История альтернативной гражданской службы в россии кратко

Полезная информация в статье: "История альтернативной гражданской службы в россии кратко". Статья описывает тематику понятным для неспециалистов языком. Сделаны комментарии юристов и выводы. Если для вашего конкретного случая требуются дополнительные консультации, то обратитесь к дежурному консультанту.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА

2. Краткая история вопроса

Случаи отказов от военной службы по религиозным убеждениям известны еще с первых веков нашей эры, когда свое распространение получила христианская религия. Тогда вопрос о замене военной службы на какую-либо альтернативную решался однозначно — смертная казнь. Другой альтернативы не было. Но и тогда находились истинные верующие, принимающие смерть за свою веру.

История Российской империи XIX века также оставила множество свидетельств отказов от прохождения военной службы в царской армии. В подавляющем большинстве случаев мотивом отказа служили религиозные убеждения. В России было немало религиозных общин, вероучения которых не допускали несения военной службы. Духоборы, меннониты, иеговисты, неплательщики. Бывали случаи отказов от военной службы по религиозным убеждениям среди молокан, баптистов, староверов, штундистов, адвентистов, малеванцев и др.

Отказы от военной службы случались не только по религиозным основаниям. В 1876 году имел место массовый отказ ссыльных уральских казаков служить в армии. Массовые отказы от военной службы в России, особенно со стороны представителей ряда конфессий и, в первую очередь, меннонитов вызвало введение в 1874 году всеобщей воинской повинности. По этой причине около 15 тысяч человек выехало в США и Канаду. Правительство, напуганное экономическими последствиями дальнейшей эмиграции членов этой большой и богатой религиозной общины, было вынуждено пойти на компромисс: в Устав о воинской повинности были внесены изменения, согласно которым верующие меннониты освобождались от ношения оружия и отбывали службу в мастерских морского ведомства, а также в пожарных и лесных командах ( в последних — в качестве лесников, объездчиков и надсмотрщиков). В целом же до революции отказников по религиозным убеждениям в большинстве случаев осуждали к лишению свободы. Только за период от начала первой мировой войны до 1917 года было осуждено 837 человек, отказавшихся от службы в армии по религиозным убеждениям.

После революции 1917 года Советская Россия наряду с Великобританией (1916) и Данией (1917) стала одной из первых стран, признавших в ХХ веке право на отказ от военной службы. В результате чего был издан декрет от 23 января 1918 года, а впоследствие — декрет от 4 января 1919 года «Об освобождении от воинской повинности».

Декрет
об освобождении от воинской повинности
по религиозным убеждениям

1. Лицам, не могущим по своим религиозным убеждениям принимать участие в военной службе, предоставить право по решению народного суда заменить таковую на определенный срок призыва его сверстников санитарной службой преимущественно в заразных госпиталях или иной соответствующей общеполезной работой по выборусамого призываемого.

2. Народный суд при постановлении своего решения о замене воинской повинности другой гражданской обязанностью запрашивает экспертизу Московского «Объединенного совета религиозных общин и групп» по каждому отдельному делу. Экспертиза должна простираться как на то, что определенное религиозное убеждение исключает военную службу, так и на то, что данное лицо действует искренне и добросовестно.

3. В виде изъятия «Объединенный совет религиозных общин и групп» по единогласному своему решению вправе возбуждать особые ходатайства перед Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета о полном освобождении от военной службы, без всякой замены ее другой гражданской обязанностью, если может быть специально доказана недопустимость такой замены с точки зрения не только религиозного убеждения вообще, но и сектантской литературы, а равно личной жизни соответствующего лица.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Примечание.Возбуждение и ведение дела об освобождении определенного лица от военной службы предоставляется как самому призываемому, так и изъятия «Объединенному совету религиозных общин и групп», причем совету предоставляется право ходатайствовать о рассмотрении дела в Московском народном суде.

Закон «Об обязательной военной службе 1925 года и аналогичный закон 1928 года также признавали право граждан на отказ от военной службы по религиозным и иным убеждениям.

Как видно в тяжелейший для республики период — в разгар гражданской войны, когда армия остро нуждалась в пополнении, были приняты весьма гуманные законодательные акты и практика применения этих актов носила беспрецедентный характер в СССР. Однако в 1927 году было принято новое Положение о воинских преступлениях, в котором предусматривалась уголовная ответственность «за уклонение от воинской службы под предлогом религиозных убеждений». Термин «под предлогом» означал фактическое отсутствие религиозных взглядов у лица, пытающегося освободиться от военной службы по религиозным мотивам. Действительный смысл указанной нормы сводился к тому, чтобы как можно больше сузить круглиц, желающих воспользоваться правом на замену воинской службы на альтернативную гражданскую.

С принятием Закона «О всеобщей воинской обязанности» в 1939 году альтернативная служба юридически была отменена.

Источник: http://www.prpc.ru/ags3/ags02.shtml

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА

6. Право на АГС в России сегодня
(История Закона «Об альтернативной гражданской службе» в современной России)

Впервые о необходимости принятия закона об альтернативной гражданской службе заговорили в 1989 году. В 1990 в Верховном Совете СССР была создана комиссия по подготовке законопроекта об альтернативной службе, однако закончить работу эта комиссия не успела. Позже была создана аналогичная комиссия в Верховном Совете РСФСР, однако октябрьские события 1993 года прервали ее работу.

Но отступать от решения данного вопроса было нельзя. И в декабре 1994 года проект Закона был принят Государственной Думой в первом чтении. Однако во втором чтении, которое состоялось в мае 1995 года, данный законопроект не прошел. Можно сказать, что депутаты саботировали принятие этого законопроекта. Из 157 голосовавших 150 высказались «за», «против» — 5, воздержались двое. Не голосовали — 293. По всему было видно, что большинство депутатов с законопроектом не определились.

Новый законопроект был принят Думой весной 1996 года. Второе чтение до сих пор не состоялось. Однако в конце 1997 года Совет Думы решил передать законопроект из комитета Госдумы по обороне в комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций. К делу подключились комитеты по охране здоровья, по труду и социальной политике, а также по делам женщин, семьи и молодежи.

Читайте так же:  Устройство и работа насоса

Министерство обороны и генеральский корпус в Думе всегда выступали против принятия закона, считая его либо несвоевременным, либо слишком мягким. Военные считают, что принятие закона повлечет массовый отказ от военной службы, прогнозируются цифры 150 тысяч отказников ежегодно, т. е. одна треть всех призывников. Однако, по оценкам Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, количество отказников не будет превышать 3% от общего числа призывников. Это связано с тем, что прохождение альтернативной службы не является какой-либо привилегией (хотя до принятия соответствующего закона те, кто добились права на АГС, не проходят ни военную, ни альтернативную службу). Предлагаемые Министерством обороны варианты разрешения данного конфликта сводились к тому, чтобы отказники служили без оружия в руках, но на военных объектах и 4 года.

Таким образом, военные пытались сделать альтернативную службу настолько непривлекательной, чтобы призывник выбрал обычную военную службу (примерно такой «альтернативной» службы военные добились на Украине) и не «морочили никому голову» своими убеждениями.

Министерство обороны также считает, что принятию закона об АГС на современном этапе мешает реальная экономическая ситуация: «сокращение рабочих мест, увеличение коммерческих структур и приватизация».

Кроме того, проблема заключается в сложившемся стереотипе вокруг понятия «патриотизм». Считается, что патриотом своей страны может быть лишь тот, кто с оружием в руках проходит военную службу, а все так называемые «альтернативщики» есть не кто иные, как растлевшие под влиянием Запада предатели национальных интересов.

Что является более патриотичным? Служить в стройбате и строить дачи генералам, убивать мирных жителей в Чечне, или ухаживать за больными и престарелыми, охранять леса от пожаров?

Западное пацифистское движение, которое приветствовалось СССР и странами соцлагеря, считало реализацию права человека на отказ от военной службы одной из форм борьбы за мир. На это советские идеологи отвечали, что «сторонники мира в социалистических странах не принимают такие требования пацифистов, как отказ от военной службы, от защиты социалистического общества». По их убеждению, «основанному на опыте взаимоотношений социализма с империализмом, такие меры не укрепили бы мира, подорвали бы безопасность СССР и других социалистических государств». Но история все расставила по своим местам: СССР исчез и без помощи пацифистов. Но отношение к отказникам от воинской службы практически не претерпело никаких изменений, особенно в среде военных.

Имеющийся проект закона предусматривает, что порядок прохождения альтернативной гражданской службы должен быть определен в положении, которое должно быть принято Правительством РФ. Кроме того, Правительство должно составить и утвердить список предприятий, учреждений и организаций, в которых отказники будут проходить альтернативную гражданскую службу.

Таким образом, реализация прав граждан на АГС требует принятия, помимо данного Закона, еще ряда важных документов, регулирующих прохождение АГС. До принятия этих документов Правительством РФ Закон об АГС в части прохождения АГС фактически не будет действовать, и проблема «правового вакуума» останется нерешенной. Это создает поле для нарушений прав граждан, направленных на АГС, со стороны государственных чиновников. Причем, надо признать, что в России (как и всегда было в советский период) для реализации какого-либо закона необходимо, чтобы Правительство приняло соответствующее положение, затем на основании этого положения соответствующее ведомство приняло бы инструкцию, затем инструкция была бы переслана не места, где местные чиновники дали бы свои разъяснения по порядку применения инструкции о порядке применения положения о применении соответствующего закона.

Недавний и очень показательный пример — судьба права на свободу передвижения и выбор места жительства. Казалось бы, что соответствующий закон должен был хотя бы ограничить ненавистный большинству народа паспортный режим. Но не тут-то было.

Не будем описывать, как много было сказано за отмену прописки и установление права на свободу передвижения с начала перестройки. Но разговоры все-таки увенчались определенным успехом. И это право было провозглашено в Декларации прав человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР. После этого, 21 апреля 1992 года, Декларация (в том числе и право на свободу передвижения) была включена в Конституцию РСФСР. Гораздо позднее, 25 июня 1993 года, был принят Закон, регламентирующий указанное право, но и он не являлся непосредственно действующим, а рекомендовал Правительству в двухмесячный срок подготовить и принять соответствующие правила регистрации граждан по месту жительства и пребывания. Указанное положение было принято Правительством 17 июля 1995 года. Затем, 23 октября 1995 года была принята соответствующая инструкция.

Таким образом, с момента провозглашения до реализации указанного права прошло 4 года. Но это еще полбеды. В Правительстве и МВД явно перестарались и издали такие «разъяснения», что от первоначально провозглашенного права на свободу передвижения осталась все та же прописка, но удачно переименованная в регистрацию.

В результате Конституционный суд РФ в 1998 году признал не соответствующими Конституции ряд положений, ограничивающих право граждан на свободу передвижения и выбор места жительства, автором которых было Правительство. Таким образом, можно считать, что круг замкнулся. Но для этого понадобилось 7 лет.

Есть полная уверенность, что судьбу Закона «Об альтернативной гражданской службе» ждет та же участь. Являясь одним из основных прав человека, право на отказ от военной службы с огромным трудом может быть признано в государстве, которое 70 лет готовилось к войне.

Закон об АГС нужен не только потенциальным отказникам. Он нужен людям, живущим в сегодняшней России и платящим непомерные налоги, уходящие на содержание чудовищно раздутой, непосильной для страны армии — армии, которая при абсолютном бездействии правительства все больше превращается в неуправляемое сборище голодных, раздетых, обворованных, озлобленных людей. Реальная возможность для каждого гражданина не поддерживать более своим двухлетним узаконенным рабством позорное статус-кво, реальная возможность служить не в армии, не в этой армии, немедленно заставит правительство предпринять долгожданные шаги по реформе вооруженных сил и военной службы, чтобы сделать военную службу привлекательной.

Читайте так же:  Соглашение о выплате алиментов

Источник: http://www.prpc.ru/ags3/ags06.shtml

Альтернативная служба

«Альтернативная гражданская служба, иногда ее называют альтернативная военная служба – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву». Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе», статья 1, часть 1.

Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой». Конституция Российской Федерации, статья 59, часть3.

Альтернативная гражданская служба (в сокращении АГС) — это право гражданина Российской Федерации на замену военной службы, которое гарантировано 3 частью, 59 статьи конституции РФ. АГС — это мирная служба без оружия в руках на благо общества и государства, которая практически ничем не отличается от обычной работы.

Закон об альтернативной службе

В соответствии с Конституцией РФ был разработан и введен в действие Федеральный закон №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 года. В законе приведен перчень лиц, имеющих право на замену срочной службы в армии альтернативной службой.

В Федеральном Законе об альтернативной службе разъясняется, кто может быть отправлен на альтернативную гражданскую службу:

  • Так как АГС является заменой военной службы, то и требования к призывнику одни и те же: призывник должен быть совершеннолетним и попадать в рамки призывного возраста от 18 до 27 лет.
  • Призывник должен быть годен к прохождению военной службы, т.е. иметь категорию годности «А» или «Б». С категорией годности «В» призывник освобождается от призыва и зачисляется в запас. К слову, наша компания «ПризываНет.ру» оказывает помощь в освобождении от армии по состоянию здоровья и добивается присвоения призывнику именно этой категории годности.
  • Если у призывника есть действующая отсрочка от армии, то призвать его как на военную службу, так и на альтернативную службу нельзя.
  • На АГС могут направить гражданина, лично или посредством почтовой связи подавшего заявление о замене срочной службы в армии на альтернативную гражданскую службу в установленный законом срок.
  • На альтернативную службу направляются призывники, которым призывная комиссия вынесла решение о направлении на АГС.

Право на альтернативную гражданскую службу

Право на АГС имеют призывники:

  • для которых деятельность, связанная с прохождением военной службы, идет в разрез с моральными принципами и убеждениями гражданина или его религией/верой, например, призывник не хочет держать в руках боевое оружие, способное причинять вред другим людям;
  • которые относятся к малочисленному коренному народу, живущему и ведущему традиционную деятельность или хозяйство.

Стоит отметить, что ко второй категории призывников, имеющих право на замену военной службы альтернативной службой по призыву, можно отнести лишь небольшую часть людей, а к первой — практически всех лиц призывного возраста по тем или иным причинам не желающим жить в казарме и обучаться стрельбе из оружия. Правда, на сегодняшний день, порядка 3% призывников, проходящих АГС принадлежат к малочисленным коренным народам и порядка 80% призывников выбрали АГС по религиозным соображениям. Но только 17% оставшихся призывников добились замены военной службы на альтернативную, хотя заявлений на АГС было подано куда больше — военкомат не особо заинтересован в «альтернативщиках по убеждениям» и многим призывникам приходится через суд добиваться направления на АГС.

Замена военной службы на альтернативную

Если рассмотреть ситуацию детально, заменить военную службу на АГС можно по двум факторам, таким как религиозная вера и личные убеждения. Для того, чтобы поступить на альтернативную службу по религиозным соображениям, желательно предоставить военкомату документ, подтверждающий вашу принадлежность к религиозной организаии, которая запрещает держать в руках оружие. Закон не обязывает вас предоставлять такого рода документы, но в таком случае военкомат практически без проблем одобрит замену военной службы на АГС и вам не придется тратить свое время на доказательство своего вероисповедания. Но куда сложнее доказать военкомату тот факт, что вы не желаете проходить военную службу по личным убеждениям и не приемлете даже потенциальные мысли об уничтожении противника или насилие и все что с ним связано. Очень сложно предоставить объективные доказательства наличия ваших убеждений, кроме заявления на АГС с формулировкой, почему вы хотите поступить именно на альтернативную службу в Российской Федерации.

Заявление на альтернативную службу

Для того, чтобы реализовать свое право на замену военной службы на АГС, необходимо подать заявление в военкомат. Федеральный закон об альтернативной гражданской службе регламентирует подачу заявления за 6 месяцев до призыва в армию. Как правило, заявление на АГС подается за один призыв. К примеру, если вас призывают этой осенью, то вы были должны подать заявление в прошлый призыв весной.

По большей части, это норма, созданная для удобства работы призывных комиссий и военкоматов. По закону, право гражданина на АГС — является конституционным, гарантированно государством и не может быть оставлено без удовлетворения из-за процедурных норм. Заявление можно подать когда угодно, за исключением случаев принятия присяги в воинской части. То есть пока вас не призвали, даже если вы уже прошли медицинское освидетельствование — у вас есть шанс попасть на альтернативную гражданскую службу. Но лушче позаботиться о заявлении на АГС заблаговременно, убережете нервы и время на тяготы с военкоматом.

Если вы подали заявление на АГС, военкомат меняет порядок призывных мероприятий в соответствии ФЗ-№113, ст.10:

  • явка на заседание призывной комиссии, на котором, будет рассматриваться ваше заявление на АГС;
  • явка на медицинское освидетельствование;
  • явка на заседание призывной комиссии, на котором с учетом вашей степени годности, будет принято решение — годны ли вы к прохождению АГС;
  • явка в военкомат и получение предписания для убытия к месту прохождения АГС.

Если же вас вызывают в военкомат для проведения медицинского освидетельствования до вынесения решения по вашему заявлению о замене военной службы на альтернативную, это грубейшее нарушение закона об АГС.

Читайте так же:  Сумма алиментов на 1 ребенка с неработающего

Срок альтернативной службы

Срок альтернативной службы в Российской Федерации составляет 21 месяц для граждан, проходящих АГС в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов РФ; 18 месяцев – для граждан, проходящих АГС в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Столь большие строки альтернативной службы обусловлены иными условиями прохождения службы, об этом мы расскажем ниже.

Условия альтернативной службы

Условия альтернативной службы намного мягче, чем военная служба по призыву.

  • Несмотря на то, что срок службы больше, чем военная служба, проходящему альтернативную службу полагается оплачиваемый отпуск и выходные.
  • Если гражданин проходит службу в родном городе, он и продолжает жить у себя дома. Никакой казармы! Если же гражданин был направлен на АГС в другой регион, ему предоставляется общежитие.
  • Денежное довольствие солдата-срочника порядка 2000 рублей в месяц, а доход гражданина на АГС составляет более 6000 рублей, а в некоторых случаях и на порядок выше.
  • У простого срочника такое понятие как отпуск отсутствует, но при АГС полагается ежегодный оплачиваемый отпуск, на котором гражданин волен делать все, что захочет.
  • Из минусов АГС: нельзя уволиться до окончания срока гражданской службы, но у солдат-срочников строгий распорядок дня, запрет на покидание военной части и в некоторых случаях запрет на выезд из страны после окончания службы.
  • АГС можно совмещать с учебой!

Списки профессий альтернативной службы

Альтернативная служба в армии имеет ограниченный список профессий. Перечень профессий для призывников, избравших альтернативную гражданскую службу следующий:

Наиболее часто призывники, проходящие альтернативную службу, работают санитарами в больницах или почтальонами. Правда, если у гражданина есть соответствующее образование и опыт, его могут направить на особую специальность. Нередки случаи, когда граждане проходили АГС работая хирургами, получавшими нормальную зарплату.

Уклонение прохождения альтернативной службы

Уклонение от альтернативной службы — ч. 2 ст. 328 УК РФ, бывают в России в единичных случаях. Не так давно, в 2009 году за это осудили всего 4-х человек (трое получили штрафы, а один был направлен на обязательные работы), в 2014 году — 7 лиц (троим назначены штрафы в т.ч. двум до 25 тыс. руб., а четверым обязательные работы).

Как правило, призывники, желающие попасть на АГС, не склонны к уклонению от прохождения альтернативной службы. Они потратили довольно много времени на получения направления на АГС от военкомата и скрываться от службы не намерены.

Мифы об альтернативной службе

К сожалению, военкомат не особо афиширует сведения о праве на АГС, а СМИ не распространяют эту информацию. Из-за этого возникает много додумок и мифов об альтернативной службе. Развеем некоторые из них.

На самом деле, заменить военную службу альтернативной может не только глубоко верующий, но и любой гражданин, подлежащий призыву, убеждениям которого противоречит несение военной службы (ст. 59, ч. 3 Конституции России, ст. 2 ФЗ об АГС).

Видео (кликните для воспроизведения).

Никакой связи права на альтернативную службу с отказом от ношения оружия закон не устанавливает. Религиозный или иной запрет ношения оружия на самом деле может быть одним из оснований отказа от военной службы.

К заявлению на альтернативную службу прилагаются автобиография и характеристика с места работы или учёбы. Никаких других документов военкомат требовать не вправе, гражданин вправе приложить другие документы только по своему усмотрению (ст. 11 ФЗ об АГС).

В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию (ст. 11 ФЗ об АГС).

Доказывать наличие убеждений или вероисповедания не требуется. Убеждения недоказуемы. Необходимо лишь обосновать свой выбор. В заявлении должны быть изложены не фактические подтверждения наличия убеждений, а мотивы выбора гражданской службы взамен военной. Отказать гражданину, претендующему на АГС, весьма непросто: законных оснований для отказа у призывной комиссии, как правило, быть не может, если заявление подано с соблюдением сроков и других формальностей. Бремя доказывания недостоверности доводов гражданина о том, что военная служба противоречит его убеждениям или вероисповеданию, лежит на призывной комиссии (ст. 12 ФЗ об АГС).

Заявление подается в военкомат, в котором гражданин состоит на учете без каких-либо санкций и согласований (ст. 11 ФЗ об АГС).

В качестве заключения

Источник: http://www.prizyvanet.ru/wiki/alternativnaya-grazhdanskaya-sluzhba.php

Альтернативная служба

Служба

Условия службы

Россияне могут проходить альтернативную гражданскую службу как в органах исполнительной власти, так и в Вооруженных Силах РФ в качестве гражданского персонала. Для этого необходимо подать заявление о замене военной службы по призыву на АГС в военный комиссариат в установленные сроки:

• до 1 апреля, если гражданин должен быть призван на военную службу в октябре – декабре текущего года;
• до 1 октября, если гражданин должен быть призван на военную службу в апреле – июле следующего года.

Заявление должно быть зарегистрировано работником военкомата. Военный комиссариат обязан выдать гражданину документ, подтверждающий регистрацию заявления.

В самом заявлении гражданин, избравший альтернативную гражданскую службу, должен обосновать, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Примечательно, что никакие нормативно-правовые акты не содержат формальных требований к содержанию заявления. Заявитель вправе описать свои взгляды, убеждения и нравственные принципы в свободной форме.

Гражданам призывного возраста, относящимся к коренным малочисленным народам и избравшим альтернативную службу, нет необходимости заявлять об убеждениях. Достаточно указать в заявлении национальность, место жительства и род занятий.

Время прохождения гражданином АГС засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности.

Граждане, проходящие АГС, имеют право на бесплатный проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы и обратно к месту жительства любым видом транспорта (за исключением такси).

Читайте так же:  Искусственная кредиторская задолженность

Граждане, проходящие АГС, получают зарплату в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда.

Гражданам, проходящим АГС, работодатель обязан предоставить общежитие, а также специальную одежду, обувь и другие средства индивидуальной защиты, необходимые для выполнения соответствующих работ.

Гражданам, проходящим АГС, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, который может быть увеличен на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту отдыха и обратно.

Граждане, проходящие АГС, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а также государственному пенсионному обеспечению.

Граждане, проходящие АГС, имеют право на обучение во внерабочее время в образовательных учреждениях по заочной или очно-заочной (вечерней) форме.

Граждане, проходящие АГС, имеют право обратиться в суд с жалобой на неправомерные действия работодателя, а также органов государственной власти, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих.

Граждане, прошедшие АГС, зачисляются в запас Вооруженных Сил РФ и не призываются на военные сборы.

Источник: http://recrut.mil.ru/career/alternative/conditions.htm

Альтернативная служба

Служба

Альтернативная служба в Вооруженных Силах Российской Федерации

Россия была первым государством в мире, которое ввело институт альтернативной службы. Освобождение от воинской обязанности по религиозным убеждениям стало практиковаться в нашей стране еще в XVIII веке.

«Альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву». Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе», статья 1, часть 1, извлечение. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой».

Конституция Российской Федерации, статья 59, часть3, извлечение.

Основополагающие принципы

  • На альтернативную гражданскую службу могут быть направлены только те граждане, которые признаны годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями;
  • Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территории субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают. Однако это правило не жесткое. Место прохождения службы определяет Федеральная служба по труду и занятости, руководствуясь ежегодно утверждаемыми перечнями профессий и ситуацией на рынке труда;
  • Граждане могут проходить АГС исключительно на государственных предприятиях;
  • Граждане, избравшие АГС, не вправе по собственной инициативе расторгнуть трудовой договор, участвовать в забастовках, подрабатывать по совместительству в других организациях;
  • Представители коренных малочисленных народов направляются для прохождения АГС в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов;
  • Срок альтернативной гражданской службы превышает срок службы по призыву.

Схема направления граждан на альтернативную службу

В настоящий момент прохождение АГС регулируется Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе».

  • Граждане подают заявление о замене военной службы по призыву на АГС в военный комиссариат, решение по заявлению принимается призывной комиссией;
  • К месту прохождения АГС гражданина направляет военный комиссар в соответствии с планом направления, утвержденном Федеральной службой по труду и занятости;
  • Граждане, избравшие АГС, могут быть заняты только на тех должностях и только в тех организациях, которые содержатся в официальном перечне, ежегодно утверждаемом Минздравсоцразвития;
  • Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом РФ.

Срок АГС для граждан, направленных для её прохождения с 1 января 2008 года, составляет:

  • 21 месяц – для граждан, проходящих АГС в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов РФ;
  • 18 месяцев – для граждан, проходящих АГС в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

После революции 1917 года Советская Россия наряду с Великобританией и Данией стала одной из первых стран, признавших право своих граждан на отказ от военной службы по соображениям совести в ХХ веке.

4 января 1919 года был издан Декрет «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям». Этот документ стал первым законодательным актом Советской республики, дающим реальное право на освобождение верующих от военной службы.

Летом 1923 года был принят Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, содержащий специальную главу «Об освобождении от военной службы по религиозным убеждениям», регулирующую порядок судебного производства. Суды с участием экспертов определяли, какая именно работа назначается взамен воинской службы, куда и в какой срок должен явиться гражданин для выполнения своих обязанностей.

Однако два года спустя круг лиц, которые могли воспользоваться правом на отказ от военной службы, был значительно сужен. В 1939 году, когда в Европе началась Вторая мировая война, альтернативная служба в СССР и вовсе была отменена.

Вопрос о восстановлении этого социального института вновь возник только после развала Советского Союза. В 1993 году в принятой всенародным голосованием Конституции РФ было закреплено право российских граждан на замену военной службы альтернативной гражданской в соответствии с миротворческими, философскими, морально-этическими, политическими или религиозными убеждениями.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://recrut.mil.ru/career/alternative.htm

История становления альтернативной гражданской службы в России

Россия была первым в мире государством, которое ввело институт альтернативной службы. Освобождение от военной службы по религиозным убеждениям стало практиковаться в России еще в XVIII веке. В 1762-63гг. по приглашению Екатерины II в Россию из Пруссии переселились представители Протестантской Церкви — менониты, убежденные пацифисты, которые помимо общих протестантских принципов спасения и всеобщего священства проповедовали отказ от любых клятв (в том числе от присяги) и воинской службы. Россия была заинтересована в привлечении этих трудолюбивых людей, и в 1787г. императорским Указом им была предоставлена льгота — освобождение от военной службы.

Введение в России в 1874г. всеобщей воинской повинности вызвало массовые отказы от военной службы, особенно со стороны представителей ряда конфессий, в первую очередь, менонитов. Когда все без исключения колонисты в России были признаны подлежащими воинской повинности, это было истолковано менонитами как требование, не совместимое с их религиозными убеждениями. По этой причине около 15 тысяч человек выехали за рубеж. Экономические последствия дальнейшей эмиграции членов этой большой и богатой религиозной общины вынудили правительство пойти на компромисс: в Устав о воинской повинности были внесены изменения, согласно которым менониты, поселившиеся в Российской империи до 1 января 1874г., освобождались от ношения оружия и отбывали сроки обязательной службы во вневойсковых командах [1].

Циркуляр Министерства внутренних дел от 17 мая 1880 года определял порядок привлечения менонитов к отбыванию обязательной службы. Призыв к жеребьёвке, освидетельствование и прием на службу производился совместно с их сверстниками и с применением тех правил, которые были установлены для призыва и приема прочих новобранцев, но принятые на службу менониты не передавались в распоряжение уездных воинских начальников, а оставались в ведении государственных учреждений по воинской повинности, на которые возлагалась обязанность по отправке менонитов в назначенные места службы [2].

Освобожденные от ношения оружия менониты отбывали обязательную службу, как правило, в особых лесных командах (в качестве лесников, объездчиков и надсмотрщиков), а также в пожарных отрядах и в мастерских морского ведомства. Государство выделяло денежные средства для выплаты поденной платы обязанным рабочим, на лечение рабочих в учреждениях военного ведомства, на оплату квартир и коммунальных услуг, а также на оборудование и ремонт мастерских.

Обязанные рабочие должны были служить в команде 4 года и только после этого могли быть уволены в запас по распоряжению начальника Управления земледелия. На обязанных рабочих формально распространялись правила призыва на военную службу, регулирование призыва военно-административным законодательством, состояние в штатных подразделениях — рабочих командах и строгое подчинение назначенным лицам. На них распространялось также военно-уголовное законодательство.

Но по своей сути это была гражданская служба, преследующая сугубо гражданские цели, организация которой возлагалась на ведомство Управления землеустройства и государственных имуществ, которое структурно не входило в состав Вооруженных Сил Российской Империи.

В дальнейшем льгота по освобождению от военной службы была пожалована духоборам, молоканам и последователям других сект. В начале ХХ века среди отказников числились евангелисты, баптисты, адвентисты седьмого дня и последователи учения Льва Толстого.

Отказы от военной службы случались не только по религиозным мотивам. В октябре 1876 года «Московские ведомости» сообщали о массовом отказе ссыльных уральских казаков служить в армии. До революции отказников в большинстве случаев осуждали на лишение свободы. С начала первой мировой войны (1914г.) до апреля 1917 года было осуждено 837 человек [3].

После революции 1917г. Советская Россия наряду с Великобританией (1916г.) и Данией (1917г.) стала одной из первых стран, признавших в ХХ веке право своих граждан на отказ от военной службы по соображениям совести.

4 января 1919г. был издан Декрет «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям», позволявший альтернативную службу по религиозным убеждениям (санитары в госпиталях или другая общественно-полезная работа) и даже предусматривающий возможность полного освобождения от военной службы. Этот Декрет стал первым законодательным актом Советской республики, дающим реальное право на освобождение верующих от военной службы. Приняв его, Россия обратила на себя внимание мировой прессы и общественности, заслужив положительные отзывы [4].

Летом 1923 года был принят Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, содержащий специальную главу «Об освобождении от военной службы по религиозным убеждениям», регулирующую порядок судебного производства. Суды с участием экспертов, используя заключения различных религиозных и светских учреждений и лиц, скрупулезно определяли, действительно ли человек придерживается тех религиозных взглядов, которые дают основание освободить его от военной службы. Суды определяли также, какая именно работа назначается взамен воинской службы, куда и в какой срок должен явиться освобожденный для выполнения этой работы [5].

В январе 1925 года принят Закон «Об обязательной военной службе». Круг лиц, которые могли воспользоваться правом на отказ от военной службы, был значительно сужен. Было исключено полное освобождение призывника от военной службы [6].

В начале 30-х годов в СССР проводились различные эксперименты по замене воинской службы трудовой повинностью. Так, законом об обязательной воинской службе в редакции 1930г. (ст. 12.16.52-54) вводился новый вид воинской повинности — военно-производственная служба. Согласно ему, часть призываемых рабочих, инженеров и техников вместо воинских частей направлялась на заводы и фабрики оборонной промышленности (авиационной, судостроительной, химической и др.), где и работали до окончания срока своей службы (2 года). Таким образом, предполагалось восполнить кадры квалифицированных рабочих и техников на оборонных предприятиях.

Однако это нововведение встретило большие трудности и, в общем, привело к отрицательным результатам. Военное ведомство считало, что заботиться о них должна администрация промышленных предприятий, которая в свою очередь полагала, что поскольку это военнослужащие, то и обязанности предприятия ограничиваются лишь их использованием на производстве. Людей назначали на должности без учета их квалификации, что, естественно, сказывалось на заработке. И в итоге военно-производственная служба постановлением ЦИК СНК от 30 июня 1931г. была отменена. Институт альтернативной службы просуществовал в СССР до 1939 года, хотя после передачи кураторства над церковью НКВД он стал чистой формальностью [7]. И только спустя более пятидесяти лет Россия вновь возвратилась к вопросам альтернативной гражданской службы.

Из всего вышесказанного можно сделать один главный вывод: даже в царской России, где военная служба считалась делом чести, даже во времена становления советского тоталитарного режима российское государство признавало право человека на альтернативную службу. Демократической же России потребовалось десять лет, чтобы только принять соответствующий закон. О том, какой закон приняли, речь пойдет далее. Пока же стоит остановиться более детально на самом процессе принятия в условиях «демократической» России.

Дата добавления: 2015-12-07 ; просмотров: 375 | Нарушение авторских прав

Источник: http://mybiblioteka.su/11-52090.html

Читайте также:
  1. EBay – история и интересные факты
  2. II. Представления населения о России
  3. II.ЮРИСТЫ РОССИИ (Константин Петрович Победоносцев, Рафаил Самуилович Белкин)
  4. III. История евреев в Соединенных штатах
  5. III. Развитие этносоциологии в России
  6. IV. Правила установления контроля души
  7. Quot;История — свидетельница времени, свет истины ,жизнь памяти, учительница жизни, вестница старины.» Марк Туллий Цицерон
Читайте так же:  Временный порядок взыскания алиментов когда перестает действовать
История альтернативной гражданской службы в россии кратко
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here