженности учреждению потребуется следующий перечень документов:

  • «первичка», подтверждающая возникновение кредиторской задолженности (договоры, акты, счета, платежные документы);
  • инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами, кредиторами ( ф. 0504089);
  • акт о результатах инвентаризации ( ф. 0504835), порядок проведения которой установлен Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49;
  • объяснительная записка о причине образования задолженности;
  • бухгалтерская справка ( ф. 0504833). В ней нужно указать время и причину образования задолженности, а также отметить, что срок исковой давности истек, поэтому есть основание для списания задолженности в соответствии с результатами проведенной инвентаризации;
  • приказ руководителя учреждения.

Данная процедура должна быть утверждена локальными нормативными актами бюджетного учреждения или учетной политикой.

Отражаем списание в учете

Списание кредиторской задолженности осуществляется с использованием счета 0 401 10 173 ( п. 129 Инструкции по применению Плана счетов бухучета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н).

При этом в соответствии с пунктом 371 Инструкции по применению единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н, задолженность учреждения, не востребованная кредитором, принимается к забалансовому учету.

Аналитический учет организуется в разрезе видов выплат (поступлений), по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность, с указанием полного наименования кредитора, а также иных реквизитов, необходимых для определения кредитора и задолженности.

Если задолженность так и не будет востребована в течение срока исковой давности, то она списывается с забалансового учета.

Приведем пример списания сумм.

Пример

По результатам инвентаризации расчетов, проведенной в учреждении, выявлена нереальная к взысканию кредиторская задолженность по договору подряда (по текущему ремонту зданий) в размере 5000 руб. На основании приказа руководителя данная задолженность списана.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Списана задолженность организации перед кредитором 4 302 25 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»
4 401 10 173
«Чрезвычайные доходы от операций с активами»
5000
Учтена списанная кредиторская задолженность за балансом 20
«Задолженность, не востребованная кредитором»
5000

Срок исковой давности

В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности равен трем годам. Хотя для отдельных видов требований установлены специальные сроки исковой давности, например:

  • один год – для требований, предъявляемых в связи с ненадлежащим качеством работы, выполненной по договору подряда, за исключением работ в отношении зданий и сооружений ( ст. 725 Гражданского кодекса РФ);
  • два года – для требования, вытекающего из договора имущественного страхования, за исключением договора страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц ( ст. 966 Гражданского кодекса РФ).

При этом течение срока исковой давности, согласно статье 202 Гражданского кодекса РФ, может приостанавливаться:

  • если предъявлению иска препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (непреодолимая сила);
  • в силу установленной Правительством РФ отсрочки исполнения обязательств (мораторий);
  • в силу приостановления действия закона или иного правового акта, регулирующего соответствующее отношение;
  • если стороны заключили соглашение о проведении процедуры медиации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Списанная задолженность – доход

В соответствии с пунктом 18 статьи 250 Налогового кодекса РФ кредиторская задолженность, списанная в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, признается внереализационным доходом (в рамках приносящей доход деятельности).

При методе начисления такая кредиторская задолженность учитывается в составе внереализационных доходов в последний день того отчетного периода, в котором истекает срок ее исковой давности ( подп. 5 п. 4 ст. 271 Налогового кодекса РФ).

Читайте так же:  Алименты на первого ребенка

Источник: http://e.budgetnik.ru/326351

Списание невостребованной кредиторской задолженности в бюджетном учете

Подскажите, пожалуйста, как правильно списать дебиторскую задолженность (проводки) в бюджетном учреждении, если контрагент ликвидирован? И какие подтверждающие документы необходимо приложить?

Для признания задолженности безнадежной дебиторской и невостребованной кредиторской руководствуются нормами гражданского законодательства.

Согласно ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). С момента исключения из ЕГРЮЛ организация не отвечает по своим обязательствам.

При ликвидации юридического лица требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности его имущества, считаются погашенными (п. 6 ст. 64 ГК РФ). Таким образом, ликвидация организации прекращает обязательства должника. Следовательно, сумму задолженности можно считать безнадежной.

Документальным подтверждением ликвидации организации-должника может служить выписка из ЕГРЮЛ.

Обычно для обоснованного списания дебиторской задолженности предпринимаются следующие шаги:

    • проводится инвентаризация расчетов;
    • выявляется дебиторская задолженность;
    • бухгалтерия готовит докладную записку на имя руководителя с предложением списать дебиторскую задолженность; в записке указывается контрагент, основание возникновения задолженности, дата возникновения задолженности, сумма задолженности, перечень мероприятий, которые были предприняты для взыскания задолженности, документы, подтверждающие принятие мер к взысканию задолженности;
    • на основании предоставленной докладной записки руководитель дает распоряжение о списании дебиторской задолженности; любое списание дебиторской задолженности следует считать ущербом учреждению, поэтому в соответствии со ст. 247 Трудового кодекса РФ руководитель обязан произвести служебное расследование с целью определения размера ущерба и выявления виновного.

Известны случаи из практики, когда по результатам контрольно-ревизионной проверки бухгалтерам было предписано возместить ущерб от списанной дебиторской задолженности, потому что бухгалтеры не предпринимали никаких мер ко взысканию задолженности и не информировали руководителя о задолженности.

В вопросе не указано, на каком основании образовалась дебиторская задолженность. Дебиторская задолженность может образоваться как при получении дохода, так и при осуществлении расходов. Не все возможные виды дебиторской задолженности описаны в Инструкции Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. № 174н. Обращаем ваше внимание, что в случае списания задолженности за счет расходов (согласно нормам Инструкции № 174н) такие расходы не подлежат включению в себестоимость, то есть недопустимо списание задолженности в дебет счетов 010900000.

Источник: http://its.1c.ru/db/content/budquest/src/20.02.2015_%E7%E0%E4%EE%EB%E6%E5%ED%ED%EE%F1%F2%FC%20%EB%E8%EA%E2%20%EA%EE%ED%F2%F0%E0%E3%E5%ED%F2%E0.htm

Невостребованная кредиторская задолженность в бюджетном учреждении 2020 год

Если Вам требуются banki-odobryayoushie-kredit.ru даже при наличии кредиторской задолженности — кликните по ссылке. Профессиональный подход, приемлемые проценты и высокое качество ждут Вас на предложенном сайте.

Под кредиторской задолженностью в бюджетном учреждении принято понимать задолженность согласно сложившихся обстоятельств в размере суммы денег или другого рода активов, которые необходимо передать кредитору в обмен на предоставленные активы, работы или услуги. Также к разряду кредиторской задолженности можно отнести задолженность учреждения перед работниками согласно сумм начисления заработных плат и другого рода выплат по бюджетным сборам и налогам. Кредиторская задолженность различают как просроченную и текущую. Задолженность прошедших лет можно отнести к любому виду кредиторской задолженности.

Текущая кредиторская задолженность представляют собой обязательства, сроки которых еще не истекли согласно условий соответствующего договора и сроков истечения. Просроченная кредиторская задолженность — это задолженность, которая не была погашена в течении сроков, которыми был установлен договор.

Порядок списания кредиторской задолженности в бюджетном учете

Процедура и порядок списания кредиторской задолженности должна быть утверждена при помощи локальных норм и актов учетной политики бюджетных учреждений. Порядок и нормы списания кредиторской задолженности, которая не востребована с балансового счета кредиторами, согласно условий вытекающих из договора, а также ее отражение согласно сроков исковой давности по балансу урегулированы инструкцией № 174н.

Задолженность, которая не востребована кредиторами, может представлять собой суммы не предъявляемые требованиям кредитора, согласно условий договора или контракта, а также суммы, которые не подтверждены по результатам проведенной инвентаризации, необходимо проводить согласно инструкции № 157н.

Заключение счетов бюджетного учета
В 2011 году начала действовать новая инструкция о порядке составления и последующего предоставления месячной, квартальной и годовой отчетности. Речь идет именно о той отчетности.

Новости бюджетного учета
Бюджетный учет в действительности является неоспоримой основой и важной частью формирования экономики всего государства. Естественно бюджетный учет имеет неоспоримые особенности.

Синтетические счета бюджетного учета
На предприятиях, фирмах, компаниях бухгалтерский учет производится в двух видах измерения, а это денежный и натуральный. Такой учет позволяет автономно обеспечивать достоверной.

Организация бюджетного учета и отчетности
Основы организации бухгалтерского учета и отчетности, четко определены законом «О бухгалтерском учете». Целью данного закона считается формирование единого, рационального и.

Учет просроченной кредиторской задолженности свыше трех лет

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Подскажите, как правильно оформить невостребованную кредиторскую задолженность свыше трех лет, так как не существует организация, которой должны?

Ответ

Списанные с балансового учета суммы задолженности нужно отразить на забалансовом счете 20 «Задолженность, не востребованная кредиторами». Но не всегда. Не отражайте за балансом задолженность перед кредиторами, когда организация-кредитор ликвидирована или умер гражданин (сотрудник), о чем есть подтверждающие документы, а также отсутствуют требования со стороны их правопреемников (наследников).

Как списать и отразить в учете просроченную кредиторскую задолженность

Срок исковой давности

Какой срок исковой давности действует для взыскания задолженности

Общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ). Однако по закону для отдельных видов требований срок может быть сокращен или увеличен (ст. 197 ГК РФ). Например, сделку можно признать недействительной в течение года (п. 2 ст. 181 ГК РФ). Оспорить продажу доли в общей собственности один из дольщиков может в течение трех месяцев, если его преимущественное право покупки нарушили (п. 3 ст. 250 ГК РФ).

Течение срока исковой давности определяется в следующем порядке:

  • по обязательствам, срок исполнения которых определен, – по окончании срока исполнения обязательства;
  • по обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, – со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства. Если на исполнение требования кредитор дал должнику какое-то время – по окончании последнего дня срока исполнения обязательства.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 200 Гражданского кодекса РФ.

Читайте так же:  Алименты в твердой денежной сумме подсудность

Срок исковой давности может прерываться. Основанием для прерывания срока исковой давности являются действия лица, свидетельствующие о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново, время, истекшее до перерыва, в новый срок не засчитывается. Вместе с тем, есть ограничение: срок исковой давности не может превышать 10 лет со дня нарушения права, даже если срок прерывался. Исключение составляют случаи, установленные Законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ о противодействии терроризму.

Такой порядок следует из положений статьи 203 и пункта 2 статьи 196 Гражданского кодекса РФ.

Если кредиторская задолженность не погашена учреждением своевременно и не востребована кредитором, то в бухучете она подлежит списанию. Исключение из этого правила составляет задолженность по налогам (сборам, пеням, штрафам). Истечение срока исковой давности не является основанием для списания такой задолженности.

Ситуация: в какой момент задолженность, не востребованную кредиторами, нужно списать с балансового учета и отразить ее на забалансовом счете 20

По общему правилу кредиторскую задолженность нужно учитывать на балансовых счетах в течение всего срока исковой давности. Однако если задолженность не востребована кредиторами (не подтверждена по результатам инвентаризации кредитором), ее можно списать и до истечения этого срока. Исключение составляет задолженность по налогам (сборам, пеням, штрафам): для списания такой задолженности истечение срока исковой давности основанием не является.

Списанные с балансового учета суммы задолженности нужно отразить на забалансовом счете 20 «Задолженность, не востребованная кредиторами». Но не всегда. Не отражайте за балансом задолженность перед кредиторами, когда организация-кредитор ликвидирована или умер гражданин (сотрудник), о чем есть подтверждающие документы, а также отсутствуют требования со стороны их правопреемников (наследников). Это установлено для бюджетных и автономных учреждений соответственно в пункте 138 Инструкции № 174н и пункте 166 Инструкции № 183н. В Инструкции № 162н аналогичной нормы нет. Между тем, поскольку методология учета общая для всех типов учреждений (установлена Инструкцией к Единому плану счетов № 157н), казенные учреждения могут применять данные положения в части, не противоречащей Инструкции № 162н.

При этом вопрос о порядке учета задолженности на забалансовом счете 20 является неоднозначным.

Исходя из буквального толкования положений пункта 371 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, кредиторская задолженность учитывается на забалансовом счете 20 в период срока исковой давности. То есть если учреждение списывает невостребованную задолженность с баланса после истечения этого срока, то необходимости учитывать ее за балансом уже нет.

Вместе с тем, в некоторых пунктах Инструкций № 174н, № 183н сказано, что при списании задолженности с баланса, по истечении срока исковой давности, одновременно нужно сделать запись по забалансовому счету 20 (см., например, п. 129 , 138 Инструкции № 174н, п. 157 , 166 Инструкции № 183н).

Таким образом, в действующих положениях указанных инструкций есть противоречия в части списания невостребованной кредиторской задолженности на забалансовый учет. Поэтому учреждению целесообразно закрепить условия списания задолженности в учетной политике для целей бухучета .

К примеру, задолженность можно учитывать на соответствующих балансовых счетах в течение общего срока исковой давности, а затем списать на забалансовый счет 20 для наблюдения в течение времени, определенного учетной политикой учреждения. Сделать можно аналогично правилам списания безнадежной дебиторской задолженности: можно учитывать кредиторскую задолженность в течение срока, когда можно возобновить процедуру взыскания согласно законодательству РФ. Такой подход объясняется тем, что в некоторых случаях даже после истечения общего или специального срока исковой давности кредитор имеет право удовлетворить свои требования. Например, срок исковой давности может прерываться, восстанавливаться (ст. 203, 205 ГК РФ).

В учете бюджетных учреждений:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. – по долговым обязательствам; 0.301.ХХ.830 0.401.10.173
– по принятым обязательствам перед контрагентами; 0.302.ХХ.830
– по платежам в бюджеты (в т. ч. налогам, сборам); 0.303.ХХ.830
– по доходам; 0.205.ХХ.560
– по подотчетным суммам; 0.208.ХХ.560
– по депонированным суммам; 0.304.02.830
– по удержаниям из зарплаты, стипендии и прочих выплат 0.304.03.830
2.

Одновременно отражена сумма кредиторской задолженности за балансом

Увеличение забалансового счета 20 XX – аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета.

По требованию, предъявленному кредитором, списанную за баланс задолженность нужно восстановить (абз. 4 п. 371 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). В учете при этом сделайте проводки:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Восстановлена кредиторская задолженность:
– по долговым обязательствам; 0.401.10.173 0.301.ХХ.730
– по принятым обязательствам перед поставщиками (исполнителями, заказчиками); 0.302.ХХ.730
– по платежам в бюджеты (в т. ч. налоги, сборы); 0.303.ХХ.730
– по доходам; 0.205.ХХ.660
– по подотчетным суммам; 0.208.ХХ.660
– по депонированным суммам; 0.304.02.730
– по удержаниям из зарплаты, стипендии и прочих выплат 0.304.03.730
2. Одновременно отражено списание суммы кредиторской задолженности с забаланса Уменьшение забалансового счета 20
XX – аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета.

Такой порядок установлен пунктами 94, 106, 129, 136, 138, 140, 150 Инструкции № 174н.

Пример, как отразить в бухучете списание невостребованной кредиторской задолженности

В январе 2016 года «Альфа» обратилась в налоговый орган за информацией о ликвидации ООО «Гермес». Данная информация была подтверждена соответствующей выпиской из ЕГРЮЛ от 28 января 2016 года.

Порядок списания кредиторской задолженности, а также порядок ее учета на забалансовом счете утвержден в учетной политике учреждения. В соответствии с данным порядком руководитель учреждения издал приказ о списании с учета невостребованной задолженности до истечения срока исковой давности (на основании результатов инвентаризации, заключения комиссии, а также справки, полученной из ЕГРЮЛ).

31 января 2016 года в учете учреждения сделаны записи:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.
1. Списана невостребованная кредиторская задолженность 2.302.34.830 2.401.10.173 19 000
Увеличение забалансового счета 20

Сумма задолженности отражается на забалансовом счете до истечения общего срока исковой давности, то есть до 12 ноября 2018 года включительно.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://mos-advokatam.ru/zadolzhennost/nevostrebovannaja-kreditorskaja-zadolzhennost-v-bjudzhetnom-uchrezhdenii-2019-god.html

Списание невостребованной кредиторской задолженности в бюджетном учете
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here