Ответственность за недостачу груза

Полезная информация в статье: "Ответственность за недостачу груза". Статья описывает тематику понятным для неспециалистов языком. Сделаны комментарии юристов и выводы. Если для вашего конкретного случая требуются дополнительные консультации, то обратитесь к дежурному консультанту.

Статья 803. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса.

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

Комментарий к Ст. 803 ГК РФ

1. Глава 3 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности посвящена ответственности как экспедитора, так и клиента и включает в себя шесть статей. При этом положения комментируемой статьи повторяются в первых абзацах ст. 6 названного Закона.

В обязанности экспедитора, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение которых предусмотрена настоящей статьей, входит прежде всего обязанность оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции.

В случае если отсутствует возможность предварительного запроса об отступлении от указаний клиента или если ответ на такой запрос не получен экспедитором в течение суток, экспедитор обязан уведомить клиента о допущенных отступлениях.

При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

Обязанность предоставления информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, несет экспедитор, оказывающий услуги клиенту для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности.

2. Закон о транспортно-экспедиционной деятельности определяет особенности ответственности экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза (ст. 7), за нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции (ст. 9). При этом в договоре транспортной экспедиции может быть предусмотрена большая ответственность экспедитора по сравнению с установленной названным Законом или международным договором Российской Федерации. Устранение имущественной ответственности экспедитора или уменьшение ее размеров соглашением сторон не допускается, и такое соглашение является ничтожным.

Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, установлен специальный срок исковой давности, который в соответствии со ст. 13 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности составляет один год и исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска.

3. Комментируемая статья не предусматривает ограничений ответственности экспедитора и освобождения от нее при отсутствии вины, за исключением положений абз. 2. В то же время Закон о транспортно-экспедиционной деятельности устанавливает размеры ответственности экспедитора в зависимости от его вины.

Независимо от вины экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба. Экспедитор освобождается от ответственности, если докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Ответственность в размере упущенной выгоды наступает лишь при наличии вины экспедитора.

Размеры ответственности за утрату или повреждение груза аналогичны размерам ответственности перевозчика. Так, например, за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, ответственность ограничена размером объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза. За утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, экспедитор несет ответственность в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части и т.д. При этом действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии — исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Кроме того, экспедитор возвращает клиенту уплаченное им вознаграждение в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если это предусмотрено договором экспедиции и если вознаграждение не входит в стоимость груза (п. 3 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

4. В случае нарушения срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции экспедитор несет полную ответственность в размере причиненных убытков, если иное не предусмотрено указанным договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента. В последнем случае экспедитор освобождается от ответственности в связи с отсутствием вины.

В том случае, если в качестве клиента по договору транспортной экспедиции выступает потребитель, т.е. физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, экспедитор несет ответственность за просрочку (нарушение срока исполнения) в виде выплаты клиенту неустойки в размере 3%, но не более 80% суммы причитающегося экспедитору вознаграждения за каждые сутки (при этом неполные сутки считаются за полные) или час (если срок указан в часах) (п. 2 ст. 9 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности). Такая неустойка носит характер штрафной. Кроме того, потребителю должны быть возмещены причиненные убытки, если экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

5. Абзац 2 комментируемой статьи предусматривает зависимость ответственности экспедитора от исполнения договора перевозки перевозчиком. Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик, ответственность которого ограниченна, а в некоторых случаях и вообще исключена. Так, например, экспедитор, как и перевозчик, будет отвечать в пределах стоимости груза при его утрате, повреждении и т.п. и при наличии вины, а при просрочке доставки груза перевозчиком ответственность будет ограничена уплатой неустойки, возмещение убытков не предусматривается (исключительная неустойка). Данные положения применяются в том случае, если экспедитор в рамках исполнения договора транспортной экспедиции от своего имени заключает договор перевозки. При этом перед клиентом несет ответственность экспедитор, а не перевозчик, который непосредственно осуществляет перевозку груза.

6. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора транспортной экспедиции (см. комментарий к ст. 805 ГК).

7. Закон о транспортно-экспедиционной деятельности устанавливает особенности ответственности экспедитора в перевозках международного сообщения (п. п. 3, 4 ст. 6, п. 2 ст. 7).

8. Гражданский кодекс РФ не содержит специальных норм об ответственности клиента перед экспедитором по договору транспортной экспедиции. Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором определены нормами ст. 10 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, в частности, ими предусмотрена ответственность за нарушение обязанностей по предоставлению необходимой информации, своевременной выплаты вознаграждения и др.

Читайте так же:  Устройство и работа тормозов

9. Как и в отношении договоров перевозки, в отношении договоров транспортной экспедиции применению мер ответственности в судебном порядке должно предшествовать соблюдение претензионного порядка рассмотрения спора. Так, в соответствии с п. 1 ст. 12 вышеназванного Закона до предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, ему же обязательно предъявление претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности.

Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии. Указанный срок исчисляется в отношении:

— возмещения убытков за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан;

— возмещения убытков, причиненных клиенту нарушением срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, со дня, следующего за последним днем действия договора, если иное не определено сторонами;

— нарушения иных обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, со дня, когда заинтересованные лица (клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации) узнали или должны были узнать о таких нарушениях.

Источник: http://stgkrf.ru/803

Статья 796. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа

1. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

2. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

в случае утраты или недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости;

в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

4. Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

Комментарий к Ст. 796 ГК РФ

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта» (Книга 4) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2003.

Витрянский В.В. Договор перевозки. С. 463.

Какой-либо пониженной ответственности на случай просрочки выдачи груза или багажа по вине получателя в комментируемой статье не предусмотрено. По общему правилу, установленному в транспортных законах, перевозчик в случае несвоевременного получения груза или багажа обязан хранить неполученный груз или багаж (передать его на хранение) за счет получателя. По истечении определенного срока перевозчик реализует невостребованный груз или багаж и из вырученной суммы возмещает себе расходы на хранение и иные расходы. Таким образом, только после реализации груза или багажа прекращается ответственность перевозчика за его сохранность.

2. В п. 2 комментируемой статьи установлен принцип ограниченной ответственности перевозчика: грузоотправителю или пассажиру, сдавшему багаж, возмещается только реальный ущерб (в размере стоимости утраченных вещей или суммы, на которую понизилась их стоимость). Поскольку несохранность перевозчиком груза или багажа свидетельствует о ненадлежащем исполнении перевозчиком своей обязанности по договору перевозки, в п. 3 комментируемой статьи устанавливается императивное правило, в соответствии с которым перевозчик возмещает лицу, оплатившему провоз груза или багажа, провозную плату, взысканную за перевозку утраченных (недостающих) вещей, в полном объеме, а за испорченный (поврежденный) при перевозке груз или багаж — пропорционально количеству испорченного (поврежденного) груза или багажа. Таким образом, возмещаются только убытки грузоотправителя (пассажира), понесенные им по договору перевозки.

Особые правила предусмотрены в п. 2 комментируемой статьи для определения конкретной суммы реального ущерба, подлежащего возмещению грузоотправителю (пассажиру). Во-первых, если груз или багаж сдавался перевозчику с объявлением его ценности, выплаты производятся в размере (пропорционально размеру) этой объявленной ценности. Споры по поводу расхождения объявленной ценности с действительной ценой принятых перевозчиком вещей не должны допускаться, поскольку за перевозку груза или багажа с объявленной ценностью перевозчику уплачивается дополнительная плата. Во-вторых, доказывание стоимости груза или багажа для грузоотправителя или пассажира является облегченным: пострадавший может доказывать эту стоимость, указывая цену, по которой он приобрел вещи у продавца, надлежащими доказательствами также являются договор купли-продажи с указанием цены (включая кассовый чек для розничной купли-продажи) или счет продавца. Указание на необходимость учитывать естественный износ вещи в комментируемой норме не содержится. Только в случае отправки груза или багажа без объявленной ценности или при отсутствии доказательств цены приобретения вещей их стоимость определяется как рыночная, т.е. исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Реальный ущерб должна отражать и сумма, которую грузоотправитель обязан выплатить третьему лицу в связи с утратой вещей (например, сумма, которую грузоотправитель-арендатор выплатил собственнику в связи с утратой перевозчиком арендованного им имущества ).

———————————
Определение ВАС РФ от 29 октября 2008 г. N 11772/08 по делу N А70-8471/5-2004.

3. В транспортных законах вопрос об объеме ответственности перевозчика за утрату (повреждение) груза или багажа решается следующим образом. В соответствии с комментируемой статьей предусматривается ответственность перевозчика в ст. ст. 96 и 107 УЖТ; в п. п. 7 — 9 ст. 34 УАТ; ст. 119 КВВТ РФ; ст. 169 КТМ РФ. Традиционным для морского права является ограничение ответственности перевозчика определенной суммой, но только в том случае, «если род и вид, а также стоимость груза не были объявлены отправителем до погрузки груза и не были внесены в коносамент» (п. 1 ст. 170 КТМ). На воздушном транспорте предпринята общая попытка еще более ограничить ответственность перевозчика: за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, — в размере их стоимости, но не более 600 рублей за килограмм веса багажа или груза (ст. 119 ВК).

Читайте так же:  Алименты в браке без развода заявление

При морских перевозках существуют особенности в определении стоимости утраченного или поврежденного груза .

———————————
См.: п. 2 ст. 169 КТМ РФ; п. 2 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания РФ (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 81).

4. В комментируемой статье не затрагиваются вопросы ответственности перевозчика за сохранность ручной клади пассажира, поскольку за нее отвечает сам пассажир (см. комментарий к ст. 786 ГК). Разумеется, ответственность перевозчика может возникнуть и в связи с утратой (повреждением) ручной клади пассажира, но эта ответственность наступает по общегражданским основаниям в связи с причинением вреда имуществу гражданина (гл. 59 ГК). По общему правилу основанием наступления такой ответственности является вина причинителя вреда (п. 2 ст. 1064 ГК). Однако утверждение некоторых транспортных законов о том, что перевозчик отвечает за несохранность ручной клади только в случае своей вины (особенно, если для перевозчика установлена презумпция невиновности, как, например, в п. 10 ст. 34 УАТ), является излишне категоричным. Если вред имуществу пассажира причинен, например, в результате аварии транспортного средства, то перевозчик в качестве владельца источника повышенной опасности должен отвечать за причиненный вред без вины (ст. 1079 ГК).

Общегражданскими положениями российского законодательства не предусмотрена возможность установления транспортным законодательством ограниченного размера внедоговорной ответственности перевозчика за сохранность ручной клади. Но в соответствии с п. 3 ст. 119 ВК РФ за утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, перевозчик несет ответственность в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления — в размере не более чем 11000 рублей. Данное правило ни в коем случае нельзя признать развивающим или дополняющим положения ГК РФ об ответственности перевозчика за утраченный багаж, как это иногда пытаются представить, — норма п. 3 ст. 119 ВК РФ однозначно противоречит п. 1 ст. 1064 ГК РФ и применяться не должна.

———————————
См.: п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. N 30.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (далее — ГПК РФ, ГПК) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (далее — АПК РФ, АПК) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.

См.: п. 2 ст. 394 КТМ РФ; п. 4 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания РФ (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 81).


Источник: http://stgkrf.ru/796

Ответственность работника за недостачу товара

Многие работники торгово-промышленной сферы несут полную финансовую ответственность за продаваемый товар, так как в процессе осуществления труда большое количество объектов продажи по каким-либо причинам теряется. Ответственность работника за недостачу товара регламентируется положениями гл. 29 ТК РФ.

Возникновение недостачи может быть следствием различных обстоятельств, но чаще всего ими являются:

  • неправильное оформление документов, в которых указывается большее количество товара, чем было привезено на самом деле. Во многих обстоятельствах это является главной причиной, так как при большом объеме принимаемой продукции работник физически не может уследить за соответствием количества товара по факту и в документах;
  • хищение товара самим работником или другими лицами, за которыми должен был следить работник, например, продавцы в магазинах;
  • естественная убыль товара – усыхание, уменьшение размеров и веса, а также иные обстоятельства, от которых не зависит деятельность работника организации.

С работником, который будет отвечать за какие-либо материальные ценности, рекомендуется заключать не только трудовой договор, но и договор о полной материальной ответственности за убыль товара. Данная мера позволит избежать судебных тяжб, так как при отсутствии такого договора, взыскать средства можно только через суд.

Полная материальная ответственность работника возникает и в случае:

  • совершения им правонарушения или преступления, вследствие которых работодатель претерпел убытки;
  • умышленного причинения ущерба собственности работодателя;
  • нахождения работника на рабочем месте в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, если в это же время по любым причинам возникли убытки.

Директор организации несет финансовую ответственность за причиненный ущерб перед инвесторами и учредителями даже в том случае, ели его фактической вины нет, но во время осуществления им полномочий компания была разорена или лишилась существенной части своих средств.

Выявление недостачи

Согласно нормам трудового законодательства, а также иных актов, прямо или косвенно относящихся к экономическим отношениям работников и работодателей, под недостачей понимается нехватка товарно-материальных ценностей, зафиксированная посредством ревизии или при инвентаризации.

Организации, которые занимаются предоставлением каких-либо изделий или продуктов, обязаны проводить ревизию товаров для подтверждения соответствия бухгалтерских документов и фактического наличия материальных ценностей. Особенности проведения ревизии регламентируются локальными нормативными актами предприятия, которые устанавливают сроки осуществления инвентаризации, порядок ее проведения, а также порядок действий при обнаружении недостачи товара.

Работодателем устанавливается максимально возможное количество товара, которое могло быть потеряно в результате естественной убыли или небольшого несоответствия при подсчете мелких изделий. Если ревизия выявила небольшую недостачу, которая находится в пределах нормы, то это значит, что для материально ответственных работников она фактически не обнаружена.

Федеральным законодательством устанавливаются случаи проведения обязательной ревизии в соответствии с нормами ФЗ №402-ФЗ от 6 декабря 2011 года. Данный нормативный акт регламентирует положения о бухгалтерском учете, а также особенностях ведения отчетности при проведении ревизионных действий и обнаружении недостачи. Получаемая информация должна быть зарегистрирована в отчетном периоде, в течение которого была проведена инвентаризация.

Акт недостачи

При выявлении несоответствия фактического наличия товара и данных бухгалтерского учета составляется соответствующий акт, в котором указываются максимально подробные обстоятельства обнаружения несоответствия и его причины, если таковые возможно определить.

Законодательство не устанавливает какой-либо определенной формы записи акта о недостаче товара, поэтому работодатель самостоятельно определяет, каким образом составлять документ и в каком формате его хранить в будущем. Уполномоченные подразделения организации после разработки акта о недостаче предоставляют его работодателю для утверждения, после которого он закрепляется в организации как постоянно используемый документ единого образца.

В акте должна быть указана следующая информация:

  • реквизиты субъекта, который выполняет проверку на соответствие;
  • данные о фактическом наличии каждого объекта проверки;
  • основания, которые стали причиной инициирования ревизии;
  • дата начала проведения проверочных работ;
  • состав проверяющей комиссии;
  • согласие лиц, которых будет проверять инспекция.

В иной части акта инвентаризации товаров должна находиться таблица с указанием всего перечня материальных ценностей, которые будут проинспектированы, а также их номинальное и фактическое количество, стоимость за единицу и общая цена. Если по каким-либо причинам выявляется несоответствие, заполняется раздел с недостачами для формирования общей суммы, которой не хватает.

Читайте так же:  Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе

Ответственность работника

В соответствии с положениями ст. 242 под материальной ответственностью работника понимается его обязанность в возмещении прямого ущерба работодателю в полном объеме. Иными словами, работодатель не может потребовать от работника возмещения упущенной выгоды или дополнительной стоимости товара с учетом надбавки, он имеет право на получение только фактического возмещения отсутствующего товара.

Сотрудники организации, которые на момент обнаружения недостачи не достигли совершеннолетия, несут ответственность лишь за:

  • умышленное причинение вреда имуществу работодателя;
  • вред или ущерб, который был причинен в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • ущерб, который стал результатом совершения проступка;
  • причинение вреда вследствие совершения уголовно-наказуемого преступления.

Ст. 242 ТК РФ устанавливает законодательно определенные случаи материальной ответственности гражданина перед работодателем.

К таким случаям относятся:

  • случаи, при которых на работника возложена ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
  • выявление недостачи материальных ценностей, которые были определены к работнику на основании договора;
  • умышленное причинение вреда имуществу работодателя, в том числе под действием алкоголя и психотропных веществ;
  • причинение вреда из-за преступного посягательства сотрудника организации, а также в случае совершения административного проступка;
  • разглашение государственной тайны.

В соответствии с нормами ст. 244 ТК РФ работодатель устанавливает материальную ответственность работника организации посредством заключения соответствующего договора. Он должен быть заключен в письменной форме, с указанием оснований и особенностей возмещения вреда, а также способа покрытия выявленной недостачи товара.

Приказ о возмещении

При обнаружении несоответствий специальная комиссия вносит всю фактическую информацию в бланки описи товаров, включая недостающие объекты, а также переизбытки. После передачи акта руководителю организации, материально ответственные работники должны предоставить объяснительные записки и иные документы, в которых указывается причины недостачи и излишков, а также обстоятельства утери объектов инвентаризации.

В соответствии с полученными объяснениями руководство организации принимает решение о списании имеющейся недостачи в качестве издержек, либо о назначении материально ответственного лица ответственным за причинение ущерба предприятию для дальнейшего возмещения убытков.

При определении обязательств по возмещению, руководитель организации или иные уполномоченные лица готовят пакет документов, в соответствии с которым виновному работнику будет назначено наказание и обязанность по возмещению убытков. Если расхождение фактического количества товара с номинальным произошло по вине третьих лиц, которых не удалось установить, то руководитель выносит приказ о списании ущерба в качестве трудовых издержек производства.

Другие меры возврата недостачи с работника

При определении способов возмещения недостачи важно учесть обстоятельства, которые полностью освобождают работника от материальной ответственности.

В соответствии со ст. 239 ТК РФ, работник не несет материальной ответственности за недостачу товаров и иных объектов материальной ценности, в случае:

  • наступления обстоятельств непреодолимой силы, например, затопление, введение чрезвычайного положения, причинение ущерба при необходимой обороне и т.д.;
  • неисполнения обязанностей работодателя по защите объектов материальной ответственности;
  • отсутствия условий для сохранения товаров ввиду халатности работодателя.

При заключении договора о полной финансовой ответственности, трудностей возврата недостачи не возникает, однако при отсутствии такого документа истребовать понесенные убытки можно только с помощью суда. Работодатель или его представитель должны предоставить в судебные органы исчерпывающий пакет документов, согласно которым вина работника в недостаче будет полностью доказана.

Видео (кликните для воспроизведения).

При наличии договора, недостающие средства можно взыскивать из заработной платы работника, однако не более установленного законодательством максимально возможного процента изъятия средств.

Что делать работнику

При обнаружении недостачи у материально ответственного работника только два выбора – выплатить возложенную на него финансовую ответственность или доказать невиновность в утрате товара. В первом случае, необходимо ознакомиться с приказом, который будет издан руководством организации, поставить свою подпись об ознакомлении с ним. После этого из заработной платы работника будет удерживаться определенная сумма средств для погашения имеющейся задолженности.

Во втором случае все гораздо сложнее, так как законодательством определен перечень оснований, которые позволяют не выплачивать убытки организации. Необходимо максимально подробно изучить обстоятельства проведения ревизии, а также ее основания и итоги. После составить объяснительную записку, в которой указываются все возможные обстоятельства утраты товара.

Работодатель может наложить ответственность и при наличии объяснительной записки, поэтому существует большая вероятность, что работнику придется обращаться в суд. При этом в органы суда может обратиться и работодатель, если ответственный работник отказывается возмещать денежные средства.

Главное для работника – найти доказательства своей невиновности, тогда можно не только остаться при своих деньгах, но и не менять место работы.

Недостача при инвентаризации товара – явление нередкое, поэтому при осуществлении труда в тех местах, где определена финансовая ответственность, нужно быть максимально щепетильным и внимательным. Любая ошибка может стоить карьеры и денег.

Источник: http://trudinspection.ru/alone-article/%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/otvetstvennost-rabotnika-za-nedostachu-tovara/

Утрата груза при перевозке

Утрата груза перевозчиком часто компенсируется за счёт накопившейся дебиторской задолженности. Если же задолженности перед грузовладельцем или экспедитором нет или она существенно меньше стоимости утраченного груза, компенсировать утрату может быть сложно, а в некоторых случаях — абсолютно невозможно.

Первое, что должен сделать грузополучатель — составить в присутствии водителя акт об обнаруженном расхождении количества прибывшего груза грузосопроводительным документам. Требования к актам и порядок их составления устанавливается разделом VII Постановления Правительства от 15.04.2011 года № 272. В акте обязательно следует указать состояние грузового отсека транспортного средства (с повреждениями, без повреждений), наличие или отсутствие пломбы, соответствие номера пломбы на прибывшем транспортном средстве с номером пломбы, указанным в 6-ой графе транспортной накладной. Акт об утрате груза составляется в таком количестве экземпляров, сколько лиц принимало участие в его составлении. Если водитель отказывается принимать участие в составлении акта или отказывается его подписать, об этом делается соответствующая отметка с указанием причины отказа.

После того, как факт недостачи груза зафиксирован в акте, следует либо направить перевозчику претензию с требованием возместить стоимость утраченного при перевозке груза, либо, если в договоре не предусмотрено соответствующего запрета, направить уведомление о зачёте однородных требований (ст. 410 Гражданского кодекса РФ).

Если же дебиторская задолженность грузовладельца или экспедитора перед перевозчиком превышает стоимость утраченного при перевозке груза, обязательство перевозчика возместить стоимость груза может быть частично исполнено зачётом, а частично в претензионном или судебном порядке.

Исковое заявление об утере груза перевозчиком может быть подано только после соблюдения претензионного порядка разрешения спора, об этом гласит пункт 1 статьи 797 Гражданского кодекса РФ. Из содержания статьи 41 УАТиГНЭТ вытекает, что право подачи иска к перевозчику или фрахтовщику при утере груза возникает при полном или частичном отказе перевозчика возместить стоимость утраченного при перевозке груза, а также при отсутствии ответа на претензию в течение 30 дней с момента её получения.

Аналогичные сроки и условия применяются при утрате груза экспедитором.

Ответственность перевозчика за утерю не ограничивается одной лишь стоимостью утраченного груза, а дополняется его обязанностью возвратить провозную плату, взысканную за перевозку утраченного груза, если эта плата не входит в стоимость груза (пункт 3 статьи 796 Гражданского кодекса РФ).

Читайте так же:  Учет денежных обязательств

Следует отметить, что для экспедитора предусмотрена большая ответственность за утрату груза, которая предусматривает не только возмещение реального ущерба, но и возмещение упущенной выгоды, связанной с утратой груза (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности”). Помимо того, договором транспортной экспедиции может быть установлена обязанность экспедитора вернуть ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного или недостающего груза (пункт 3 статьи 7 того же Федерального закона).

Ответственность водителя за недостачу груза.

Часто грузополучатель пытается получить стоимость недостающего груза прямо на выгрузке непосредственно с водителя. Это грубейшая ошибка, причем, как для получателя, так и для перевозчика (разумеется, исключая случай, когда водитель является индивидуальным предпринимателем, который заключил договор перевозки и фигурирует в 10-ой графе транспортной накладной).

Дело в том, что ответственность за недостачу груза, в соответствии со ст. 796 Гражданского кодекса, несет перевозчик. Статья 2 УАТиГНЭТ дает определение понятия “перевозчик” — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.

Водитель в подавляющем большинстве случаев не является перевозчиком. Правилами дорожного движения РФ определено, что водитель это лицо, управляющее каким-либо транспортным средством.

Пытаясь получить возмещение стоимости недостающего груза с водителя, сотрудник грузополучателя, перестаравшись, может быть привлечен к уголовной ответственности за вымогательство (ст. 163 УК РФ). С другой стороны, если сумма недостающего груза невелика и водитель рассчитается за него на месте, это не означает, что к перевозчику не может быть предъявлено претензий за недостачу груза — редко кто утруждается надлежащим оформлением факта возмещения утраченного груза.

При отсутствии непосредственной вины, ответственность водителя перед работодателем ограничивается средним месячным заработком (ст. 241 Трудового кодекса РФ). Однако, если недостача груза возникла непосредственно по вине водителя (говоря проще, если водитель его украл), то он обязан возместить работодателю полную стоимость украденного имущества (ст. 238 ТК РФ). Право на предъявление требований о взыскании сумм, выплаченных в счет возмещения ущерба третьим лицам, может быть предъявлено в течение одного года с момента выплаты работодателем данных сумм (ст. 392 ТК РФ).

Мнимая недостача груза.

Вопросы из серии «на выгрузке обнаружили недостачу при целой пломбе и теперь мне не оплачивают перевозку» с завидной регулярностью появляются на тематических форумах. Да, мир не идеален. Грузополучатель и грузоотправитель предпочитают не разбираться в причинах недостачи груза, а просто «повесить» мнимую недостачу на перевозчика, ведь часто перевозчик не отстаивает свои права, а молча соглашается с тем, что недостача груза произошла по его вине, и не важно, что кузов транспортного средства был опломбирован, а недостача груза обнаружилась при вскрытии запечатанной коробки, находящейся на обмотанном целлофаном паллете.

Одна из причин такого поведения перевозчика — относительно малые суммы, которые ему предъявляют к оплате, вернее, просто вычитают из ставки за перевозку. На это же делают ставку посредники, которые уверены в том, что перевозчик не будет отстаивать свои права.

Как показывает практика, случаи воровства водителем груза из кузова автомобиля скорее относятся к исключениям, нежели к обычному положению дел. Внутритарная недостача груза никак не может быть вменена в вину перевозчику и, соответственно, не может быть компенсирована за счёт перевозчика.

Часто перевозчику отказываются оплачивать перевозку даже за вычетом спорной суммы недовезённого груза, объясняя это тем, что грузовладелец «разбирается». Как нетрудно догадаться, «разбор» может длиться сколь угодно долго и выгоден он кому угодно, но только не перевозчику.

Обращаясь за юридической помощью, перевозчик не только отстаивает свои права и имущественные интересы, он также способствует оздоровлению всей отрасли в целом. ГрузКонсалт предлагает перевозчикам отстаивать свои законные интересы и не дарить диспетчерам и грузовладельцам деньги, по праву принадлежащие перевозчику. Защита прав перевозчиков осуществляется всеми доступными способами, включая претензионную работу, телефонные переговоры, личные встречи с неплательщиком; при необходимости отстаивание интересов перевозчика осуществляется в суде.

Источник: http://gruzconsult.ru/articles/194555

Ответственность за недостачу груза

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статья 796 ГК РФ. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа

    Гражданский кодекс Российской Федерации:

    Статья 796 ГК РФ. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа

    1. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

    2. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

    в случае утраты или недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

    в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости;

    в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа.

    Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

    3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

    4. Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

    Вернуться к оглавлению документа: Гражданский кодекс РФ Часть 2 в действующей редакции

    Комментарии к статье 796 ГК РФ, судебная практика применения

    В пп. 11-16, 22-23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» содержатся следующие разъяснения:

    Читайте так же:  Меры по аресту имущества должника

    Утрата, недостача или повреждение багажа

    Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение багажа независимо от вины

    По смыслу пункта 1 статьи 796 ГК РФ, пункта 3 статьи 401 ГК РФ перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа независимо от наличия вины, в том числе за случайное причинение вреда (например, дорожно-транспортное происшествие по вине третьих лиц, хищение и т.п.). Основанием для освобождения перевозчика от обязанности по возмещению реального ущерба ввиду утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа является наличие обстоятельств непреодолимой силы и иных предусмотренных законом обстоятельств.

    Недостача или повреждение багажа подтверждается актом

    Недостача мест багажа или утрата, недостача, повреждение (порча) багажа подтверждаются коммерческим актом. Такой акт составляется перевозчиком по требованию лица, предъявившего багажную квитанцию и багажную бирку (пункты 77, 130 — 135 Правил перевозок пассажиров).

    В случае отказа перевозчика от составления коммерческого акта утрата, недостача или повреждение (порча) багажа могут быть подтверждены другими доказательствами (статья 55 ГПК РФ).

    Определение стоимости ущерба. Заключение эксперта

    При утрате или недостаче багажа ущерб возмещается перевозчиком в размере стоимости утраченного или недостающего багажа; в случае повреждения (порчи) багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного багажа — в размере его стоимости; при утрате багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости багажа (пункт 2 статьи 796 ГК РФ).

    Под действительной (документальной) стоимостью понимается цена товара, указанная в договоре или счете продавца товара, а при ее отсутствии — средняя рыночная цена в том месте, где багаж должен был быть выдан на день добровольного удовлетворения требования или на день принятия судебного решения.

    Если пассажир не объявил ценность багажа при передаче перевозчику и отсутствует возможность точно доказать его действительную (документальную) стоимость, суд не вправе отказать в удовлетворении требования пассажира о возмещении убытков, причиненных утратой или недостачей багажа, только на том основании, что размер убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности (пункт 5 статьи 393 ГК РФ). В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства.

    При возникновении спора о размере убытков, причиненных порчей багажа, заключение эксперта о стоимости поврежденного багажа о характере и степени его повреждения подлежит исследованию и оценке наравне с другими представленными сторонами доказательствами (статьи 67 и 86 ГПК РФ).

    Ответственность перевозчика за утрату, недостачу или повреждение багажа ввиду ненадлежащей его упаковки

    По смыслу пункта 2 части 2 статьи 22 Устава и пунктов 63 и 74 Правил перевозок пассажиров пассажир обязан подготовить багаж к перевозке таким образом, чтобы обеспечить его безопасность при перевозке и сохранность. По общему правилу, перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение багажа, произошедшие ввиду ненадлежащей упаковки багажа пассажиром.

    Бремя доказывания того, что багаж утрачен или поврежден вследствие ненадлежащей упаковки, возлагается на перевозчика (статья 796 ГК РФ, статья 56 ГПК РФ).

    Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, произошедшие ввиду ненадлежащей упаковки, если:

    • 1) перевозчик принял на себя обязанность упаковать багаж либо
    • 2) в момент принятия багажа недостатки упаковки были явными либо известны перевозчику исходя из информации, предоставленной пассажиром, но перевозчик не сделал соответствующих оговорок в провозных документах (пункт 3 статьи 307 ГК РФ).

    Ответственность за утрату, недостачу или повреждение ручной клади

    По общему правилу, риск утраты, недостачи или повреждения вещей, перевозимых пассажиром (ручная кладь), лежит на самом пассажире (часть 10 статьи 34 Устава). Ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) ручной клади в процессе перевозки может быть возложена на перевозчика в случае, если ущерб возник по вине перевозчика.

    Ответственность за порчу одежды пассажира вследствие загрязнения салона

    Ответственность за вред, причиненный имуществу пассажира вследствие ненадлежащего состояния салона предоставленного для перевозки транспортного средства, несет перевозчик, например, в случае порчи одежды пассажира вследствие загрязнения салона (пункт 1 статьи 786, статья 393 ГК РФ).

    Утрата, недостача или повреждение груза

    Ответственность перевозчика за утрату, недостачу или повреждение груза ввиду ненадлежащей упаковки

    В соответствии с частью 2 статьи 10 Устава грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера. По общему правилу, перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, произошедшие ввиду ненадлежащей упаковки груза грузоотправителем.

    Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, произошедшие ввиду ненадлежащей упаковки, если:

    • 1) перевозчик принял на себя обязанность упаковать груз;
    • 2) в момент принятия груза недостатки упаковки были явными либо известны перевозчику исходя из информации, предоставленной грузоотправителем, но перевозчик не сделал соответствующих оговорок в транспортной накладной (пункт 3 статьи 307 ГК РФ).

    Бремя доказывания того, что груз утрачен или поврежден вследствие ненадлежащей упаковки, возложено на перевозчика (статья 796 ГК РФ, статья 56 ГПК РФ, статья 65 АПК РФ).

    В силу прямого указания пункта 4 статьи 4 Закона о транспортной экспедиции при приеме груза экспедитор обязан проверить информацию об условиях перевозки груза и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором своих обязанностей. Если экспедитор принимает груз от клиента без оговорок в транспортном документе о ненадлежащей упаковке, на экспедиторе лежит риск утраты, недостачи, повреждении (порчи) груза, возникших ввиду этого обстоятельства.

    Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю

    В силу статьи 796 ГК РФ, части 5 статьи 34 и статьи 36 Устава перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли:

    • 1) вследствие обстоятельств непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ);
    • 2) в результате ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, не в период просрочки исполнения перевозчиком своих обязательств;
    • 3) вследствие вины грузоотправителя, в том числе ненадлежащей упаковки груза (статья 404 ГК РФ);
    • 4) вследствие естественной убыли массы груза, не превышающей ее норму.

    Перевозчик обязан возместить реальный ущерб, причиненный случайной утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, в том числе возникших вследствие случайного возгорания транспортного средства, дорожно-транспортного происшествия, противоправных действий третьих лиц, например кражи груза.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://logos-pravo.ru/statya-796-gk-rf-otvetstvennost-perevozchika-za-utratu-nedostachu-i-povrezhdenie-porchu-gruza-ili

    Ответственность за недостачу груза
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here