Работа полиции гласная статья

Полезная информация в статье: "Работа полиции гласная статья". Статья описывает тематику понятным для неспециалистов языком. Сделаны комментарии юристов и выводы. Если для вашего конкретного случая требуются дополнительные консультации, то обратитесь к дежурному консультанту.

Когда видео с полицейскими можно выкладывать в сеть

В МВД пояснили, что патрульных полицейских можно не только снимать на камеру, но и выкладывать в интернет отснятое видео. При этом полицейские подчеркивают, что Гражданским кодексом запрещается публиковать отснятый материал без согласия инспектора. Однако юристы и судьи настаивают: спрашивать разрешения у полицейского на размещение видео с его участием, например на Youtube, не нужно.

Точка зрения МВД: размещать можно, но надо спросить разрешения

В Комитете административной полиции на запрос портала 365info ответили, что водитель может разместить в интернете отснятый материал, если это не противоречит законам и другим нормативно-правовым актам РК. Каждый видеоролик необходимо рассматривать индивидуально. К примеру, в материале не должны присутствовать сведения, составляющие государственные секреты или иные охраняемые законом тайны, пропаганда и оправдание терроризма или экстремизма, распространение информации, раскрывающей технические приемы и тактику антитеррористических средств, пропаганда культа жестокости, насилия и порнографии.

В Комитете, как и в региональных департаментах внутренних дел, отметили, что без согласия инспектора выкладывать видео в интернет нельзя.

— Сотрудник полиции как гражданин, согласно статье 1 Гражданского кодекса РК, может являться участником регулируемых гражданским законодательством отношений. Статья 145 Гражданского кодекса, как и другие нормы гражданского законодательства, распространяются на сотрудников полиции независимо от того, находятся они при исполнении служебных обязанностей или нет, — гласит официальный ответ Комитета на запрос портала 365info.

Статья 145 Гражданского кодекса РК. Право на собственное изображение

1. Никто не имеет права использовать изображение какого-либо лица без его согласия, а в случае смерти — без согласия наследников.

2. Опубликование, воспроизведение и распространение изобразительного произведения (картина, фотография, кинофильм и другие), в котором изображено другое лицо, допускается лишь с согласия изображенного, а после его смерти — с согласия его детей и пережившего супруга. Такого согласия не требуется, если это установлено законодательными актами, либо изображенное лицо позировало за плату.

Юрист: Гражданский кодекс не действует на полицейских, поэтому видео можно выкладывать без разрешения

Доктор юридических наук Роман Подопригора разъяснил, что статья 145 ГК РК не применяется к полицейскому, когда он на службе. Гражданские отношения основаны на равенстве участников и не применяются в том случае, если одна из сторон имеет власть (об этом сказано в статье 1 ГК РК).

— Деятельность полицейского регулируется большей частью административным правом. И только по этому основанию можно было бы не говорить о гражданском законодательстве. Но деятельность полицейского, как правило, не связана с имущественными отношениям (главный интерес в гражданском праве).

Право на собственное изображение относится к личным неимущественным правам. В соответствии с п.2 статьи 1 ГК, личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, регулируются гражданским законодательством, поскольку иное не предусмотрено законодательными актами либо не вытекает из существа личного неимущественного отношения. На мой взгляд, существо личного неимущественного отношения в данном случае не предполагает регулирование вопроса гражданским законодательством (публичная деятельность, применение властных полномочий, принципы государственной службы, одним из которых является учет общественного мнения и гласность и т.д.). Другое дело, когда полицейский не находится при исполнении служебных обязанностей, тогда статья 145 будет действовать, — рассказал Роман Подопригора.

Судья из Семея: это не частная и не личная жизнь истца, поэтому можно выкладывать

Водитель из Семея Алексей Тимербаев снял на видео, как с ним разговаривает инспектор Аслан Рахимжанов, и выложил запись на Youtube с названием «Озабоченный ИДПС Семей», не спрашивая разрешения у жолполовца. Полицейский сразу же обратился с иском о нарушении Тимербаевым его прав на собственное изображение. Судья Карлыгаш Сапинова не удовлетворила иск. Свое решение она объяснила так:

«28.06.2014 г. истец находился в рабочее время при исполнении служебных обязанностей, и его изображение было снято в рамках публичного мероприятия. В таких случаях выделить из присутствующих отдельное лицо практически невозможно. Видеоролик не является изображением, а также в данном видеоролике присутствуют несколько человек, и лица четко не показаны.

Это не частная и не личная жизнь истца, что нарушило бы право на собственное изображение. Это видеоролик вынужден был выложить в интернет водитель, который, опасаясь шокера и злоупотреблений со стороны сотрудников ДПС, а также из-за ущемления своих конституционных прав ответчиком. Тем более никакого протокола в отношении ответчика не составлялось».

Судья из Караганды: работник полиции должен быть доступным и гласным для общественности

Инспектор дорожной полиции Данат Тлеугенов в 2013 году остановил водителя Тараса Помазая. Шофер снял общение с жолполовцем на камеру мобильного телефона и выложил запись в Youtube на канал ОО «ОСА», не спрашивая разрешения у инспектора. Позже в местной газете «Вечерняя Караганда» вышел материал о работе дорожной полиции с описанием этого ролика. Инспектор посчитал, что Тарас Помазай, лидер «ОСА» Руслан Лазутта и журналист Махаббат Есенбаева нарушили его право на собственное изображение и подал суд. Судья Жанна Егорова отказала полицейскому в удовлетворении иска:

«Что касается требований истца о незаконном без его согласия размещении его фотографии в газете и ролика в интернете, суд приходит к следующему: в соответствии со ст. 145 ГК никто не имеет права использовать изображение какого-либо лица без его согласия, а в случае его смерти — без согласия наследников. Между тем, в п.2 данной статьи сказано, что публиковать изображение какого-либо лица можно, но только при наличии оснований, установленных законом.

В настоящее время нормы закона, разрешающей либо запрещающей снимать сотрудников полиции при исполнении ими своих обязанностей, нет.

В то же время, Закон РК от 21 декабря 1995 года № 2707 «Об органах внутренних дел Республики Казахстан», Закон РК от 6 января 2011 года № 380-IV «О правоохранительной службе» закрепляет принцип «открытости, гласности и публичности» в деятельности сотрудников полиции, являющихся государственными служащими. Принцип гласности и доступности также закреплен в Законе РК от 23 июля 1999 года № 453-I «О государственной службе».

То есть деятельность государственных органов, а равно госслужащих, осуществляется на принципах информационной открытости.

Служба в правоохранительных органах выполняется в соответствии с принципами государственной службы в РК и специальными принципами правоохранительной службы (ст. 4 Закона «О правоохранительной службе»). Работник полиции должен быть доступным и гласным для общественности. Поэтому съемка во время исполнения служебных обязанностей не противоречит требованиям закона.

При этом следует учесть, что в ходе записи инспектор был предупрежден о видеосъемке. Он не препятствовал ей, а напротив, давал разъяснения по поводу своих действий и действий Помазая Т.В.

Что касается изображения Тлеуленова Д., то оно носит вполне нейтральный и даже положительный характер, служебная форма истца опрятна, он чисто выбрит, прическа аккуратна. То есть фото не унижает своей композицией Тлеуленова Д., следовательно, не унижает никоим образом его достоинство.

При таких обстоятельствах отсутствуют предусмотренные законом основания для защиты личных неимущественных прав истца».

Источник: http://365info.kz/2015/02/kak-video-s-policejskimi-mozhno-vykladyvat-v-set

Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ ст 9 (ред. от 27.12.2019)

Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан

1. Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.

Читайте так же:  Можно ли не подавать на алименты

2. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.

3. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или обучения гражданина в соответствии с его пожеланиями.

4. Сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или самой полицией должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не превышающий одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности.

5. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Результаты указанного мониторинга регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

6. Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

7. При федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;

2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;

3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;

4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;

5) осуществления общественного контроля за деятельностью полиции.

8. Общественные советы формируются на основе добровольного участия в их деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и организаций в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

Источник: http://fzrf.su/zakon/o-policii-3-fz/st-9.php

Статья 8. Содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам

Статья 8 . Содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам

1. В целях содействия органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам граждане вправе:

1) информировать органы внутренних дел (полицию) и иные правоохранительные органы о правонарушениях и об угрозах общественному порядку;

2) участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка по приглашению органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов;

3) участвовать в охране общественного порядка при проведении спортивных, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий по приглашению их организаторов;

4) участвовать в работе координационных, консультативных, экспертных и совещательных органов (советов, комиссий) по вопросам охраны общественного порядка, создаваемых в органах внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органах, по их приглашению.

2. Граждане вправе оказывать иное содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Источник: http://base.garant.ru/77661070/31de5683116b8d79b08fa2d768e33df6/

Публикации

Принцип открытости и публичности в деятельности российской полиции

Анализ результатов социологических исследований и публикаций средств массовой информации свидетельствует об особом интересе общественности к реформированию системы МВД России. Впервые в истории современной России граждане были вовлечены в процесс широкого общественного обсуждения законопроекта «О полиции», вызвавшего острый интерес россиян.

Диалоги велись не только на сайте www.zakonoproekt2010.ru, но и на других сетевых площадках, например, на сайтах различных общественных организаций.

Подводя итоги общественной дискуссии, Президент России Д.Медведев отметил, что «людям небезразлично, какой будет наша правоохранительная система, каким образом будут защищаться их права и свободы, каким образом будет вестись борьба с преступностью, обеспечиваться общественный порядок».Решение о реорганизации органов внутренних дел подразумевает глубокие преобразования, касающиеся сущности и деятельности полиции, обновления содержания ее работы, основанной на главной цели – обеспечении прав и свобод человека и гражданина, которые согласно Конституции Российской Федерации являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанностью государства. Очевидно, что органы внутренних дел, деятельность которых непосредственно направлена на охрану и защиту прав и свобод человека, занимают особое место в механизме их обеспечения, а потому должны стать основной и реальной целью деятельности полиции. И от того, насколько граждане будут чувствовать себя в безопасности, зависит оценка ее деятельности в целом.

С учетом поставленных Президентом России Д. Медведевым задач по реформированию органов внутренних дел и в связи с вступлением в силу Федерального закона «О полиции», особую значимость приобретает вопрос дальнейшего совершенствования организации взаимодействия органов внутренних дел со СМИ и общественностью, поскольку «открытость и публичность» закон относит к числу основополагающих принципов деятельности полиции.

В частности, статья 8 Закона «О полиции» определяет эту деятельность открытой для всего общества. Несмотря на особую значимость и выделение принципа открытости и публичности в отдельную статью, в законе не дано определение понятий «открытости» и «публичности», что может повлечь непонимание и трудности в выработке мер по реализации рассматриваемого принципа деятельности полиции. Само появление этого принципа в законодательстве является новацией.

Так, например, ч. 1 ст. 8 Закона «О полиции» определяет деятельность полиции как открытую для общества, но не безгранично, а лишь в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

На первый взгляд, слова «небезграничная» и «открытость» не сочетаются по смыслу и даже противоречат друг другу. Установление границ в открытости деятельности полиции, как и любой другой деятельности, может трактоваться как ограничение основных прав и свобод человека и гражданина, в том числе права представителей средств массовой информации на получение и распространение информации об этой деятельности. Однако известно, что такие ограничения существуют, они не безосновательны и законодательно закреплены.

Таким образом, понятие открытость всё же имеет определенные рамки. Не всегда обстоятельства и факты могут быть обнародованы, публично изложены, раскрыты, опубликованы, преданы гласности, например, когда нужно защитить тайну частной жизни, семейную, государственную либо другую охраняемую законом тайну. (Данные нормы закреплены в статьях Конституции РФ).

В отсутствие законодательного определения частной жизни, право на неприкосновенность которой гарантируется ч. 1 ст. 23 Конституции Российской Федерации, в теории и практике она трактуется как сфера личных, интимных, семейных, бытовых и иных отношений человека с окружающим миром, не связанных с выполнением официальных, служебных обязанностей, производственной деятельностью. Иными словами, частная жизнь граждан, личная и семейная тайна, честь и доброе имя находятся под защитой и охраной закона. Законом также предусмотрены материально-правовые и процессуальные гарантии охраны тайны личной жизни граждан, соответствующие обязанности должностных лиц. Так, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений граждан образует состав преступления, предусмотренного ст. 138 УК РФ.

Читайте так же:  Разрешение на работу в сша

Гражданско-правовая ответственность, в том числе и в виде обязанности компенсировать причиненный моральный вред, может наступить не только при распространении недостоверных (ст. 152 ГК РФ), но и достоверных сведений, если при этом причиняется вред другим нематериальным благам – неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайне (ст. 150 ГК РФ).

В ч. 2 ст. 8 Закона «О полиции» закреплено право граждан, общественных объединений и организаций на получение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, достоверной информации о деятельности полиции, получение от полиции информации, непосредственно затрагивающей их права. Исключение составляет лишь информация, доступ к которой ограничен федеральным законом. Это право может быть реализовано в различных формах, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Здесь важная роль отводится официальным сайтам территориальных подразделений системы МВД России. В этой связи руководство Министерства обязало руководителей подразделений всех уровней взять работу по обеспечению функционирования сайтов под личный контроль. Разделы и рубрики ведомственных интернет-ресурсов должны не только своевременно наполняться качественной и актуальной информацией, но и материалами, которые помогут гражданам в разрешении возникающих вопросов.

Отмечу, что анализ информационно-пропагандистской деятельности органов внутренних дел за последние три года показал, что количество материалов, размещенных в средствах массовой информации и сети Интернет, о работе территориальных подразделений возросло. Однако эта работа осуществлялась либо по инициативе руководства самого подразделения, либо после получения указаний из вышестоящих органов и не всегда носила систематический характер.

Теперь в обязанность полиции входит регулярное информирование государственных, муниципальных органов и граждан о своей деятельности через СМИ, сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации (закреплено в ч. 3 ст. 8 Закона «О полиции»). Право определения периодичности, порядка отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, оставлено за федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Отчеты должностных лиц должны проводиться в следующих целях: создание условий для реализации установленного Конституцией и законами Российской Федерации права граждан, общественных объединений и организаций, государственных и муниципальных органов на получение достоверной информации о деятельности органов внутренних дел; обеспечение открытости и публичности деятельности полиции; повышение уровня доверия граждан к сотрудникам органов внутренних дел.

В своем выступлении на расширенном заседании коллегии МВД России Министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Рашид Нургалиев отметил: «Граждане должны знать, как организована работа полиции по защите их прав, и требовать отчета – такая обязанность руководителя территориального органа внутренних дел законодательно закреплена».

В целях реализации принципа открытости и публичности, создания условий для обеспечения права граждан, общественных объединений и организаций, государственных и муниципальных органов на получение достоверной информации о деятельности полиции разработана соответствующая Инструкция об организации и проведении отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России. В ней четко определено, кто из должностных лиц, в каком порядке, с какой периодичностью будет отчитываться.

В ч. 4 ст. 8 Закона «О полиции» закреплена обязанность полиции – предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Реализация данного положения не является новой в деятельности органов внутренних дел. Накоплен многолетний практический опыт конструктивного взаимодействия подразделений системы МВД России со средствами массовой информации.

Так, в период существования СССР пропаганду деятельности органов внутренних дел и взаимодействие с редакциями газет, журналов, радио, телевидением, издательствами и другими средствами массовой информации, а также творческими организациями осуществляло Пресс-бюро МВД России, созданное в июне 1983 года. С созданием МВД России пресс-службы и подразделения информации и общественных связей органов внутренних дел функционируют во всех подразделениях системы Министерства.

Сегодня эти подразделения представляют собой мощные мобильные отряды профессионалов, играют существенную роль в реализации задач и функций, выполняемых МВД России, формируют положительный образ сотрудника органов внутренних дел и являются основным связующим звеном с гражданским населением. Без их тесного делового сотрудничества с представителями средств массовой информации было бы невозможно довести до широкой общественной аудитории ни одну информацию, в том числе и направленную на воспитание правового сознания граждан, пропаганду законопослушности, способствующую укреплению правового демократического государства.

Необходимо также отметить, что в последние годы в работе органов внутренних дел по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью всё чаще используется понятие «информационная открытость». Под информационной открытостью органов внутренних дел (в узком смысле) понимается степень доступности получения информации гражданами, организациями и объединениями относительно их деятельности.

Под информационной открытостью (в широком смысле) понимается, с одной стороны, способность органов внутренних дел информировать о своей деятельности внешних потребителей информации, с другой – возможность потребителей искать, запрашивать, получать, а также передавать и распространять, в том числе в режиме реального времени, информацию о деятельности органов государственной власти.

Речь идет о наличии внутри любого органа государственной власти механизмов обязательного и активного информирования граждан о своей деятельности. Открытость предполагает также относительно широкий доступ ко всем видам информации при минимальных запретах на ее обнародование (кроме информации ограниченного распространения).

Для формирования информационной открытости и информационного взаимодействия с гражданским обществом органы власти должны обеспечивать предоставление информационных услуг населению и юридическим лицам. Одним из путей повышения информационной открытости органов власти является развитие и широкое применение в их деятельности информационных и коммуникационных технологий с целью эффективного взаимодействия с гражданами и организациями. Необходимо помнить, что документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации, – это конфиденциальная информация.

Следует отметить, что, по сравнению со ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 29 Конституции РФ более широко трактует свободу выражения своего мнения и свободу информации. В ней фактически идет речь о нескольких взаимосвязанных свободах – свободе выражения своих мнений, мыслей, идей, убеждений, свободе слова, свободе информации. Свобода слова выступает как одна из форм выражения свободы мыслей, мнений, идей, убеждений.

Российская Конституция определила фундаментальные основы деятельности средств массовой информации, а более конкретные вопросы должны решаться специальным и отраслевым законодательством.

Закрепленные в Конституции РФ положения, касающиеся деятельности средств массовой информации, нашли свое дальнейшее развитие и детализацию в целом ряде нормативных правовых актов. Среди них следует особо выделить Закон РФ «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Организацию и деятельность средств массовой информации регламентируют и иные правовые акты государственных органов. Они посвящены регулированию таких наиважнейших вопросов, как поиск, получение, распространение информации, ограничения информации, статус средств массовой информации, права и обязанности журналистов, гарантии их деятельности, ограничения, направленные против злоупотребления свободой информации, ответственность за нарушения свободы информации и др.

В заключение отмечу, что эффективное взаимодействие и партнерские взаимоотношения органов внутренних дел со средствами массовой информации и другими институтами гражданского общества, создание с их помощью атмосферы доверия к полиции со стороны населения, формирование позитивного общественного мнения об открытости и публичности ее деятельности позволят своевременно и адекватно реагировать на изменения оперативной обстановки, станут существенным резервом повышения уровня оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и престижа службы в полиции.

Читайте так же:  Форма соглашения об уплате алиментов


Источник: http://www.ormvd.ru/pubs/102/15217/

Статья 13. Права полиции

Статья 13. Права полиции

1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений;

Видео (кликните для воспроизведения).

2) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения, справки, документы (их копии); подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ в пункт 4 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения

5) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

6) патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка;

7) требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов;

8) составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;

ГАРАНТ:

См. Перечень должностных лиц системы МВД РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, утвержденный приказом МВД России от 30 августа 2017 г. N 685

9) производить в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, следственные и иные процессуальные действия;

Информация об изменениях:

Пункт 10 изменен с 7 марта 2018 г. — Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

10) проводить оперативно-разыскные мероприятия; использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие сведения о сотрудниках органов внутренних дел, ведомственной принадлежности их подразделений, организаций и служб, помещений и транспортных средств, и обрабатывать сведения о сотрудниках органов внутренних дел, содержащиеся в государственных информационных системах и (или) базах данных государственных органов и государственных внебюджетных фондов; производить при осуществлении оперативно-разыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия; объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию настоящим Федеральным законом, а также объявлять розыск и принимать меры по розыску похищенных или угнанных транспортных средств, похищенного имущества, имущества, подлежащего конфискации;

11) применять в процессе контроля (надзора), осуществляемого в соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, предусмотренные федеральным законом меры наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

Информация об изменениях:

Пункт 12 изменен с 27 октября 2019 г. — Федеральный закон от 16 октября 2019 г. N 337-ФЗ

12) вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений, объявлять физическому лицу официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения;

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений пункта 13 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 17 марта 2017 г. N 8-П

13) доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, — с составлением протокола в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 настоящего Федерального закона;

ГАРАНТ:

См. Наставление о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утвержденное приказом МВД РФ от 30 апреля 2012 г. N 389

Читайте так же:  Заявление на увольнение с указанием причины

14) доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации; доставлять по письменному заявлению граждан в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище граждан в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу; направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также проводить освидетельствование указанных граждан на состояние опьянения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

15) доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

ГАРАНТ:

См. Инструкцию по организации деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, утвержденную приказом МВД России от 1 сентября 2012 г. N 839

Информация об изменениях:

Пункт 16 изменен с 30 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ

16) осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене и других видах внеуличного транспорта либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами;

17) истребовать для проведения экспертиз по письменному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от организаций независимо от форм собственности предоставление образцов и каталогов своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства экспертиз; проводить исследования предметов и документов при наличии признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния; проводить экспертизу (исследование) изъятых у граждан и должностных лиц документов, имеющих признаки подделки, а также вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у них без специального разрешения, и по результатам такой экспертизы (исследования) возвращать эти документы и вещи владельцам, либо приобщать их в качестве доказательств по делу, либо уничтожать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо передавать по назначению в установленном порядке;

18) осуществлять в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места;

19) производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в пункт 21 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ пункт 22 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

22) проверять места хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, если имеются данные, дающие основания подозревать граждан в совершении преступления, либо имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении; проверять у граждан документы, подтверждающие законность владения (использования) ими гражданским или служебным оружием;

23) утратил силу с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 391-ФЗ

Источник: http://base.garant.ru/12182530/4d6cc5b8235f826b2c67847b967f8695/

Глава 2. Принципы деятельности полиции

Федеральный закон «О полиции»

Глава 2. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Статья 6. Законность

1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.

2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.

4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

5. Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.

Читайте так же:  Частные займы ейск

Статья 7. Беспристрастность

1. Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

2. Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.

3. Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

4. Сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

Статья 8. Открытость и публичность

1. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

2. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

3. Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами. Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Полиция в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

5. По заявкам редакций средств массовой информации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляется аккредитация журналистов для освещения деятельности полиции.

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе учреждать средства массовой информации для освещения деятельности полиции.

Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан

1. Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.

2. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.

3. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или обучения гражданина в соответствии с его пожеланиями.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

4. Сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или самой полицией должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не превышающий одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности.

5. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Результаты указанного мониторинга регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

6. Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

7. При федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;

2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;

3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;

4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;

5) осуществления общественного контроля за деятельностью полиции.

8. Общественные советы формируются на основе добровольного участия в их деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и организаций в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

Статья 10. Взаимодействие и сотрудничество

1. Полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

2. Полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.

4. Государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей.

5. Взаимодействие полиции с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 11. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем

1. Полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.

2. Полиция в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, применяет электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе предоставления государственных услуг, взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями.

3. Полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.

4. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает полиции возможность использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет, автоматизированных информационных систем, интегрированных банков данных.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://dokumenty24.ru/zakony-rf/fz-o-policii/item/332-glava-2.html

Работа полиции гласная статья
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here