Проведение разбирательства по дисциплинарному проступку

Полезная информация в статье: "Проведение разбирательства по дисциплинарному проступку". Статья описывает тематику понятным для неспециалистов языком. Сделаны комментарии юристов и выводы. Если для вашего конкретного случая требуются дополнительные консультации, то обратитесь к дежурному консультанту.

Статья 28.7. Меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 28.7, вступающей в силу с 1 января 2007 г.

Статья 28.7 . Меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 28.7 настоящего Федерального закона

1. В целях пресечения дисциплинарного проступка, установления личности нарушителя, а также подготовки материалов о дисциплинарном проступке и обеспечения своевременного и правильного их рассмотрения к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, могут быть применены следующие меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке:

личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащем или гражданине, призванном на военные сборы, досмотр транспортного средства;

изъятие вещей и документов;

временное отстранение от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей;

отстранение от управления транспортным средством;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ в пункт 2 статьи 28.7 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Доставление, то есть принудительное препровождение, военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, осуществляется в служебное помещение воинской части или военной полиции.

Доставление военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 259-ФЗ в пункт 3 статьи 28.7 настоящего Федерального закона внесены изменения

3. Задержание, то есть кратковременное ограничение свободы, может быть применено к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в исключительных случаях, если это необходимо для установления личности нарушителя, подготовки материалов о грубом дисциплинарном проступке и обеспечения своевременного и правильного их рассмотрения.

О задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, уведомляется командир воинской части, в которой данный военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, проходит военную службу (военные сборы). По просьбе задержанного военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляется защитник, а по просьбе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, также уведомляются указанные им родственники.

Срок задержания военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, исчисляется с момента его доставления, а военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления и не должен превышать трех часов, а в случае, если к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, может быть применен дисциплинарный арест, — 48 часов.

Задержанный военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, содержится в изолированном помещении воинской части, либо в комнате (камере) органа, воинской части или подразделения военной полиции для задержанных военнослужащих, либо на гауптвахте. Условия содержания задержанных военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, определяются общевоинскими уставами и Уставом военной полиции.

4. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащем или гражданине, призванном на военные сборы, и досмотр транспортного средства, то есть обследование вещей (транспортного средства), проводимое без нарушения конструктивной целостности вещей (транспортного средства), осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения предметов дисциплинарного проступка или предметов, использованных при его совершении, либо предметов, сохранивших на себе следы дисциплинарного проступка.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащем или гражданине, призванном на военные сборы, и (или) досмотр транспортного средства осуществляются в присутствии не менее двух понятых. При этом личный досмотр осуществляется лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии не менее двух понятых того же пола.

Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии должностного лица воинской части. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствие указанного должностного лица.

5. Изъятие вещей, явившихся предметами дисциплинарного проступка или предметами, использованными при его совершении, либо предметами, сохранившими на себе следы дисциплинарного проступка, и (или) документов, имеющих значение доказательств при привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности и обнаруженных на месте совершения дисциплинарного проступка или при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при военнослужащем или гражданине, призванном на военные сборы, и (или) досмотра транспортного средства, осуществляется в присутствии не менее двух понятых.

В случае необходимости изъятые вещи и (или) документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия.

6. Временное отстранение от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей может быть применено к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в случаях, когда совершенный им дисциплинарный проступок препятствует исполнению его должностных и (или) специальных обязанностей или исполнению обязанностей военной службы другими военнослужащими или гражданами, призванными на военные сборы, либо когда исполнение военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, должностных и (или) специальных обязанностей препятствует (может препятствовать) всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств совершения им дисциплинарного проступка, выявлению причин и условий, способствовавших его совершению.

Временное отстранение от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей осуществляется на срок не более чем до принятия решения по результатам рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке, а в случае назначения дисциплинарного взыскания — не более чем до окончания исполнения дисциплинарного взыскания.

Временное отстранение от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей осуществляется в порядке, установленном общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ в пункт 7 статьи 28.7 настоящего Федерального закона внесены изменения

7. Отстранение от управления транспортным средством применяется к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, если имеются достаточные основания полагать, что этот военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, находится в состоянии опьянения либо совершил иной грубый дисциплинарный проступок, связанный с управлением транспортным средством или его эксплуатацией. Отстранение от управления транспортным средством применяется до устранения причины отстранения.

Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, который отстранен от управления транспортным средством и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что этот военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, находится в состоянии опьянения, подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи.

Читайте так же:  Платятся ли алименты с военной пенсии

Должностное лицо воинской части, гарнизона или органа военной полиции, отстранившее военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, от управления транспортным средством, обязано обеспечить сохранность этого транспортного средства до окончания отстранения. Порядок хранения транспортных средств, от управления которыми отстранены военнослужащие или граждане, призванные на военные сборы, определяется общевоинскими уставами и Уставом военной полиции.

8. Медицинское освидетельствование осуществляется в целях обнаружения на теле военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, особых примет, следов правонарушения, телесных повреждений и (или) выявления состояния опьянения.

Медицинское освидетельствование и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

9. В случае необходимости при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при военнослужащем или гражданине, призванном на военные сборы, досмотра транспортного средства и (или) при изъятии вещей и документов могут применяться фото- и киносъемка, видеозапись и (или) иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

Форма протокола о применении к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке определяется общевоинскими уставами с учетом требований, установленных настоящей статьей.

К протоколу прилагаются материалы, полученные с применением фото- и киносъемки, видеозаписи и (или) иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, а также справки (акты) о медицинском освидетельствовании.

Протокол подписывается составившим его лицом и военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, к которому применена соответствующая мера обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, а в случае участия при применении такой меры понятых или других лиц — также этими лицами. В случае отказа военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, подписать протокол в нем делается соответствующая запись. Протокол приобщается к материалам о дисциплинарном проступке.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ в пункт 11 статьи 28.7 настоящего Федерального закона внесены изменения

11. Должностные лица воинских частей, гарнизонов или органов военной полиции, которые имеют право применять предусмотренные настоящей статьей меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, определяются общевоинскими уставами и Уставом военной полиции.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ статья 28.7 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 12, вступающим в силу с 1 января 2017 г.

12. Меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке применяются к военнослужащим органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».

Источник: http://base.garant.ru/178792/e71109a6ad4bd63cfca759867e9ced8e/

Консультация юриста: Разбирательство о грубом дисциплинарном проступке

Я военнослужащий ПС ФСБ совершил грубый дисциплинарный поступок 30 апреля. Объяснения по факту дал 17 мая, ознакомление со своими правами подписал 31 мая, разбирательство продолжается. Прошу Вас разъяснить сроки разбирательства и возможность обжалования в военной юстиции.

Андрио, 30 лет, г .Сухум

В соответствии со ст. 81 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов ВС РФ» (Дисциплинарный устав ВС РФ), принятию командиром (начальником) решения о применении к подчиненному военнослужащему дисциплинарного взыскания предшествует разбирательство.

Разбирательство проводится в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка.

Разбирательство, как правило, проводится непосредственным командиром (начальником) военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, или другим лицом, назначенным одним из прямых командиров (начальников). При этом военнослужащий, назначенный для проведения разбирательства, должен иметь воинское звание и воинскую должность не ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок.

В случаях, указанных в ст. 75 настоящего Устава, разбирательство проводится начальником гарнизона, старшим морским начальником, военным комендантом гарнизона, начальником военных сообщений на видах транспорта, начальником военно-автомобильных дорог, военным комендантом железнодорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта) или назначенными ими лицами.

Разбирательство, как правило, проводится без оформления письменных материалов, за исключением случаев, когда командир (начальник) потребовал представить материалы разбирательства в письменном виде.

Материалы разбирательства о грубом дисциплинарном проступке оформляются только в письменном виде.

В ходе разбирательства должно быть установлено:

событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);

лицо, совершившее дисциплинарный проступок;

вина военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка, форма вины и мотивы совершения дисциплинарного проступка;

данные, характеризующие личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок;

наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка;

обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего;

обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность;

характер и степень участия каждого из военнослужащих при совершении дисциплинарного проступка несколькими лицами;

причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;

другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

Командир (начальник) вправе принять решение о наказании военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, своей властью либо в срок до 10 суток представить по подчиненности вышестоящему командиру (начальнику) материалы разбирательства о совершении военнослужащим дисциплинарного проступка для принятия решения.

При совершении военнослужащим грубого дисциплинарного проступка (приложение № 7) или при получении данных о его совершении непосредственный командир (начальник) военнослужащего обязан немедленно доложить об этом в установленном порядке командиру воинской части.

Командир воинской части принимает решение о проведении разбирательства по факту совершения грубого дисциплинарного проступка и назначает ответственного за его проведение.

Разбирательство по факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка заканчивается составлением протокола (приложение № 8). При проведении разбирательства по факту совершения грубого дисциплинарного проступка группой военнослужащих протокол составляется в отношении каждого из этих военнослужащих.

Протокол вместе с материалами разбирательства предоставляется для ознакомления военнослужащему, совершившему грубый дисциплинарный проступок, после чего направляется командиру воинской части для рассмотрения. Командир (начальник) или лицо, проводившее разбирательство, направляет командиру воинской части предложение о сроке дисциплинарного ареста, который целесообразно назначить военнослужащему, или о применении к нему другого вида дисциплинарного взыскания.

Командир воинской части обязан в срок до двух суток рассмотреть протокол и материалы о совершении грубого дисциплинарного проступка и принять решение либо о направлении их в гарнизонный военный суд, либо о применении к военнослужащему иного дисциплинарного взыскания, предусмотренного настоящим Уставом.

В случае, когда обстоятельства совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка установлены ранее проведенными по данному факту ревизией, проверкой или административным расследованием либо материалами об административном правонарушении, разбирательство командиром воинской части может не назначаться. Если разбирательство не назначается, командир воинской части назначает офицера для составления протокола и определяет срок его составления, который не должен превышать трое суток.

Читайте так же:  Устройство на работу какое право

Если в ходе разбирательства выяснится, что дисциплинарный проступок содержит признаки преступления, командир воинской части в соответствии с законодательством РФ возбуждает уголовное дело, уведомляет об этом военного прокурора и руководителя военного следственного органа Следственного комитета РФ.

Согласно ст. 83 Дисциплинарного устава ВС РФ, применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, производится в срок до 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном дисциплинарном проступке (не считая времени на проведение разбирательства, производство по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, времени болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске, а также времени выполнения им боевой задачи), но до истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 суток со дня применения дисциплинарного взыскания подать жалобу.

Андрио, по общему правилу, срок проведения разбирательства составляет 30 суток, при необходимости указанный срок может быть увеличен на 30 суток. Действия (бездействие) должностных лиц, нарушающие права и законные интересы, вы можете обжаловать, обратившись в органы Военной прокуратуры и в судебном порядке.

Источник: http://rg.ru/2013/06/05/razbiratelstvo-yirist-site-anons.html

Производство по делам об оспаривании решений, действий командира, привлекающего военнослужащего к дисциплинарной ответственности без проведения письменного разбирательства 1 (к вопросу о судопроизводстве по делам, возникающим из дисциплинарных проступков военнослужащих)

Юрасова М.И., юрист Центра исследований проблем российского права «Эквитас».

Рассмотрены вопросы обжалования действий командира в судебном порядке при привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности без составления письменного разбирательства.

Ключевые слова: военнослужащий, ответственность, разбирательство, судебное производство.

Proceedings challenging the decisions, actions, attracting military commander to an account without the written proceedings

The question of appeal officer-commander’s disciplinary actions in court in cases when commander make a trial without written proceeding in fact committed a disciplinary offence.

Key words: military, responsibility, segregation, proceeding, assize.

Военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, т.е. противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.

При совершении военнослужащим дисциплинарного проступка командир (начальник) может ограничиться напоминанием военнослужащему о его обязанностях и воинском долге, применить к нему меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, а в случае необходимости привлечь к дисциплинарной ответственности. При этом он должен учитывать, что применяемое взыскание как мера укрепления воинской дисциплины и воспитания военнослужащих должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины, установленным командиром (начальником) в результате проведенного разбирательства.

Применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, производится в срок до 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном дисциплинарном проступке (не считая времени на проведение разбирательства, производство по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, времени болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске, а также времени выполнения им боевой задачи), но до истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 суток со дня применения дисциплинарного взыскания подать жалобу.

Согласно ст. 116 ДУ ВС РФ все обращения (предложения, заявления или жалобы) подлежат обязательному рассмотрению в срок до 30 суток со дня регистрации. В исключительных случаях, а также когда для разрешения обращения (предложения, заявления или жалобы) необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов или принятие других мер, срок разрешения обращения (предложения, заявления или жалобы) может быть продлен командиром воинской части, но не более чем на 30 суток, с уведомлением об этом военнослужащего, подавшего обращение (предложение, заявление или жалобу).

Кроме того, военнослужащие, в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с последующими изменениями), Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с последующими изменениями), гл. 23 и гл. 25 ГПК РФ и ст. 109 ДУ ВС РФ вправе оспорить незаконное привлечение к дисциплинарной ответственности в суде. Также судебный порядок реализации военнослужащими общего права жалобы имеет конституционную основу (ст. 33, ч. ч. 1, 2 ст. 46 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», ст. 256 ГПК РФ военнослужащий может обратиться в суд с жалобой на незаконное привлечение к дисциплинарной ответственности в срок не позднее трех месяцев со дня, когда военнослужащему стало известно о незаконном привлечении его к дисциплинарной ответственности. На законодательном уровне по делам данной категории прямо установлено, что пропуск данного срока не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч. 2 ст. 256 ГПК РФ).

Порядок рассмотрения данного вопроса в предварительном судебном заседании определен ч. ч. 1 и 6 ст. 152 ГПК РФ.

Согласно указанным правовым нормам в предварительном судебном заседании при исследовании фактов пропуска сроков обращения в суд может рассматриваться возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин данного срока.

При установлении факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в удовлетворении заявления без исследования иных фактических обстоятельств по делу. Указанное решение может быть обжаловано в апелляционном или кассационном порядке.

Аналогичным образом решается данный вопрос и в ходе разбирательства дела по существу. Признав причины пропуска срока обращения в суд неуважительными, суд также отказывает в удовлетворении заявления. При этом в мотивировочной части судебного решения указывается только на установление судом данных обстоятельств (ч. 4 ст. 198 ГПК РФ).

Говоря о сроке обращения с заявлением в суд, необходимо еще раз подчеркнуть, что течение этого срока начинается со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и свобод, а не с момента самого нарушения. В случае соблюдения заявителем трехмесячного срока, исчисленного с указанного дня, его права и свободы подлежат восстановлению в полном объеме независимо от длительности периода нарушения прав или времени, прошедшего с момента такого нарушения до дня, когда лицу стало известно об этом.

Читайте так же:  Коллекторы после банкротства физического лица

Статьей 257 ГПК РФ определено, что заявление рассматривается судом в течение 10 дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа и должностного лица, решения, действия (бездействие) которых оспариваются (ч. 1). Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в ч. 1 названной статьи лиц (т.е. как заявителя, так и представителя противоположной стороны), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления (ч. 2).

В настоящее время участились случаи обращения в судебные органы военнослужащих, оспаривающих решение, приказ командира о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности без проведения письменного разбирательства по факту совершения им дисциплинарного проступка.

Обратимся к примеру из судебной практики.

В суд обратился военнослужащий Т., проходящий военную службу по контракту, оспаривая действия должностного лица, привлекшего его к дисциплинарной ответственности без проведения письменного разбирательства . Как следует из представленных материалов, начальник вещевой службы войсковой части, в которой проходит военную службу Т., привлек заявителя к дисциплинарной ответственности, применив к нему дисциплинарное взыскание — строгий выговор. Заявитель полагал, что он привлечен к дисциплинарной ответственности при отсутствии события дисциплинарного проступка, и обратился за защитой своих прав. В обоснование своей позиции он также указал, что отсутствие письменных материалов не позволяет ему доказать отсутствие своей вины в совершении дисциплинарного проступка и препятствует реализации его права на судебную защиту.

Судебные постановления по данному гражданскому делу официально опубликованы не были.

Видео (кликните для воспроизведения).

Решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения кассационным определением окружного военного суда, заявителю было отказано в признании незаконным решения должностного лица о привлечении его к дисциплинарной ответственности. При этом суд пришел к выводу о доказанности факта совершения заявителем дисциплинарного проступка и его вины.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» определяет, что порядок проведения разбирательства, полномочия командира или иного лица, проводящего разбирательство, определяются общевоинскими уставами в соответствии с названным Федеральным законом. Согласно положениям ДУ ВС РФ, а именно ст. 80, разбирательство, как правило, проводится без оформления письменных материалов, за исключением случаев, когда командир (начальник) потребовал представить материалы разбирательства в письменном виде. Материалы разбирательства о грубом дисциплинарном проступке оформляются только в письменном виде.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих», закрепляя необходимость беспрекословного выполнения военнослужащими поставленных задач в любых условиях, предусматривает, что существо воинского долга обязывает военнослужащих, в частности, быть дисциплинированными, строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (абз. 2 п. 2 ст. 1 и ст. 26). В нормативном единстве с положениями данного Федерального закона находятся также положения ДУ ВС РФ. С учетом этого устанавливаемый ДУ ВС РФ порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности имеет свою специфику, которая обусловливается характером военной службы, предъявляющей повышенные требования к дисциплине военнослужащих. Обеспечение таких требований может достигаться, в частности, более оперативной процедурой разбирательства, предшествующего наложению на военнослужащего дисциплинарного взыскания. Для обеспечения оперативной процедуры разбирательства в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» установлен ограниченный 10 сутками срок проведения разбирательства (п. 3 ст. 28.8).

Наличие у командира (начальника) определенной свободы усмотрения в выборе формы проведения разбирательства обусловлено разнообразием конкретных фактических обстоятельств и условий совершения дисциплинарного проступка, что само по себе не порождает какой-либо неопределенности в понимании соответствующей нормы.

Как закреплено ч. 2 ст. 249 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела. Должностные лица, не исполняющие требования суда о предоставлении доказательств, подвергаются штрафу в размере до 1000 руб.

Данное правило является исключением из общих положений ст. ст. 56 и 57 ГПК РФ об обязанности каждой из сторон доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений, а суда — определить предмет и распределить бремя доказывания, а также оказать содействие сторонам в получении доказательств.

Наконец, ст. 250 ГПК РФ установлено, что после вступления в законную силу решения суда по делу, возникающему из публичных правоотношений, лица, участвующие в деле, а также иные лица не могут заявлять в суде те же требования и по тем же основаниям.

Таким образом, возможность проведения разбирательства без оформления письменных материалов (за исключением случая, предусмотренного абз. 6 ст. 81 ДУ ВС РФ) не может рассматриваться как нарушение права военнослужащего на судебную защиту.

Источник: http://wiselawyer.ru/poleznoe/71839-proizvodstvo-delam-osparivanii-reshenij-dejstvij-komandira-privlekayushhego

Что устанавливается в ходе разбирательства о грубом дисциплинарном проступке. (ст.81 ДУ)

81. Принятию командиром (начальником) решения о применении к подчиненному военнослужа-щему дисциплинарного взыскания предшествует разбирательство.

Разбирательство проводится в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка.

Разбирательство, как правило, проводится непосредственным командиром (начальником) военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, или другим лицом, назначенным одним из прямых командиров (начальников). При этом военнослужащий, назначенный для про-ведения разбирательства, должен иметь воинское звание и воинскую должность не ниже воин-ского звания и воинской должности военнослужащего, совершившего дисциплинарный просту-пок.

В случаях, указанных в статье 75 настоящего Устава, разбирательство проводится началь-ником гарнизона, старшим морским начальником, военным комендантом гарнизона, начальни-ком военных сообщений на видах транспорта, начальником военно-автомобильных дорог, воен-ным комендантом железнодорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта) или назна-ченными ими лицами.

Разбирательство, как правило, проводится без оформления письменных материалов, за ис-ключением случаев, когда командир (начальник) потребовал представить материалы разбиратель-ства в письменном виде.

Материалы разбирательства о грубом дисциплинарном проступке оформляются только в письменном виде.

В ходе разбирательства должно быть установлено:

событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);

лицо, совершившее дисциплинарный проступок;

вина военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка, форма вины и мотивы совершения дисциплинарного проступка;

данные, характеризующие личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок;

наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка;

обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего;

обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягча-ющие дисциплинарную ответственность;

характер и степень участия каждого из военнослужащих при совершении дисциплинарно-го проступка несколькими лицами;

причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;

другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлече-нии военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

Командир (начальник) вправе принять решение о наказании военнослужащего, совершив-шего дисциплинарный проступок, своей властью либо в срок до 10 суток представить по подчи-ненности вышестоящему командиру (начальнику) материалы разбирательства о совершении во-еннослужащим дисциплинарного проступка для принятия решения.

При совершении военнослужащим грубого дисциплинарного проступка (приложение № 7) или при получении данных о его совершении непосредственный командир (начальник) военно-служащего обязан немедленно доложить об этом в установленном порядке командиру воинской части.

Читайте так же:  Статья 17б в военном билете

Командир воинской части принимает решение о проведении разбирательства по факту со-вершения грубого дисциплинарного проступка и назначает ответственного за его проведение.

Разбирательство по факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного про-ступка заканчивается составлением протокола (приложение № 8). При проведении разбиратель-ства по факту совершения грубого дисциплинарного проступка группой военнослужащих прото-кол составляется в отношении каждого из этих военнослужащих.

Протокол вместе с материалами разбирательства предоставляется для ознакомления воен-нослужащему, совершившему грубый дисциплинарный проступок, после чего направляется ко-мандиру воинской части для рассмотрения. Командир (начальник) или лицо, проводившее разби-рательство, направляет командиру воинской части предложение о сроке дисциплинарного ареста, который целесообразно назначить военнослужащему, или о применении к нему другого вида дисциплинарного взыскания.

Командир воинской части обязан в срок до двух суток рассмотреть протокол и материалы о совершении грубого дисциплинарного проступка и принять решение либо о направлении их в гарнизонный военный суд, либо о применении к военнослужащему иного дисциплинарного взыскания, предусмотренного настоящим Уставом.

В случае, когда обстоятельства совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка установлены ранее проведенными по данному факту ревизией, проверкой или адми-нистративным расследованием либо материалами об административном правонарушении, разби-рательство командиром воинской части может не назначаться. Если разбирательство не назнача-ется, командир воинской части назначает офицера для составления протокола и определяет срок его составления, который не должен превышать трое суток.

Если в ходе разбирательства выяснится, что дисциплинарный проступок содержит призна-ки преступления, командир воинской части в соответствии с законодательством Российской Фе-дерации возбуждает уголовное дело, уведомляет об этом военного прокурора и руководителя во-енного следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8584 —

| 8157 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/19_90439_chto-ustanavlivaetsya-v-hode-razbiratelstva-o-grubom-distsiplinarnom-prostupke-st-du.html

§ 3. Правовая работа при проведении разбирательств и административных расследований в связи с совершением дисциплинарных проступков военнослужащими

Принятию решения о наложении взыскания на военнослужащего обязательно должно предшествовать выяснение обстоятельств совершения дисциплинарного проступка, т. е. разбирательство (разбирательство — рассмотрение, разбор, обсуждение; разобраться — изучив, хорошо понять кого-, что-нибудь 82 ). Разбирательство проводится в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствующих совершению проступка.

Наложение дисциплинарного взыскания без выяснения указанных обстоятельств не допускается. Проведение разбирательства в целях установления обстоятельств дисциплинарного проступка является не только правом, но и обязанностью командира (начальника). Разбирательство может не проводиться лишь в том случае, если лица, виновные в совершении дисциплинарного проступка, а также причины и условия, способствовавшие его совершению, установлены компетентными государственными органами в ходе иной предусмотренной законодательством деятельности процессуального характера: судом либо в результате ревизии, проверки, дознания, следствия или административного расследования.

В ходе разбирательства командир (начальник) устанавливает:

а) действительно ли имел место дисциплинарный проступок;

б) где, когда, при каких обстоятельствах и с какой целью он был совершен;

в) в чем он выразился;

г) наличие вины в действии (бездействии) конкретных военнослужащих и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими военнослужащими;

д) каковы последствия проступка;

е) обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного военнослужащего;

ж) причины и условия, способствовавшие совершению проступка.

Процесс разбирательства дисциплинарных проступков включает следующие стадии:

— установление фактических обстоятельств проступка;

— рассмотрение собранных доказательств и принятие решения;

— обжалование и пересмотр решения.

Последняя стадия имеет место только в случае подачи жалобы привлеченным к дисциплинарной ответственности военнослужащим либо при наличии соответствующего решения вышестоящих органов воен­ного управления или прокурора.

Разбирательство по факту совершения дисциплинарного проступка следует отличать от административного расследования (административное расследование — это деятельность командира (начальника) по установлению фактических обстоятельств совершения военнослужащими, гражданским персоналом проступков (правонарушений), а также наступления иных событий и фактов, не имеющих признаков преступления, с целью принятия по ним законного и обоснованного решения 83 ).

Разбирательство и административное расследование соотносятся как целое и часть, т. е. административное расследование является одной из возможных форм проведения командиром (начальником) разбирательства в связи с совершенным правонарушением.

Разбирательство и административное расследование отличаются друг от друга по следующим признакам:

а) по кругу субъектов, имеющих право их проводить. Круг должностных лиц, имеющих право назначать административное расследование, значительно уже, чем круг командиров (начальников), имеющих право проводить разбирательство. Так, например, старшина роты, обнаруживший факт нарушения подчиненным военнослужащим воинской дисциплины, вправе самостоятельно провести разбирательство и в пределах предоставленных ему прав наложить дисциплинарное взыскание на виновного. Однако назначать административное расследование он не вправе. Такое право имеют только командиры (начальники), занимающие должности командиров отдельных воинских частей. В число должностных лиц, которые имеют право назначать административное расследование, входит также начальник гарнизона. Он вправе назначать административное расследование при совершении проступков военнослужащими, не проходящими службу в воинских частях данного гарнизона, при их нахождении вне расположения воинской части (например, в отпуске, командировке);

б) по срокам проведения. В соответствии со ст. 88 ДУ ВС РФ наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего производится, как правило, через сутки, но не позднее 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке. Следовательно, в указанный 10-дневный срок должно быть проведено и разбирательство. Если же командиром воинской части для выяснения обстоятельств проступка назначено административное расследование, то срок наложения дисциплинарного взыскания на виновного увеличивается. По общему правилу на проведение административного расследования отводится срок до одного месяца. В отличие от разбирательства законодательством допускается продление срока административного расследования;

в) по форме проведения. Если разбирательство может проводиться как в устной, так и в письменной форме, то результаты административного расследования в обязательном порядке оформляются в письменном виде.

Разбирательство в упрощенной форме, т. е. в срок не более 10 суток, без обязательного письменного оформления его результатов, проводится по малозначительным, не имеющим большой общественной опасности дисциплинарным проступкам (например, нарушение формы одежды, опоздание в строй, курение в неустановленном месте и т. п.). Проведение административного расследования по сложившейся практике, как правило, осуществляется в случае совершении военнослужащими грубых дисциплинарных проступков 84 .

Читайте так же:  Виды дисциплинарных взысканий в мвд

Административное расследование назначается приказом командира (начальника) либо его распоряжением в виде резолюции на документе, послужившем поводом для принятия решения о назначении расследования. Административное расследование может проводиться лично командиром (начальником) или по его указанию одним из офицеров, а в необходимых случаях назначаемой комиссией.

Проведение административного расследования может поручаться любому офицеру. Административное расследование не может проводиться офицером, являющимся подчиненным того лица, чьи действия необходимо расследовать, а также офицером, который прямо или косвенно заинтересован в исходе дела.

Во всех случаях результаты административного расследования оформляются в письменной форме с приложением соответствующих документов. Материалы административных расследований брошюруются в отдельные дела и хранятся в соответствии с правилами организации делопроизводства в воинской части.

В процессе проведения административного расследования по факту совершения дисциплинарного проступка готовятся следующие документы:

1) рапорт, другие документы, на основании которых проводится административное расследование, с резолюцией командира (начальника) о назначении административного расследования;

2) объяснения должностных лиц, свидетелей и других лиц;

3) справка финансового органа о размере причиненного ущерба в денежной форме;

4) в случае причинения ущерба здоровью — медицинское заключение о характере и степени повреждений, полученных пострадавшим;

5) постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;

6) заключение лица, проводившего расследование, с указанием условий, причин, характера нарушений и рекомендаций командованию по привлечению к дисциплинарной и (или) материальной ответственности и др.

Объяснение подписывается лицом, от которого оно получается, и офицером, проводящим расследование. Круг лиц, от которых может быть получено объяснение, не ограничен и определяется лицом, проводящим расследование. Однако брать объяснения у командира воинской части, назначившего это расследование, не разрешается. Если требуется получить объяснение от военнослужащего, убывшего к новому месту военной службы, необходимый запрос направляется командиру соответствующей воинской части. В запросе кратко сообщается о характере расследуемого дисциплинарного проступка, данные на лицо, от которого требуется объяснение, а также излагаются конкретные вопросы, на которые необходимо получить ответ данного военнослужащего.

При необходимости к материалам расследования могут приобщаться подлинные документы или выписки из них. Если тот или иной документ нельзя приобщить к материалам, то он рассматривается и о его содержании составляется справка. Для наглядности к материалам могут прилагаться схемы и таблицы. Во время проведения административного расследования необходимо соблюдать воинскую этику, быть вежливым и тактичным. Запрещается получать какие-либо объяснения от лиц, находящихся в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.

В ходе расследования выяснению подлежат следующие вопросы:

— действительно ли имел место дисциплинарный проступок, в чем конкретно он выразился;

— где, когда, при каких обстоятельствах, какими средствами, способом и с какой целью он был совершен;

— наличие вины в действиях (бездействии) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими лицами;

— каковы последствия проступка;

— обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного лица;

— причины и условия, способствовавшие совершению проступка.

При административном расследовании не проводятся обыски, выемки, допросы и некоторые другие следственные действия, предусмотренные УПК РФ.

Вместе с тем если в ходе административного расследования будут выявлены признаки преступления, то командир воинской части обязан возбудить уголовное дело и немедленно уведомить об этом военного прокурора. Все материалы административного расследования, послужившие поводом для возбуждения уголовного дела, приобщаются к данному уголовному делу.

Административное расследование должно быть закончено в месячный срок. В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим начальником еще на один месяц, о чем в материалах расследования должно быть соответствующее подтверждение.

Административное расследование завершается составлением заключения обо всех установленных в ходе расследования обстоятельствах, о лицах, допустивших нарушения установленных норм и правил, с указанием предложений для принятия решения. Такое заключение составляется на имя командира (начальника) и должно иметь три составные части: вводную, описательную и резолютивную.

Во вводной части указывается: на основании чего и по какому факту проводилось расследование; кто, где и когда его проводил.

В описательной части излагаются обстоятельства расследованного проступка с указанием:

а) какое именно нарушение имело место;

б) кем, когда, где, каким способом, с какой целью и по каким мотивам оно совершено;

в) умышленно или неосторожно действовало (бездействовало) лицо;

г) какие нормы законов, уставов, приказов, наставлений или правил нарушены;

д) при исполнении обязанностей военной службы совершено правонарушение или в иной обстановке;

е) есть ли и какова причинная связь между действиями (бездействием) виновного лица и наступившими вредными последствиями.

Здесь же дается анализ причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, характеристика личности виновного. Обязательно отражается отношение виновного лица к совершенному проступку.

В резолютивной части излагается: кто конкретно и в чем именно виновен; конкретные предложения о том, к какому виду ответственности (дисциплинарной или материальной или той и другой одновременно) целесообразно привлечь виновного (виновных). При выявлении в ходе расследования причин и условий, способствовавших правонарушению, предлагаются меры по их устранению.

Если в ходе административного расследования установлено, что в действиях виновного лица имеются признаки состава преступления, необходимо их назвать и внести предложения командиру (начальнику) о рассмотрении вопроса о возбуждении уголовного дела.

В случае установления в ходе расследования, что совершенное виновным лицом деяние хотя и имеет признаки преступления, но носит малозначительный, не представляющий большой общественной опасности характер, командир воинской части как орган дознания сообщает об этом военному прокурору и с его согласия принимает решение об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит соответствующее постановление. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела направляется военному прокурору.

Заключение по результатам административного расследования подписывается офицером, его проводившим, с указанием даты его составления (окончания расследования) и вместе с приложенными к нему документами (материалами), собранными в ходе расследования (объяснительные записки, справки, рапорты, письма, акты и т. п. ), представляется для рассмотрения командиру (начальнику).

По материалам административного расследования командир (начальник) в срок не более трех дней принимает решение и объявляет его в приказе по воинской части, в котором определяются меры, которые должны быть приняты для восстановления нарушенного порядка, защиты прав и интересов государства, воинской части, военнослужащих, других граждан и предотвращения подобных нарушений в будущем, а также меры воздействия в отношении тех лиц, виновность которых доказана в ходе расследования (привлечение их к юридической ответственности или применение мер общественного воздействия).

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studfile.net/preview/4060842/page:33/

Проведение разбирательства по дисциплинарному проступку
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here