Правовое регулирование банкротства физических лиц

Полезная информация в статье: "Правовое регулирование банкротства физических лиц". Статья описывает тематику понятным для неспециалистов языком. Сделаны комментарии юристов и выводы. Если для вашего конкретного случая требуются дополнительные консультации, то обратитесь к дежурному консультанту.

Правовое регулирование банкротства физических лиц

Особенности правового регулирования банкротства физических лиц

Правовое регулирование банкротства граждан имеет множество особенностей. При банкротстве физических лиц вводятся особые процедуры. Погашение долгов может производиться при помощи процесса реструктуризации долгов по утвержденному судом плану, реализацией имущества должника, или мирным соглашением, взаимовыгодным для всех сторон.

Важной особенностью банкротства граждан является законодательный механизм, позволяющий заставить кредиторов принять план реструктуризации долгов, предложенный должником.

Нельзя не упомянуть и то что суд не обязан во всех случаях банкротства освобождать должников от долгов. Банкротство может окончиться и без списания долга в случае если суд посчитает должника недобросовестным заемщиком.

Таким образом, принятый в 2015 году закон подробно регулирует отношения между кредиторами и должниками, и направлен на полное или частичное освобождение неплатежеспособного физического лица от долговых обязательств.

Источник: http://xn--80abe5aohaot.net/baza-znaniy/pravovoe-regulirovanie-bankrotstva-fizicheskih-lits/

Правовое регулирование банкротства физических лиц

Долги физических лиц исчисляются сотнями миллиардов, поэтому процедура банкротства физических лиц начинает набирать обороты. Поправки к закону «О несостоятельности (банкротстве)» разрабатывались более десяти лет, а вступили в силу только с 1 октября 2015 года.

В России к декабрю 2015 года появились первые банкроты из числа граждан. Первые решения о банкротстве физических лиц были приняты в Челябинске и Санкт Петербурге. Ими стали женщина с тремя детьми, которая должна нескольким банковским учреждениям более 14 миллионов рублей и мужчина с долгом около 650 миллионов. Таким образом, на сегодняшний день только два россиянина смогли решить свои проблемы с задолженностью. Что следует сделать остальным должникам, которые по уважительным причинам не могут расплатиться по своим обязательствам.

Объявить себя банкротом гражданину будет не так просто. Начало процедуры банкротства гражданина — вводится процедура наблюдения и налагается арест на имущество гражданина за исключением того, что прямо запрещено законом. Это: единственное жильё должника (если оно не залоговое) и участок земли под ним; индивидуальные вещи; бытовая техника, стоимостью до 30000 рублей; домашние животные; денежные средства в размере прожиточного минимума должника и его иждивенцев; продукты питания; государственные награды.

Временный управляющий проводит оценку имеющегося у гражданина имущества. Если гражданином не представлены документы о погашении задолженности перед кредиторами, судом вводится конкурсное производство.

Признать человека банкротом может только арбитражный суд. Для этого долг должен составлять не менее пятисот тысяч рублей, а срок невыплаты — не менее трёх месяцев. Вместе с тем, сумма долга должна превышать стоимость имеющегося имущества у должника.

Особенность банкротства гражданина: процедура банкротства будет применима для граждан, не имеющих судимость, в том числе и за экономические преступления, а также, если гражданин не привлекался к ответственности за фиктивное или преднамеренное банкротство.

Инициировать банкротство физического лица, согласно закону о банкротстве, может сам гражданин, подав заявление в суд. Также это вправе сделать кредиторы и уполномоченные лица, т.е. налоговые органы, пенсионный фонд и т.д.

Не могут начать процедуру банкротства физического лица кредиторы, которым необходимо погасить задолженность по причинённому вреду здоровью, по выплате алиментов или иные требования, непосредственно связанные с их личностью.

Должник с момента признания его банкротом будет иметь ряд ограничений: Следующее банкротство возможно не ранее, чем через пять лет. Жильё, купленное по ипотечному кредитованию и являющееся залоговым, будет реализовано. Запрет на предпринимательскую деятельность. Запрет на получение новых кредитов. Крупные сделки возможны только с разрешения финансового управляющего. Запрет на выезд за границу. Вознаграждение конкурсному управляющему тоже будет выплачиваться за счёт должника, подавшего иск на признание себя банкротом.

Написав заявление в суд и представив план погашения долга, суд может установить срок для реализации плана до трёх лет. Реструктуризация для физического лица очень выгодна, так как с момента её введения на задолженность перестают начислять какие-либо финансовые санкции, перестают расти проценты на долги. Исполнительные документы по имущественным взысканиям также подлежат остановке и, как следствие, снятие ареста с имущества должника. После выполнения всех обязанностей гражданин перестаёт быть банкротом и дело о банкротстве прекращается. Во время реструктуризации долгов на гражданина действуют те же ограничения, как и на банкрота до момента погашения всех установленных задолженностей перед кредиторами. Процедура реструктуризации сможет защитить заёмщиков от произвола со стороны коллекторских фирм и в новой цивилизованной форме произвести расчёты с кредиторами по своим долгам. Таким образом, вступивший в силу закон «О несостоятельности (банкротстве) в части главы 10 «Банкротство граждан» — ведёт к решению накопившихся проблем во взаимоотношениях между банками и заёмщиками.

Однако есть и негативные стороны банкротства. Если суд увидит в действиях гражданина признаки фиктивного или преднамеренного банкротства, то в отношении такого гражданина может наступить административная (ст. 14.12 КоАП РФ) либо уголовная ответственность (ст. 196 УК РФ). Поэтому важно на момент подачи заявления в суд вместе с Вашим юристом оценить ситуацию и определить вероятностный исход процедуры банкротства. Доверьте свои финансы профессионалам!

Источник: http://ivdp.ru/bankrotstva-fizicheskih-lic

Банкротство физических лиц: правовое регулирование

Банкротство физических лиц регулирует Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее — Закон о банкротстве)). В статье мы рассмотрим процедуру банкротства физических лиц (реструктуризация долгов, реализация имущества физического лица), внешние признаки банкротства, а также последствия признания физического лица банкротом

Читайте так же:  Этапы банкротства физического лица сроки

В 2015 году вступили в силу поправки (Федеральный закон «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон от 29.06.2015 № 154-ФЗ), которые существенным образом изменили процедуру банкротства физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по сравнению с первоначальной редакцией Закона о банкротстве. До этого положения главы Х Закона о банкротстве к обычным гражданам — не предпринимателям не применялись вообще. Связано это с тем, что Гражданский кодекс норм о несостоятельности (банкротстве) физических лиц не содержал, что являлось препятствием для применения Закона о банкротстве в этой части (ч. 2 ст. 3 ГК РФ). На это были ориентированы и суды (п. 59 пост. Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 № 29).

Возбуждение дел о банкротстве физических лиц

Дела о несостоятельности (банкротстве) отнесены к исключительной подведомственности арбитражных судов. Равным образом это правило распространено и на потребительское банкротство (хоть изначально данную категорию дел планировалось приобщить к подсудности судов общей юрисдикции).

Инициировать процедуру банкротства может сам должник-гражданин, конкурсный кредитор или уполномоченный орган. Для того чтобы суд возбудил производство по делу о банкротстве физического лица — должника, необходимо наличие критериев и признаков банкротства. Если ранее законодатель в отношении физических лиц исходил из критерия неоплатности (когда размер задолженности гражданина превышает стоимость его имущества, в т.ч. права требования), то теперь в основу несостоятельности гражданина положен принцип неплатежеспособности, то есть неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным и иным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Неоплатность же в новой редакции Закона о банкротстве рассматривается как одно из условий неплатежеспособности.

Внешними признаками банкротства физических лиц являются размер задолженности по денежным и иным обязательствам, обязательным платежам в совокупности не менее 500 тысяч рублей и период задолженности — не менее трех месяцев с даты, когда эти обязательства должны были быть исполнены (п. 2 ст. 213.3 Закона о банкротстве).

Если с заявлением о банкротстве обращается конкурсный кредитор или уполномоченный орган, то их требования должны быть подтверждены решением суда, вступившим в законную силу. Такое решение не требуется в случаях, перечисленных в пункте 2 статьи 213.5 Закона о банкротстве.

Заявитель в обязательном порядке должен указать реквизиты саморегулируемой организации арбитражных управляющих, из числа участников которой должен быть утвержден финансовый управляющий. Замечу, что Закон о банкротстве, в отличие от общих правил, не наделяет кредиторов и уполномоченный орган правом указывать в заявлении конкретную кандидатуру арбитражного управляющего. Кроме этого, податель заявления обязан внести денежные средства на выплату вознаграждения финансовому управляющему (в части фиксированного вознаграждения) в депозит суда.

Процедура реструктуризации долгов физического лица

После возбуждения дела о банкротстве физического лица суд проверяет обоснованность требований заявителя на первом заседании, которое должно быть проведено не ранее чем по истечении пятнадцати дней и не позднее чем в течение трех месяцев с даты принятия заявления о признании гражданина банкротом (п. 5 ст. 213.6 Закона о банкротстве). В случае признания заявления инициатора конкурсного процесса обоснованным определением суда вводится процедура реструктуризации долгов гражданина. Это основная реабилитационная процедура, применяемая в целях восстановления платежеспособности гражданина и погашения его задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов (ст. 2 Закона о банкротстве). Проект такого плана вправе подготовить как сам гражданин-должник, так и его конкурсный кредитор или уполномоченный орган (ст. 213.12 Закона о банкротстве). Требования к содержанию этого плана, порядок его утверждения судом приведены в статьях 213.14-213.18 Закона о банкротстве.

Однако план реструктуризации долгов может быть представлен лишь в отношении тех граждан-должников, которые:

  • имеют источник дохода;
  • не имеют неснятых или непогашенных судимостей за совершение умышленных преступлений в сфере экономики;
  • не признавались банкротами в течение последних пяти лет;
  • в отношении них не утверждался план реструктуризации долгов в течение последних восьми лет.

Препятствием является также привлечение гражданина к административной ответственности за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство, если не истек срок, в течение которого он считается подвергнутым административному наказанию (ст. 213.13 Закона о банкротстве).

Для целей включения в реестр требований кредиторов и участия в первом собрании кредиторов конкурсные кредиторы, в том числе кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества гражданина, и уполномоченный орган вправе предъявить свои требования к гражданину в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления об объявлении гражданина банкротом. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом. Требования кредиторов рассматриваются в общем порядке.

С момента введения процедуры реструктуризации долгов гражданина срок исполнения возникших ранее требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей для целей участия в деле о банкротстве физического лица считается наступившим. Предъявить же свои требования кредиторы, уполномоченный орган могут только по правилам, установленным Законом о банкротстве, за исключением исполнительных документов по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, по делам об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении препятствий к владению указанным имуществом, о признании права собственности на указанное имущество, о взыскании алиментов, а также некоторых иных требований (п. 2 ст. 213.11 Закона о банкротстве). Неденежные кредиторы вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения своих обязательств перед должником (п. 4 ст. 213.11 Закона о банкротстве).

Гражданин-должник на этом этапе в некоторой степени ограничивается в дееспособности. В частности, он лишается права без предварительного согласия финансового управляющего, выраженного в письменной форме, совершать сделки:

  • по приобретению, отчуждению или в связи с возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более чем пятьдесят тысяч рублей, недвижимого имущества, ценных бумаг, долей в уставном капитале и транспортных средств;
  • получению и выдаче займов (кредитов), выдаче поручительств и гарантий, уступке прав требования, переводу долга, а также учреждению доверительного управления имуществом гражданина;
  • передаче имущества гражданина в залог. Он не вправе вносить свое имущество в качестве вклада или паевого взноса в уставный капитал или паевой фонд юридического лица, приобретать доли (акции, паи) в уставных (складочных) капиталах или паевых фондах юридических лиц, а также совершать безвозмездные для гражданина сделки (п. 5 ст. 213.11 Закона о банкротстве).
Читайте так же:  Помощь получения кредита с текущей просрочкой

За месяц до истечения установленного срока исполнения плана реструктуризации долгов финансовый управляющий должен подготовить отчет и направить его конкурсным кредиторам, уполномоченному органу и в суд. Отчет финансового управляющего сначала рассматривается собранием кредиторов, а затем судом. В итоге суд принимает либо определение о завершении реструктуризации долгов, если все требования кредиторов погашены, либо определение об отмене плана реструктуризации долгов и решение о признании физического лица банкротом.

Суд вправе отменить план реструктуризации долгов и до истечения срока его действия по основаниям, указанным в статье 213.23 Закона о банкротстве. В этом случае неудовлетворенные требования конкурсных кредиторов, уполномоченного органа учитываются в реестре требований кредиторов в части, в которой они должны быть удовлетворены на дату отмены указанного плана, и подлежат удовлетворению в составе требований кредиторов третьей очереди.

Процедура реализации имущества физического лица — банкрота

Данная процедура применяется лишь в случае признания физического лица банкротом, о чем суд выносит решение. К обстоятельствам, при которых суд принимает подобное решение (п. 1 ст. 213.24 Закона о банкротстве), относятся ситуации, когда:

  • в суд в десятидневный срок не представлен план реструктуризации долгов гражданина;
  • собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина и у суда отсутствуют основания самостоятельно инициировать процедуру реструктуризации долгов гражданина;
  • судом вынесено определение об отмене плана реструктуризации долгов гражданина;
  • производство по делу о банкротстве физического лица возобновлено в случаях отмены определения о завершении реструктуризации долгов гражданина или в связи с нарушением условий мирового соглашения.

Реализация имущества гражданина вводится на срок не более шести месяцев (п. 2 ст. 213.24 Закона о банкротстве). Однако данный срок не является пресекательным и может продлеваться по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Признание гражданина-должника банкротом является основанием для вынесения судом определения о временном ограничении права на выезд гражданина из Российской Федерации, которое будет действовать до завершения конкурсных процедур (п. 3 ст. 213.24 Закона о банкротстве).

Все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения суда о признании его банкротом и выявленное или приобретенное после этой даты, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание (ст. 446 ГПК РФ). По мотивированному ходатайству гражданина и иных лиц, участвующих в деле, суд вправе исключить из конкурсной массы и иное имущество гражданина, если доход от его реализации существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов и стоимость этого имущества не превышает десяти тысяч рублей (ст. 213.25 Закона о банкротстве).

С момента признания гражданина банкротом он лишается права распоряжаться имуществом, составляющим конкурсную массу. Совершать какие-либо сделки с этим имуществом от имени гражданина может исключительно финансовый управляющий. Помимо этого финансовый управляющий:

  • распоряжается средствами должника-гражданина на счетах и во вкладах в кредитных организациях;
  • открывает и закрывает его счета;
  • осуществляет права участника юридического лица, принадлежащие гражданину, в том числе голосует на общем собрании участников;
  • ведет в судах дела, касающиеся имущественных прав гражданина.

Регистрация перехода или обременения прав гражданина на имущество, в том числе на недвижимое имущество и бездокументарные ценные бумаги, осуществляется лишь на основании заявления финансового управляющего. Поданные до этой даты заявления гражданина не подлежат исполнению. Исполнение третьими лицами обязательств перед гражданином по передаче ему имущества, в том числе по уплате денежных средств, возможно исключительно в отношении финансового управляющего и запрещается в отношении гражданина лично (пп. 5-7 ст. 213.25 Закона о банкротстве).

Особенности реализации имущества

Особенности реализации имущества гражданина подробно изложены в статье 213.26 Закона о банкротстве.

Очередность удовлетворения требований кредиторов (ст. 213.27 Закона о банкротстве) практически ничем не отличается от положений статьи 134 Закона о банкротстве, если не считать включение в число текущих кредиторов и кредиторов первой очереди требования, связанные с уплатой алиментов.

После завершения расчетов с кредиторами финансовый управляющий представляет в суд отчет о результатах реализации имущества гражданина с приложением копий документов, подтверждающих продажу имущества гражданина и погашение требований кредиторов, а также реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов. По итогам рассмотрения отчета финансового управляющего суд выносит определение о завершении реализации имущества гражданина.

Завершение данной процедуры влечет освобождение гражданина от исполнения требований кредиторов, включая и тех, которые не заявляли своих требований. Однако освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктами 4, 5 статьи 213.28 Закона о банкротстве.

Последствия признания физического лица банкротом

Правовые последствия признания гражданина банкротом (ст. 213.30 Закона о банкротстве) выражаются в том, что в течение пяти лет с даты признания его банкротом он не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства. В течение этого периода он лишается права заявлять о своем банкротстве.

Читайте так же:  Регистрация санитарной книжки

В случае повторного признания гражданина банкротом в течение пятилетнего срока не применяется правило об освобождении его от обязательств. Все неудовлетворенные требования кредиторов, по которым наступил срок исполнения, могут быть предъявлены в обычном порядке, и при их удовлетворении судом выдаются исполнительные листы.

Кроме того, в течение трех лет с даты признания гражданина банкротом он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.


Источник: http://taxpravo.ru/analitika/statya-377871-bankrotstvo_fizicheskih_lits_pravovoe_regulirovanie

Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства). Тема 9. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

Тема 9. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства)

Правовую базу института несостоятельности (банкротства) составляют ГК РФ

(ст. 25, 56, 61, 65), ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — «Закон о банкротстве»), ФЗ от 25.02.1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» , а также ряд постановлений Правительства РФ.

Несостоятельность (банкротство)

— это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Не могут быть признаны несостоятельными казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации. Банкротство гражданина (не являющегося индивидуальным предпринимателем) будет возможно после внесения соответствующих дополнений в Гражданский кодекс.

По общему правилу юридическое лицо

считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнять обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества, т.е. дополнительно появляется признак неоплатности.

При наличии указанных признаков банкротства дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. рублей, к должнику-гражданину — не менее 10 тыс. рублей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражными судами по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации

(гл. 28), с особенностями, установленными «Законом о банкротстве» (гл. 3).

Производство по делу о несостоятельности (банкротстве) возбуждается по заявлению должника

, конкурсного кредитора , уполномоченного органа.

Должник вправе подать в арбитражный суд заявление о признании несостоятельным в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не будет в состоянии исполнить денежные обязательства (обязанность по уплате обязательных платежей) в установленный срок. «Законом о банкротстве» предусмотрены случаи, когда должник обязан подать заявление о признании его несостоятельным (например, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме).

В заявлении кредитора

должен быть указан размер требований к должнику. Если размер требований меньше суммы, признаваемой «Законом о банкротстве», достаточной для открытия производства по делу о несостоятельности, арбитражный суд отказывает в принятии заявления. Однако заявление кредитора может быть основано на объединенной задолженности по различным обязательствам, также конкурсные кредиторы вправе объединить свои требования к должнику и обратиться в суд с одним заявлением кредитора.

Заявление о признании должника банкротом могут подавать также уполномоченные органы.

При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица — применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение

, финансовое оздоровление , внешнее управление , конкурсное производство , мировое соглашение .

При рассмотрении дела о банкротстве должника-гражданина применяются только конкурсное производство и мировое соглашение.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10954 —

| 7429 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/19_307348_ponyatie-priznaki-i-pravovoe-regulirovanie-nesostoyatelnosti-bankrotstva.html

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКРОТСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Все более важную, по сути ключевую, роль в механизме развития банковской системы, финансового рынка и в целом экономики Российской Федерации как социального государства имеют организационно правовые меры по защите прав и законных интересов участников хозяйственного оборота.

В России довольно давно велись разговоры о необходимости распространения института несостоятельности физических лиц и введения так называемого потребительского банкротства101. Несмотря на то, что законодательство большинства стран предусматривает нормы о банкротстве физических лиц-потребителей, решение этого вопроса в Российской Федерации вновь и вновь откладывалось. Неслучайно в связи с этим достаточно часто в периодической литературе высказываются мнения о необходимости известной формализации процедуры несостоятельности граждан102.

Следует отметить отсутствие опыта отечественного правового регулирования подобных процедур на практике. Исторические юридические памятники говорят об отсутствии в русском законодательстве системы норм, регулирующих отношения из несостоятельности, ограничиваясь лишь зачатками соответствующих положений. Так, Русская Правда, Псковская судная грамота, Судебники 1497 и 1550 гг., Соборное уложение 1649 г. разделяли виновное и невиновное банкротство, определяли преимущества в удовлетворении требований кредиторов.

Законодательная регламентация несостоятельности (банкротства) физических лиц представляет собой комплекс законодательных актов103, основанием которой является ст. 25 Гражданского кодекса РФ, непосредственно регулирующая несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей. Система правового регулирования несостоятельности (банкротства) представлена Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)104, который в основе своей содержит требования с одной стороны, исключающие неплатежеспособных субъектов, а с другой стороны – предоставление возможности добросовестным участникам правовых отношений достичь финансовой стабильности, гарантируя тем самым социальную справедливость, урегулированную нормами конституционного права.

Читайте так же:  Уголовная ответственность за задержку выплаты заработной платы

Настоящий этап российского законодательства заложен Федеральным законом от 29 декабря 2014 №476- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника». Еще до вступления данного закона в силу был принят Федеральный закон от 29 июня 2015 г. №154-ФЗ «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»105.

Таким образом, система правового регулирования отношений банкротства граждан довольна сложная, включает в основном две группы вопросов: вопросы толкования новой главы X Федерального закона № 127-ФЗ и вопросы правоприменения.

По мнению В.Ф. Попандопуло и Е.В. Слепченко, она может быть усовершенствована путем: а) сосредоточения всех особенностей банкротства индивидуальных предпринимателей в параграфе 2 главы X закона о банкротстве; б) распространении общих положений о банкротстве граждан и специальных положений о банкротстве индивидуальных предпринимателей на отношения банкротства фермерских хозяйств; в) перенесения положений о банкротстве гражданина в случае его смерти, являющихся общими для дел о банкротстве граждан, в параграфе 1.1 главы X закона о банкротстве106.

100 Андреев С.Е., Витрянский В.В., Денисов С.А. и др. Научно практический комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный) /под ред. В.В. Витрянского. М.: Статут, 2003; Попов Е.Ю. Формирование гражданско-правового института банкротства физических лиц в Российской Федерации: автореферат дис. канд. юрид. наук. – Волгоград, 2012 и др.

101 См. подробнее: Строительное и жилищное право: учебное пособие / под ред. Н.М. Коновалова, В.К. Писаренко, А.Л. Шиловской – М.: Московская гос. акад. коммунального хоз-ва и стр-ва, 2010. С. 56–58; Ситдикова Л.Б. Теоретические и практические проблемы правового

регулирования информационных и консультационных услуг в гражданском праве России – М.: ИГ «Юрист». С.45; Стародумова С.Ю. Понятие недвижимости в гражданском праве // Юридический мир. 2015. № 5. С. 42-45.

102 Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №9. ст. 1097 (с послед. изм.); Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2005 г. №52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль а деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих» //Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. №6. ст.464.

103 Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №43. ст.4190 (с изм. на 1 января 2016 г.)

104 Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. №27. ст.3945

В основании банкротства граждан положен критерий неплатежеспособности. Если в ходе судебного разбирательства по делу о банкротстве гражданина не доказано иное, должник признается таковым, если его задолженность перед кредиторами в совокупности составляет не менее чем 500 тысяч рублей и указанные требования не исполнены им в течение трех месяцев. Указанные внешние признаки банкротства являются материально-правовыми основаниями для обращения в суд с заявлением о признании гражданина банкротом и возбуждения производства по делу о банкротстве.

Анализ норм о неплатежеспособности гражданина позволяет заметить, что концептуально выверенными являются нормы, регулирующие восстановление его платежеспособности. Нормы, устанавливающие банкротство гражданина, нельзя признать таковыми. Это связано с тем, что они не обеспечивают достижение главной цели института неплатежеспособности – устранение неплатежеспособного должника из сферы потребительского кредита.

Такой вывод следует из п. 1 ст. 213.30 ФЗ № 127-ФЗ, согласно которой гражданин в течение 5 лет, с даты признания его банкротом, не вправе без указания факта своего банкротства принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа.

Отдельно не урегулирован законодателем и вопрос о правовых последствиях заключения кредитного договора без уведомления кредитной организации о факте банкротства107. Некоторые вопросы толкования норм главы X от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ попробовал пояснить Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении № 45 , которое подтвердило либеральный характер правового регулирования личного банкротства в России, что в частности, выражается в довольно большой сумме, являющейся пороговой для банкротства, и в том, что по российскому закону, в отличие, например, от права ФРГ, первой процедурой банкротства является реструктуризация долгов, а не реализация имущества. Некоторые сложности наблюдаются и в практическом его применении. Например, п. 17 Постановления говорит о погашенной задолженности в «непродолжительный период времени». Содержание таких понятий, как «заведомо неисполненный план» в п. 31, «стабильная высокая заработная плата» в абз. 3 п. 30, «стабильный доход» в абз. 2 п. 34, «справедливый баланс между имущественными интересами кредиторов и личными правами должников» в абз. 1 п. 39, также не определено108.

Процессуальная специфика по делам о банкротстве гражданина один из актуальных вопросов правового регулирования. Чего стоит многочисленная судебная практика, согласно которой законодатель в сложном поиске правового решения признал приоритет за юрисдикцией арбитражных судов и АПК РФ.

Таким образом, конструкция института банкротства граждан находится в состоянии динамичного развития. В комплекс мер, направленных на совершенствование правового регулирования несостоятельности банкротства следует включить изменения отечественного законодательства о банкротстве, направленные на выделение общих положений и правил о процедурах банкротства.

105 Попондопуло В.Ф., Слепченко Е.В. Банкротство граждан: материально-правовые и процессуальные аспекты //Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. №9. С.3.

106 Волкова М.А., Степанова Н.А. Договорное регулирование представительских правоотношений // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 9. С. 25-33.

107 Раудин В. Расширенное толкование //Эж-Юрист. 2015. № 44.С.7.

1. Андреев С.Е., Витрянский В.В., Денисов С.А. и др. Научно практический комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный) /под ред. В.В. Витрянского. М.: Статут, 2003.

2. Волкова М.А., Степанова Н.А. Договорное регулирование представительских правоотношений // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 9. С. 25-33.

Читайте так же:  План мероприятий по взысканию дебиторской задолженности образец

3. Кузнецов С.А. Основные проблемы правового института несостоятельности (банкротства): монография.М.: Инфотропик Медиа, 2015.

4. Мальцев В.А. Правовые механизмы защиты прав работников при банкротстве работодателей в Германии и в России // Труд и социальные отношения. 2015. № 3. С. 35-45.

5. Попондопуло В.Ф., Слепченко Е.В. Банкротство граждан: материально-правовые и процессуальные аспекты //Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. №9. С.3

6. Раудин В. Расширенное толкование // Эж-Юрист. 2015. №44. С.7

7. Семенова Е.А. Правовое регулирование сделок при банкротстве гражданина //Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. №9. С.30.

8. Ситдикова Л.Б. Теоретические и практические проблемы правового регулирования информационных и консультационных услуг в гражданском праве России – М.: ИГ «Юрист», 2008 – 344 с.

9. Стародумова С.Ю. Понятие недвижимости в гражданском праве // Юридический мир. 2015. № 5. С. 42-45.

10. Строительное и жилищное право: учебное пособие / под ред. Н.М. Коновалова, В.К. Писаренко, А.Л. Шиловской – М.: Московская гос. акад. коммунального хоз-ва и стр-ва, 2010. С. 56–58.

Источник: http://izron.ru/articles/aktualnye-voprosy-yurisprudentsii-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdunarodnoy-nauchno-praktich/sektsiya-3-grazhdanskoe-pravo-predprinimatelskoe-pravo-semeynoe-pravo-mezhdunarodnoe-chastnoe-pravo-/pravovoe-regulirovanie-bankrotstva-fizicheskikh-lits-po-zakonodatelstvu-rossiyskoy-federatsii/

Об актуальности исследования проблем правового регулирования и реализации института банкротства физических лиц в Российской Федерации

Дата публикации: 14.10.2018 2018-10-14

Статья просмотрена: 174 раза

Библиографическое описание:

Плотникова Е. В. Об актуальности исследования проблем правового регулирования и реализации института банкротства физических лиц в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2018. — №41. — С. 58-60. — URL https://moluch.ru/archive/227/53073/ (дата обращения: 24.01.2020).

Нестабильность экономического положения в Российской Федерации, вызванная различными факторами, как в мировой экономике, так и обусловленная политическими в отношении нашего государства (введение различного рода санкций), является причиной снижения на протяжении уже нескольких последних лет доходов населения. Тому свидетельство официальные данные, приведенные Федеральной службы государственной статистики России. Так, действительные располагаемые денежные доходы населения в Российской Федерации по оценке, проведенной в 2017 г., по сравнению с 2016 г. снизились на 1,7 %, по сравнению с 2014 г. — на 5,8 % [14, c. 199]. Такое финансовое положение граждан, без сомнения, не позволяет иметь им возможность удовлетворить требования своих кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, что закономерно ведет к признанию все большего количества подобных субъектов несостоятельными (банкротами) по решению арбитражного суда.

Нормы, закрепляющие особенности правового регулирования банкротства физических лиц (граждан) (глава X Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [1]), явились без сомнения «…безусловным новаторством для российского законодательства» [14]. При этом следует отметить, что на необходимость регулирования правом указанных общественных отношений еще в прошлом веке отмечал в своем исследовании В. В. Витрянский. Он писал, «…необходимость включения соответствующих норм в Закон «О банкротстве» обусловлена тем, что реализация ряда положений, содержащихся в Гражданском кодексе РФ, в принципе невозможна без регулирования порядка признания граждан несостоятельными» [10].

Таким образом, прошло уже три года с начала правового регулирования общественных отношений в России, складывающихся в сфере банкротства физических лиц (граждан) [2]. При этом, указанный период времени позволил констатировать, что состояние правового регулирования данного института, как и любого другого в отечественной правоприменительной практике, не свободно от проблем и отдельных юридических коллизий.

Так, вызывают недоумение нормы о размере суммы задолженности, которая необходима для признания физического лица банкротом. Для признания банкротом физического лица необходима сумма, большая суммы, чем для юридического лица — в настоящий момент она составляет пятьсот тысяч рублей, тогда как для юридического лица триста тысяч рублей. В этой связи, некоторые исследователи пишут, — «…государство становится на путь признания среднестатистического российского гражданина априори обладающим большим количеством возможностей для погашения возникшей задолженности, в то время как в действительности такими способностями обладают в большей мере только юридические лица» [12].

Следующим существенным недостатком, на наш взгляд, внесенных в ФЗ изменений, является уравнивание всех категорий граждан перед закрепленной законодательно обязанностью оплаты услуг финансового управляющего за счет собственных средств. Однако, не все категории граждан располагают возможностью оплатить такие услуги.

Кроме того, представленный нами выше тезис подтверждается следующими фактами. Во-первых, это значительным количеством внесенных изменений и дополнений в законодательство за период действия данного института [3; 4; 5]. Во-вторых, в настоящее время сформировалась неоднозначная правоприменительная практика, которая в контексте интерпретационной деятельности, связанной с применением отдельных оценочных нормативных конструкций, идет в противоречии с целями банкротства [7]. При этом следует отметить, что не спасло от неоднозначной правоприменительной практики и принятое постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 г. № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» [6], в целях правильного и единообразного применения норм, регламентирующих банкротство физических лиц (граждан). Третьим фактором, на наш взгляд, является отсутствие научных исследований, в том числе, монографического уровня, за исключением нескольких, аргументирующих и научно-обосновывающих различные положения исследуемых нами общественных отношений, а также особенностей их правового регулирования [9; 11].

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, следует констатировать, что обозначенные недостатки правового регулирования и реализации банкротства физических лиц в Российской Федерации, свидетельствуют об актуальной потребности глубокого научного осмысления его многих институциональных проблем и разработки концептуальных положений представленного учения на современном этапе развития отечественной юридической науки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://moluch.ru/archive/227/53073/

Правовое регулирование банкротства физических лиц
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here