Органы рассматривающие коллективные трудовые споры

Полезная информация в статье: "Органы рассматривающие коллективные трудовые споры". Статья описывает тематику понятным для неспециалистов языком. Сделаны комментарии юристов и выводы. Если для вашего конкретного случая требуются дополнительные консультации, то обратитесь к дежурному консультанту.

Органы рассматривающие трудовые споры и конфликты

Органы, рассматривающие трудовые споры индивидуального характера

Рассмотрением трудовых споров занимается ряд органов на постоянной или временной основе.

В случае с государственными служащими для разрешения споров создается специальная комиссия по трудовым спорам, занимающаяся их разрешением.

Для многих случаев предусмотрено, что споры разрешают вышестоящие чиновники (например, в случае с прокурорскими работниками — это вышестоящий по должности прокурор). Например, решаются споры по поводу прохождения службы, использования прав служащего, перевода на другое место работы, ответственности служащего, увольнения и приема на работу и др.

Органы, рассматривающие коллективные трудовые споры

В случае с коллективными спорами их рассмотрением занимаются органы, состоящие из представителей работников и работодателя, затем привлекается посредник, выступающий в качестве стороннего консультанта. После в разрешение конфликта включается трудовой арбитраж, в котором обязательно участие государства.

В некоторых случаях разрешением коллективного трудового спора может заниматься исключительно государственный орган, когда невозможна забастовка, но стороны не удовлетворены решением трудового арбитража.

Трудовые споры и конфликты. Роль судов в их разрешении

Основным государственным органом, который занимается разрешением трудовых споров, является суд.

В ряде случаев спор может разрешаться исключительно судом (например, взыскание причитающихся работнику денежных сумм). В зависимости от обстоятельств дела это может быть мировой или районный суд.

В суде, по сути, может быть рассмотрен любой трудовой спор. Т.к., использовав средства защиты своих прав в системе прокуратуры, её работник может защищаться в суде. Подобная схема работает с другими государственными служащими.

Иногда, в частности, когда затрагивается государственная тайна, судом первой инстанции являются краевые, областные, верховные суды края, области, республики.

В процессе банкротства предприятия могут затрагиваться интересы работников. И здесь органы, рассматривающие трудовые споры — это арбитражные суды, что для них не свойственно, т.к. они созданы для разрешения экономических споров.

В ряде случаев спор между акционером и АО тоже решается в арбитражном суде, если такой спор не признают трудовым.

Особенность в том, что в суд можно обратиться, как правило, на любом этапе спора, минуя другие органы. Например, в суд можно обратиться, минуя КТС.

В тоже время суд может вмешаться в проведение забастовки, отложив её или вовсе признав незаконной.

Роль контролирующих государственных органов в разрешении споров

Непосредственно федеральная инспекция труда и другие ведомства, занимающиеся контролем за соблюдением трудового законодательства, не разрешают трудовые споры и конфликты.

Однако, они могут в рамках полномочий рассматривать жалобы, издавать обязательные предписания, привлекать к ответственности виновных руководителей, иных лиц в нарушениях закона. Т.е. не занимаясь непосредственно разрешением спора, государственные контролирующие органы могут повлиять на результат разрешения спора. Их решения, акты, предписания могут послужить хорошим подспорьем для защиты своих прав в суде.

Источник: http://www.yurist-online.net/article/1203/organyi-rassmatrivayuschie-trudovyie-sporyi-i-konfliktyi

Коллективные трудовые споры: порядок их рассмотрения и разрешения

Трудовое законодательство Российской Федерации полностью регулирует взаимоотношения между работодателем и его подчиненными, которых он взял на работу. Первая категория людей старается дать максимально комфортные условия для ведения работ, но не всегда это получается. В таком случае вторая сторона (работники) начинает отстаивать свое мнение. Если устные замечания не приводят к удовлетворительным результатам, проводится рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже и их разрешение. В представленной статье будут рассмотрены главные особенности рассмотрения и решения коллективных споров.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Что это такое?

Само понятие и виды коллективных трудовых споров включают в себя разногласия, вызванные неудовлетворительной заработной платой, невыплатой денег за выполненную работу, плохими условиями труда, незаконным массовым увольнением и так далее.

Коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Примирительные процедуры — рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

День начала коллективного трудового спора — день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со статьей 400 настоящего Кодекса своего решения.

Забастовка — временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Причин, по которым может начаться спор, очень много. Чтобы упорядочить их, закон предусматривает несколько классификаций.

Исходя из уровня:

  • На локальном уровне;
  • На территориальном уровне;
  • На региональном уровне;
  • На межрегиональном уровне;
  • На федеральном уровне.

Важно отметить, что забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора не может использоваться на всех уровнях, за исключением локального. В такой ситуации отстаивание интересов может вестись на уровне организации.

Существует и классификация, различающая предмет спора:

  • Об изменении или установлении новых условий труда, которые не удовлетворяют работников;
  • Об изменении, заключении или выполнении соглашений и коллективных договоров;
  • Об отказе работодателей принимать во внимание мнение представителя работников в процессе принятия локальных нормативных требований.

Последняя категория — в зависимости от способа урегулирования трудового спора. Они могут разделяться всего на два вида — споры, урегулирование которых возможно без применения забастовки, а также с применением забастовки.

Порядок разрешения спора

Трудовой кодекс гласит о том, что существует свой порядок урегулирования конфликта. Что касается количества времени на примирение, коллективные трудовые споры и порядок их разрешения могут иметь свои сложности. Соответственно, все может решиться либо за несколько дней, либо длиться несколько месяцев. В любом случае, трудовое законодательство предлагает несколько этапов решения проблемы:

  • Примирительная комиссия. Это локальная служба по урегулированию коллективных трудовых споров, которая заставляет каждую сторону находиться в этой комиссии. За попытку уклониться от установленных требований предусматривается ответственность административного характера. Если по каким-либо причинам спор не смогли урегулировать благодаря примирительной комиссии, нужно перейти к следующему этапу;

Статья 402. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией.

В случае возникновения коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства примирительная комиссия создается в срок до двух рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора, а в случае возникновения коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства — в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.

Решение о создании примирительной комиссии при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников. Решения о создании примирительных комиссий при разрешении коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнерства оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.

Читайте так же:  Расчет индексации алиментов в твердой денежной сумме

Стороны коллективного трудового спора не имеют права уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.

Работодатель (представитель работодателей) создает необходимые условия для работы примирительной комиссии.

Коллективный трудовой спор на локальном уровне социального партнерства должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до трех рабочих дней, а коллективный трудовой спор на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.

При не достижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Бывает и так, что работодатель принимает решение исключить возможность создания трудового арбитража, либо не выполняет рекомендации, установленные данным органом. В таком случае работники получают полное право организовать забастовку.

Примиряющая комиссия иногда может прийти к общему выводу, который удовлетворяет каждую сторону. В таком случае создается специальный протокол. Для каждой стороны он обязательно имеет свою юридическую силу. Порядок исполнения и сроки выполнения обязательств указываются в подписанном протоколе. Как только решение по урегулированию конфликта будет принято, примиряющая комиссия автоматически прекратит свою деятельность.

Что касается забастовки, она может применяться исключительно в качестве крайнего средства решения коллективного спора. Обычно такие действия выполняются тогда, когда работодатель наотрез отказался сотрудничать со своими работниками, либо он выполняет возложенные на него обязательства. Как гласит общая характеристика коллективных трудовых споров, забастовка как механизм урегулирования конфликта может начаться исключительно после принятия решения о ее объявлении. Трудовое законодательство обязывает специалистов предварительно предупредить своего работодателя о проведении такого мероприятия. Сроки предупреждения могут зависеть от конкретных обстоятельств. Так, к примеру, если предприятие не работает, нужно сообщить работодателю не позднее 7-ми дней до момента проведения, а при принятии решения на производстве, работающем непрерывно, срок увеличивается до 15 дней.

Момент начала конфликта

Многие люди также спрашивают — каким днем начала коллективного трудового спора считается день? Решение о начале конфликта может быть принято только после того, как работодатель отклонил часть требований, либо отказался от них вовсе, сообщив о своем решении в письменном виде. А что, если работники не получили никакого ответа?

Статья 386 ТК РФ установлен трехмесячный срок обращения в комиссию по трудовым спорам со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Срок, пропущенный по уважительным причинам, может быть восстановлен комиссией по трудовым спорам в соответствии со ст. 387 ТК РФ комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальным трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи заявления работником. Не рассмотрение спора в указанный срок является, согласно ст. 390 ТК РФ, основанием для переноса рассмотрения спора в суд. Ст. 390 ТК РФ установлен также десятидневный срок обжалования сторонами решения комиссии по трудовым спорам, который исчисляется со дня вручения копии решения.

Аналогичные сроки предусмотрены и для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Согласно ст. 392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

В соответствии с ч. 3 ст. 108 ГПК РФ, процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок, может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.

Создается специальная комиссия, которая решает, в каком порядке рассматривается коллективный трудовой спор. Этапы проведения разбирательств указаны выше.

Чтобы максимально эффективно урегулировать коллективный трудовой спор, необходимо максимально давить на работодателя. Не будет лишней помощь специалиста, имеющего многолетний опыт решения подобных конфликтов. Обратившись в нашу компанию, вы гарантированно получите квалифицированную помощь.

Источник: http://workdispute.ru/inspekciya/kollektivnye-spory.php

Коллективные трудовые споры

Случается, что у работодателя возникают разногласия не с одним конкретным работником, а с большой группой или даже всем коллективом.

  • Какой в таких случаях может быть выход из ситуации?
  • Как разрешать такие конфликты?
  • На что имеет право группа недовольных сотрудников, а какие полномочия выходят за законодательные рамки?
  • Какими способами подобные конфликты рассматриваются и разрешаются?

Эти вопросы будут важны как для работодателей, так и для представителей трудового коллектива, ведь от возможных разногласий не застрахован никто.

Спорим не поодиночке

Коллективный трудовой спор – это определенное столкновение интересов группы наемных сотрудников (или их представителей) с работодателем (его представителями), не нашедшее в данный момент приемлемого разрешения, касающееся:

  • условий труда (изначально принятых или измененных);
  • выполнения коллективных договоров и соглашений;
  • учета коллективного мнения при утверждении локальных нормативных актов.

Сторона конфликта, именуемая «работодатель», трактуется максимально широко и подразумевает как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей.

ВАЖНО! Поскольку мы рассматриваются именно коллективные споры, то сторона персонала всегда является коллективным субъектом, а значит, имеет право действовать через представителей, как и работодательская. Представители любой группы не заинтересованы в исходе спора, поэтому, хотя они и вправе олицетворять одну из противоборствующих групп, самостоятельной стороной конфликта они не признаются.

Коллективные споры: законодательные аспекты

Трудовой Кодекс принял положения относительно трудовых конфликтов между группами на основании Федерального Закона № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23.11.1995 г.

Ст. 398 ТК РФ практически дублирует положения Федерального Закона. Изменения внесены лишь в часть, касающуюся забастовки как одного из методов выяснения разногласий, а также о роли в организации такого протеста профсоюзного органа. Более расширенно определены стороны коллективных трудовых споров в ст. 399 ТК.

Основной Закон РФ (Конституция) провозглашает право сотрудников коллективно выражать свое несогласие с работодателем и разрешать эти споры, в том числе и путем забастовки (ч. 5 ст. 37).

Трудовое право признает своим предметом не только сами коллективные трудовые споры, но и процедуру их разрешения (гл. 61 ТК РФ).

Возможные предметы трудовых коллективных разногласий

Причина возникновения конфликта определяет и состав сторон, принимающих участие в споре. Чаще всего актуально одно из 3 оснований для группового трудового спора.

Законные границы разрешения споров

Понятие «разрешение» трактуется двояко: и в значении «дозволение», и как «устранение разногласий», что как нельзя лучше характеризует позицию российского трудового права в этом вопросе.

Все моменты, имеющие отношение к коллективным трудовым спорам, достаточно жестко регламентированы в законодательстве – от права коллектива на выражение несогласия дозволенными способами до порядка устранения конфликта.

  • порядок предъявления требований и принятия решений относительно их – в ст. 399-400 ТК РФ;
  • процедуры для примирения – в ст. 401-404;
  • гарантии, предоставляемые противоборствующими группами – ст. 405;
  • позицию госорганов в разрешении трудовых конфликтов этого типа – ст. 407;
  • порядок бастования как один из методов законного выражения недовольства – ст. 409-414;
  • запрет на массовое увольнение вследствие коллективного конфликта – ст. 415;
  • документальное сопровождение коллективного конфликта и процесса его разрешения – ст. 418.
Читайте так же:  Частный займ нотариальная расписка

Выдвижение требований

Какая именно группа сотрудников уполномочена официально заявить работодательской стороне о своем недовольстве или несогласии? Если на предприятии действует профсоюзная организация (либо объединение профсоюзов для нескольких организаций или подразделений), то это именно ее прерогатива.

Но если такого органа нет либо в нем состоит меньше половины всех сотрудников, работающих на этого предпринимателя, нужен иной путь. Собирается и проводится общее собрание коллектива (конференция), где избирается определенный круг представителей и формируется перечень выдвигаемых требований (все это большинством голосов). Чинить препоны проведению таких сборов работодатель не должен, более того, он обязан предоставить для этого помещение.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Обязательным положением для правомочности такой конференции является кворум в составе 50% и более от всех представителей коллектива.

Требования представителей коллектива в письменной форме подаются работодателю, дата подачи фиксируется. Копию этого документа следует направить в контролирующий госорган (Федеральную службу по труду и занятости).

Действия работодателя по получении требований

Получив «ноту недовольства» от своего коллектива, работодатель не может ее проигнорировать. Его дальнейшие обязанности:

  • в трехдневный срок принять решение по выдвинутым проблемам;
  • письменно уведомить о своих решениях представительский орган коллектива;
  • если требования были переданы представителям работодателей, то на решение и ответ профсоюзу у работодательской стороны есть месяц.

ВНИМАНИЕ! Пока не будет получен ответ на врученные требования, представители коллектива имеют право поддерживать свои требования путем забастовок, пикетов, митингов, собраний, демонстраций (ч. 8. ст. 401 ТК РФ).

Порядок разрешения коллективных трудовых споров

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров формируется в рамках исполнительной власти. Пренебречь примирительных процедур не вправе ни одна сторона возникшего спора, за это полагается административная ответственность (ст.5.32.КоАП). Эти процедуры назначаются, если решения работодателя по выдвинутых ему требованиям не смогли удовлетворить подавших либо не были вынесены в трехдневный срок.

1 шаг. Примирительная комиссия. После отклонения или недостаточного удовлетворения работодателем требований коллектива у обеих сторон появляется трое суток для формирования комиссии по примирению. Работодатель издает специальный приказ, а представительский орган выносит решение, согласно которым в комиссию входят равное количество представителей каждой стороны. На рассмотрение спора закон отводит 5 дней с момента подписания приказа. Результаты рассмотрения (пункты, обязательные для выполнения, и их сроки) протоколируются.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если с помощью примирительной комиссии не получилось договориться, либо хотя бы одна из сторон не выполнила решения в запротоколированный срок, нужно сделать один из следующих шагов – обратиться для разрешения спора к посреднику или к арбитражу.

2 шаг. Посредник. Трехдневный протокол разногласий, ставший результатом работы примирительной комиссии, не выполнившей миссию примирения, дает право на приглашение посредника. В его качестве может выступать лицо, на которое согласны обе стороны, либо его может рекомендовать Служба по урегулированию. Посреднику дается неделя на попытку примирения сторон. Результатом его работы может быть:

  • согласованное решение (оформленное письменно);
  • новый протокол разногласий.

3 шаг. Арбитраж. Можно перейти к этому шагу сразу после первого этапа, минуя посредничество. На формирование арбитражной комиссии есть три дня после первого (второго) протокола разногласий. Арбитраж составляется всеми тремя сторонами рассмотрения спора – коллективом, работодателем и Службой урегулирования. Список арбитров окончательно утверждает Служба, она же готовит этих специалистов.

СПРАВКА! Арбитражное рассмотрение является непременным в тех организациях, где закон ограничивает или запрещает забастовки (ст. 406 ТК).

Свежесоставленным арбитражем коллективный трудовой спор рассматривается в течение 5 дней. Арбитры разрабатывают и утверждают комплекс рекомендаций для обеих сторон, относительно которых стороны заранее подписывают соглашение об обязательствах по исполнению.

Крайняя мера

Если сторона работодателя и после этого шага уклоняется от выполнения принятых решений, сотрудникам не остается ничего другого, как забастовать. Работодатель за 5 дней (а его представители за неделю) до начала этой акции получит письменное уведомление о том, что его рабочие добровольно отказываются от выполнения своих функций, пока коллективный трудовой спор не будет разрешен.

Во время забастовки переговоры по разрешению конфликта должны продолжаться, пока не будет достигнута обоюдная договоренность.

Источник: http://assistentus.ru/sotrudniki/kollektivnye-trudovye-spory/

Органы, рассматривающие трудовые споры

Понятие трудовых споров, и причины их возникновения.

Трудовой спор — это разногласия между работодателем (или его представителями) и работником (работниками) по вопросам регулирования трудовых отношений, поступивших на разрешение специального юрисдикционного органа.

Разногласие — это различная оценка ситуации взаимодействующими сторонами.

Причиной трудового спора, как правило, являются трудовые правонарушения или в некоторых случаях добросовестное заблуждение по поводу наличия правонарушения.

Причины трудовых споров – это негативные факторы, которые вызывают различную оценку спорящими сторонами осуществления субъективного трудового права или исполнения трудовой обязанности.

Условия возникновения трудовых споров – это факторы, которые способствуют большему количеству трудовых споров по одним и тем же вопросам или значительно обостряют возникший спор. Но без причин сами условия не вызывают трудовой спор.

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров “выявляет и обобщает причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению” (ст. 1 Закона о коллективных трудовых спорах), что направлено на устранение как причин, так и условий трудовых споров и их профилактику. Причинами трудовых споров являются следующие два субъективных негативных фактора (черты) спорящих сторон (или их представителей в коллективном споре), в результате которых по-разному оцениваются фактические обстоятельства, действия:

1) отставание индивидуального сознания от общественного, отклонение его от норм общеустановленной морали (не только со стороны представителей администрации, органов управления, но и отдельных работников, нарушающих трудовую и производственную дисциплину, небрежно относящихся к вверенному имуществу предприятия, требующих не заработанной оплаты или не полагающихся им благ);

2) незнание или плохое знание трудового законодательства как отдельными руководителями производства, так и многими работниками и их представителями, т.е. низкая правовая культура, правосознание.

Понятие, предмет и стороны коллективных трудовых споров

Коллективный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работниками и работодателями (далее — стороны) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.

Предметом коллективных трудовых споров являются права и интересы, по поводу которых возникли разногласия между работниками и работодателем: — при установлении в организации новых или изменении существующих социально-экономических условий труда; — при заключении, изменении и выполнении коллективных договоров.

То есть по закону не всякие права и интересы работников входят в предмет коллективных трудовых споров и рассматриваются в установленном для таких споров порядке.

Сторонами коллективного трудового спора выступают: — с одной стороны, работодатель (работодатели); — с другой стороны — работники организации, филиала, представительства нескольких организаций.

Стороны в коллективном трудовом споре осуществляют свои полномочия через представителей.

Читайте так же:  Сколько дисциплинарных взысканий для увольнения

3. Юридичные способы решения коллективных трудовых споров. Органы по рассмотрению трудовых споров.

Органы, рассматривающие трудовые споры

Трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и районным (городским) народным судом (ст. 201 КЗоТ).

Трудовые споры по вопросам установления условий труда рассматриваются администрацией и соответствующим органом в пределах предоставленных им прав.

Коллективные трудовые споры (конфликты), возникающие между администрацией предприятия, учреждения, организации и трудовым коллективом (коллективом подразделения) или профсоюзом по вопросам установления новых или изменения существующих условий труда и быта, заключения и исполнения коллективного договора и иных соглашений, рассматриваются в соответствии с законодательством о порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов).

Порядок рассмотрения трудовых споров регулируется КЗоТ РСФСР и иными законодательными актами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в районных (городских) народных судах определяется, кроме того, Гражданско-процессуальным кодексом.

Организация комиссий по трудовым спорам на предприятиях, в учреждениях, организациях имеет свои особенности. В частности, комиссия по трудовым спорам в настоящее время избирается общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации с числом работающих не менее 15 человек. Избранными в состав комиссии считаются кандидатуры, получившие большинство голосов и за которых проголосовало более половины присутствующих на общем собрании (конференции).

По решению общего собрания (конференции) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации могут быть созданы комиссии по трудовым спорам в подразделениях. Эти комиссии избираются коллективами подразделений и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам предприятий, учреждений, организаций. Такие комиссии рассматривают трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

Комиссия по трудовым спорам является первичным органом по рассмотрению трудовых споров, за исключением споров, по которым КЗоТ и другими законодательными актами установлен иной порядок их рассмотрения.

Комиссия по трудовым спорам вправе рассматривать споры по многим вопросам, например применения норм выработки и сдельным вопросам расценок, а также условий труда, обеспечивающих выполнение норм выработки, перевода на другую работу и оплаты труда при переводе, прекращения трудового договора по инициативе администрации (за исключением случаев, для которых законодательством Российской Федерации установлен иной порядок рассмотрения трудовых споров); оплаты труда при невыполнении норм выработки, простое и браке; оплаты сверхурочных работ и работ в ночное время, компенсации за работу в выходные и праздничные дни и пр.

Видео (кликните для воспроизведения).

Работники согласно ст. 205 КЗоТ имеют право обращаться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своего права.

В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам (КТС) может его восстановить и разрешить спор по существу. Руководствуясь ст. 205 КЗоТ, комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть трудовые споры в десятидневный срок со дня подачи заявления. Заседание комиссии проводится в нерабочее время. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, и представителя администрации. Рассмотрение спора в отсутствие работника (т.е. заочное рассмотрение) допускается лишь по его письменному заявлению. В случае неявки работника на заседание комиссии рассмотрение заявления откладывается. В случае вторичной неявки работника без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии данного заявления с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление повторно.

Комиссия по трудовым спорам имеет право вызвать на заседание свидетелей, пригласить специалистов, представителей профессиональных союзов, действующих на предприятии, в учреждении, организации. По требованию комиссии администрация обязана представить необходимые расчеты и документы.

По результатам рассмотрения трудового спора комиссия принимает решение большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии по трудовым спорам. Член комиссии, не согласный с решением большинства, обязан подписать протокол заседания комиссии, но вправе изложить в нем свое особое мнение.

Копии решения комиссии вручаются работнику и администрации в трехдневный срок со дня принятия решения.

4. Формирование требований наемных работников и момент возникновения коллективного трудового спора.

Формирование требований наемных работников или профсоюза.Требования наемных работников на производственном уровне формируются и утверждаются в случае, если стороной коллективного трудового спора (конфликта) являются наемные работники предприятия (структурного подразделения); общим собранием (конференцией) наемных работников предприятия (структурного подразделения) или формируются путем сбора подписей и считаются действительными при наличии не менее половины подписей членов трудового коллектива предприятия (структурного подразделения).

Если стороной коллективного трудового спора (конфликта) является отдельная категория наемных работников предприятия, то требования таких наемных работников на производственном уровне формируются и утверждаются общим собранием (конференцией) этих наемных работников предприятия или формируются путем сбора подписей и считаются действительными при наличии не менее половины подписей отдельной категории наемных работников предприятия.

Источник: http://megaobuchalka.ru/6/34646.html

Органы и порядок рассмотрения коллективных трудовых споров

Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений. Стороны коллективного трудового спора – наниматель (наниматели, объединения нанимателей) и работники в лице их представительных органов (профсоюзы).

В случае возникновения разногласий при заключении, изменении или прекращении коллективного договора, соглашения требования работников выдвигаются по истечении одного месяца (или иного срока, определяемого сторонами) с начала ведения коллективных переговоров. Требования нанимателю утверждаются на собрании, конференции большинством голосов присутствующих работников (делегатов конференции). Собрание считается правомочным, если на нем присутствует более половины работников, а конференция – не менее двух третей делегатов. Требования работников излагаются в письменной форме и направляются нанимателю. Наниматель обязан рассмотреть требования и в письменной форме не позднее чем в десятидневный срок со дня их получения уведомить о своем решении представительный орган работников и в трехдневный срок Республиканский трудовой арбитраж о возникшем споре.

Трудовые арбитражи могут создаваться из числа трудовых арбитров Республиканским трудовым арбитражем, сторонами, органами государственного управления, другими нанимателями. Решение трудового арбитража в письменной форме не позднее чем в пятидневный срок со дня получения обращения сторон направляется сторонам и имеет для них, как правило, рекомендательный характер. Решение трудового арбитража приобретает для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение об обязательности этого решения. При невыполнении обязательного решения трудового арбитража каждая из сторон имеет право обратиться в суд для его принудительного исполнения.

Трудовыми арбитрами могут быть научные работники, общественные деятели, работники органов государственного управления, других нанимателей, иные определенные сторонами лица, имеющие высшее юридическое или экономическое образование и опыт работы по специальности не менее трех лет. В число трудовых арбитров, привлекаемых для рассмотрения коллективного трудового спора, не могут входить представители сторон по рассматриваемому спору.

Коллективные трудовые споры рассматриваются Республиканским трудовым арбитражем в составе трех арбитров, избираемых по соглашению сторон из числа трудовых арбитров, рекомендованных председателем Республиканского трудового арбитража или предложенных сторонами. При недостижении соглашения сторон трудовых арбитров назначает председатель Республиканского трудового арбитража.

Коллективный трудовой спор рассматривается с участием представителей сторон, а в необходимых случаях – с привлечением экспертов.

Решение по коллективному трудовому спору выносится не позднее чем в двухнедельный срок со дня получения заявления. Срок рассмотрения коллективного трудового спора может быть продлен председателем Республиканского трудового арбитража в зависимости от сложности спора, но не более чем на один месяц.

Читайте так же:  Суть личного поручительства

В случае неисполнения обязательного для сторон решения Республиканского трудового арбитража заинтересованная сторона в месячный срок со дня его получения имеет право обратиться в суд для принудительного исполнения этого решения.

За работниками, отказавшимися в письменной форме от участия в забастовке, но в связи с ней не имевшими возможности исполнять свои трудовые обязанности, заработная плата за все время забастовки выплачивается в размерах, не ниже установленных законодательством за простой не по вине работника.

1. Трудовое право как отрасль права.

2. Правоотношения в сфере трудового права.

3. Источники трудового права.

4. Понятие и классификация субъектов трудового права.

5. Работник, наниматель как субъекты трудового права.

6. Трудовой коллектив и профсоюзы как субъекты трудового права.

7. Социально-партнерские отношения, их характеристика.

8. Коллективный договор в регулировании социально-трудовых отношений.

9. Социально-партнерские соглашения, их виды.

10. Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

11. Государственная служба занятости, ее функции и назначение.

12. Трудовой договор как форма регулирования трудовых правоотношений, его виды.

13. Содержание трудового договора.

14. Порядок заключения трудового договора.

15. Трудовой контракт и его характеристика.

16. Изменение трудового договора.

17. Расторжение трудового договора по инициативе работника.

18. Расторжение трудового договора по инициативе нанимателя.

19. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

20. Дополнительные основания увольнения некоторых категорий работников.

21. Правовое регулирование совместительства, совмещения профессий, временного заместительства.

22. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников (временных, сезонных, домашних работников, работников- надомников).

23. Нормирование и виды норм продолжительности рабочего времени.

24. Работа сверх установленной продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа, ненормированный рабочий день).

25. Режим рабочего времени, его виды.

26. Понятие и виды времени отдыха.

27. Трудовые отпуска: их характеристика.

28. Социальные отпуска и порядок их предоставления.

29. Понятие и правовое регулирование оплаты труда.

30. Оплата труда при отклонении от нормальных условий труда.

31. Гарантийные и компенсационные выплаты.

32. Правовое регулирование дисциплины труда, дисциплинарная ответственность.

33. Правовое регулирование охраны труда на предприятии.

34. Особая охрана труда женщин, инвалидов, несовершеннолетних.

35. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.

36. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный нанимателю.

37. Ответственность нанимателя за несоблюдение законодательства о труде.

38. Трудовые споры, их характеристика.

39. Органы и порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

40. Органы и порядок рассмотрения коллективных трудовых споров.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 425 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник: http://studopedia.su/16_116179_organi-i-poryadok-rassmotreniya-kollektivnih-trudovih-sporov.html

Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения

Коллективный трудовой спор — это неурегулированные раз­ногласия между работниками (их представителями) и работода­телями (их представителями) по поводу установления и изме­нения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглаше­ний, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение вы­борного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (ст. 398 ТК РФ).

Специфическими признаками коллективного трудового спора являются особый субъектный состав (его коллективный харак­тер) и особый предмет разногласий.

Коллективный характер проявляется в том, что одной из сторон спора выступают работники, связанные определённым организационным единством (члены профсоюза, работники организации, её обособленного структурного подразделения) и объединённые общими профессиональными (социально-трудо­выми) интересами. Другим субъектом спора является или рабо­тодатель или объединение работодателей, т.е. данная сторона спора также может быть представлена своеобразным коллекти­вом — работодателями данной отрасли, территории и т. п.

Предметом коллективного трудового спора являются закон­ные интересы и права объединённых в трудовые коллективы работников.

Такой спор может возникнуть по поводу:

— установления и изменения условий труда;

— заключения, изменения и выполнения коллективных дого­воров, соглашений;

— отказа работодателя учесть мнение выборного представи­тельного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организации.

Таким образом, для того, чтобы неурегулированные разно­гласия между работниками и работодателями были квалифици­рованы как коллективный трудовой спор, необходимо наличие обоих указанных признаков. Если спор характеризуется лишь одним из них, его нельзя признать коллективным.

Коллективные трудовые споры традиционно рассматрива­ются в качестве споров об интересах , к которым можно отнести, в частности, споры, возникшие на стадии коллективных пере­говоров. Но наиболее распространёнными в настоящее время являются споры о праве о выполнении условий заключённого коллективного договора или соглашения.

Таким образом, коллективные трудовые споры по их харак­теру можно разделить на два вида:

— по поводу установления или изменения социально-эконо­мических условий труда и быта работников, заключения или изменения коллективных договоров и других социально-парт­нёрских соглашений;

— по поводу выполнения коллективных договоров и соглаше­ний, отдельных норм трудового законодательства.

В коллективном трудовом споре от имени спорящих сторон выступают их представители. Представителями работников яв­ляются органы профсоюзов и их объединений, уполномочен­ные на представительство в соответствии с их уставами, иные представительные органы, образованные на собраниях (конфе­ренциях) работников и уполномоченные ими. Представители работодателей — это руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, индивидуальные предприниматели (лично), полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.

В разрешении коллективных трудовых споров принимают участие государственные органы по урегулированию коллек­тивных трудовых споров . В качестве таких органов выступают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегули­рования коллективных трудовых споров (в настоящее время — Федеральная служба по труду и занятости ), и органы исполни­тельной власти субъектов РФ, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров. Их задачи и полномочия опре­делены ст. 407 ТК РФ .

Днём начала коллективного трудового спора является день со­общения решения работодателя (его представителя) об откло­нении всех или части требований работников (их представите­лей), либо несообщение работодателем (его представителем) в установленный срок своего решения. С этого момента стороны могут начать примирительные процедуры рассмотрения кол­лективного трудового спора.

Все действия сторон коллективного трудового спора, согла­шения и решения, принимаемые в связи с разрешением этого спора, должны оформляться протоколами представителями сторон коллективного трудового спора, примирительными органами, а также органом, возглавляющим забастовку, если она будет иметь место ( ст. 418 ТК РФ ).

Порядок урегулирования разногласий самими спорящими сто­ронами начинается с формулирования и утверждения общим собранием (конференцией) работников требований, которые излагаются в письменной форме и направляются работодателю. Копия требований может быть направлена в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных тру­довых споров. Правом выдвижения требований обладают работ­ники и их представители, определённые в соответствии со ст. 29-31 и ч. 5 ст. 40 ТК РФ .

Эти требования утверждаются большинством голосов при­сутствующих на собрании (конференции) ( ст. 399 ТК РФ ). При этом собрание работников считается правомочным, если на нём присутствует более половины работающих, а конферен­ция — если на ней присутствует не менее двух третей избран­ных делегатов. Работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требова­ний и не вправе препятствовать его (её) проведению.

Читайте так же:  Как платятся алименты в россии

Вместе с выдвижением требований работники избирают своих полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора.

Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников и в течение трёх рабочих дней со дня их получения сообщить в письменной форме о своем ре­шении представительному органу работников организации, (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя. Представителям работодателей (объединений работодателей) на федеральном, межрегиональном, региональном, территориаль­ном, отраслевом уровнях на ответ профсоюзам (их объединени­ям) отведен один месяц (ст. 400 ТК РФ).

Если все требования удовлетворяются, то разногласия сто­рон погашаются и спора не возникает. Если работодатель пол­ностью или частично отклоняет эти требования или не даёт на них ответа, возникает коллективный трудовой спор.

В соответствии с ч. 1 ст. 401 ТК РФ порядок разрешения кол­лективного трудового спора состоит из следующих этапов: рас­смотрение коллективного трудового спора примирительной ко­миссией; рассмотрение коллективного трудового спора с уча­стием посредника и (или) в трудовом арбитраже. При этом рассмотрение спора примирительной комиссией является обя­зательным этапом, а в случае недостижения согласия в прими­рительной комиссии стороны спора приступают к переговорам о приглашении посредника и (или) создании трудового арбит­ража. Спор также передается на рассмотрение в трудовой ар­битраж в случае уклонения одной из сторон от участия в созда­нии или работе примирительной комиссии (ч. 1 ст. 406 ТКРФ).

Таким образом, существуют три возможные схемы исполь­зования примирительных процедур:

— примирительная комиссия — посредничество;

— примирительная комиссия — трудовой арбитраж;

— примирительная комиссия — посредничество — трудовой арбитраж.

Ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах. Кроме того, каждая из сторон спора в любой момент после его начала вправе обратиться в соответствующий государственный орган для уведомительной регистрации спора.

Каждая примирительная процедура проводится в предусмот­ренные ТК РФ сроки, которые в случае необходимости могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудо­вого спора.

В период рассмотрения и разрешения коллективного трудово­го спора на всех этапах примирительных процедур работники имеют право проводить собрания, митинги, демонстрации, шест­вия и пикетирования в поддержку своих требований в порядке, установленном Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пике­тированиях».

Примирительная комиссия — это паритетный орган спорящих сторон. Она создается в срок до трёх рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Решение о создании ко­миссии на локальном уровне социального партнерства оформ­ляется соответствующим приказом (распоряжением) работода­теля и решением представителя работников. Решения о созда­нии примирительных комиссий при разрешении коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнерства оформляются соответствующими актами (приказом, распоря­жением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников. Примирительная комиссия форми­руется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. При этом стороны не вправе укло­няться от создания комиссии и участия в её работе, а работода­тель обязан создать необходимые условия для работы комиссии.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен при­мирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момен­та издания приказа (распоряжения) о её создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон , что оформляется протоколом. Решение комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформля­ется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены данным решением.

Рекомендуемый порядок организации работы примиритель­ной комиссии по рассмотрению коллективного трудового спора определен постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. № 57.

После пяти календарных дней работы примирительной ко­миссии может быть однократно объявлена часовая предупреди­тельная забастовка , о которой работодатель должен быть преду­преждён в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня.

Вторым этапом примирительных процедур является рассмот­рение коллективного трудового спора с участием посредника. Согласно ч. 1 ст. 403 ТК РФ стороны могут пригласить его в те­чение трёх рабочих дней после составления примирительной ко­миссией протокола разногласий. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться в соответст­вующий государственный орган по урегулированию коллектив­ных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредни­ка. Если в течение трёх рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандида­туры посредника, то они приступают к переговорам о создании трудового арбитража.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон с уча­стием посредника. Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием по­средника утверждены постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. № 58.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием по­средника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения) и завершается принятием сторо­нами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Если соглашение сторон по спору не достигнуто и составлен протокол разногласий , то с этого момента стороны обращаются к третьему этапу примирительных процедур — трудовому арбит­ражу. Трудовой арбитраж представляет собой временно дейст­вующий орган по рассмотрению коллективного трудового спо­ра, который создаётся в случае, если стороны этого спора за­ключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений ( ст. 404 ТК РФ ).

Трудовой арбитраж создаётся сторонами коллективного тру­дового спора и соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позд­нее трёх рабочих дней со дня окончания рассмотрения спора примирительной комиссией или посредником.

В случаях уклонения работодателей (их представителей) от создания трудового арбитража или отказа от выполнения его решений работники могут приступить к организации забастов­ки, за исключением случаев, когда в соответствии с Трудовым кодексом (ч. 1 и 2 ст. 413) в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена. В этих случаях создание трудового арбитража является обязательным и его решение имеет для сторон обязательную силу.

Создание трудового арбитража, его состав, регламент, пол­номочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. При этом сто­роны могут принимать во внимание Рекомендации об органи­зации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже , утверждённые постановлением Минтру­да России от 14 августа 2002 г. № 591. Если стороны не прихо­дят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, когда создание арбитража является обязательным, то решение по этим вопросам принимает соот­ветствующий государственный орган по урегулированию кол­лективных трудовых споров.

Коллективный трудовой спор рассматривается в арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до пяти ра­бочих дней со дня его создания. Рекомендации трудового ар­битража по урегулированию коллективного трудового спора пе­редаются сторонам этого спора в письменной форме.

Соглашение , достигнутое сторонами в ходе разрешения кол­лективного трудового спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон обязательную силу. Контроль за его выпол­нением осуществляется сторонами коллективного трудового спора ( ст. 408 ТК РФ ).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studopedia.ru/2_58352_kollektivnie-trudovie-spori-i-poryadok-ih-razresheniya.html

Органы рассматривающие коллективные трудовые споры
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here