Гарантии по долговым обязательствам

Полезная информация в статье: "Гарантии по долговым обязательствам". Статья описывает тематику понятным для неспециалистов языком. Сделаны комментарии юристов и выводы. Если для вашего конкретного случая требуются дополнительные консультации, то обратитесь к дежурному консультанту.

§ 4. Государственные гарантии как форма государственного долга

Иными словами, при государственных и муниципальных гарантиях исполнение гарантированных обязательств имеет лишь вероятностный характер, в отличие от отношений, где государство или муниципальное образование выступает заемщиком и, безусловно, должно исполнить долговое обязательство.

Государственная (муниципальная) гарантия — вид долгового обяза-тельства, оформленного в письменной форме, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бе-нефициаром.

Государственная (муниципальная) гарантия выдается в письменной форме.

Государственная (муниципальная) гарантия является отзывной, только если основания для ее отзыва прямо указаны в тексте государственной (муниципальной) гарантии.

Государственная (муниципальная) гарантия должна содержать ряд обязательных реквизитов:

наименование гаранта и наименование органа, выдавшего гарантию от имени гаранта;

обязательство, в обеспечение которого выдается гарантия;

объем обязательств гаранта по гарантии и предельная сумма гарантии;

определение гарантийного случая;

безотзывность гарантии или условия ее отзыва;

основания для выдачи гарантии;

вступление в силу (дата выдачи) гарантии;

срок действия гарантии;

порядок исполнения гарантом обязательств по гарантии, в том числе вид ответственности гаранта (субсидиарная или солидарная);

порядок и условия сокращения предельной суммы гарантии при исполнении гарантии и (или) исполнении обязательств принципала, обеспеченных гарантией;

наличие или отсутствие права требования гаранта к принципалу о возмещении сумм, уплаченных гарантом бенефициару по государственной или муниципальной гарантии (регрессное требование гаранта к принципалу, регресс);

иные сведения, которые могут быть определены законодательными актами или правовыми актами гаранта, актами органа, выдающего гарантию от имени гаранта.

Государственная (муниципальная) гарантия также может быть выдана не бенефициару, а принципалу на основании договора о пре-доставлении гарантии, в случае если невозможно установить бенефициара в момент предоставления гарантии или бенефициаром является неопределенный круг лиц.

В случае если договором о предоставлении гарантии и гарантией установлен срок принятия бенефициаром (бенефициарами) гарантии и со стороны бенефициара (бенефициаров) в установленный срок не были предприняты действия, необходимые для принятия га-рантии, гарантия считается непредоставленной и подлежит возврату гаранту.

Государственная (муниципальная) гарантия как долговое обязательство прекращает свое действие в следующих случаях:

уплаты гарантом бенефициару суммы, определенной гарантией;

истечения определенного в гарантии срока, на который она выдана;

исполнения в полном объеме принципалом или третьими лицами обязательств принципала, обеспеченных гарантией;

вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии путем возвращения ее гаранту или письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств;

если обязательство принципала, в обеспечение которого предоставлена гарантия, не возникло;

в иных случаях, установленных гарантией.

С момента прекращения действия гарантии бенефициар лишается каких-либо прав по гарантии независимо от того, возвращена ли гарантия гаранту или нет.

Предоставление государственных и муниципальных гарантий производится на основании обязательной предварительной проверки финансового состояния получателя гарантии, и преимущественно на конкурсной основе. Опыт 90-х гг. XX в. показал, что отсутствие предварительного финансово-экономического анализа инвестиционных проектов стало причиной увеличения государственных расходов на выполнение гарантийных обязательств.

Исполнение гарантийных обязательств, предусматривающих возникновение права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловленных уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета как предоставление бюджетного кредита. В противном случае исполнение гарантийных обязательств подлежит отражению в составе расходов соответствующего бюджета.

Предоставление государственных (муниципальных) гарантий осуществляется уполномоченным государственным (муниципальным) органом власти на основании:

федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, решения представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), решений Пра-вительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации муниципального образования, а также договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии при условии проведения анализа финансового состояния принципала;

• предоставления принципалом обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования к принципалу, отсутствия у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по денежным обязательствам перед гарантом по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, а также неуре-гулированных обязательств по гарантиям, ранее предоставленным Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

Минфин России либо другой орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, ведет учет выданных гарантий, исполнения получателями указанных гарантий своих обязательств, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, а также случаев осуществления государством платежей по выданным гарантиям.

Предоставление и исполнение государственной (муниципаль-ной) гарантии подлежат отражению в государственной (муниципальной) долговой книге.

В отношении государственных гарантий Российской Федерации решение об их предоставлении принимается в форме акта Правительства РФ в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период. В акте Правительства РФ о предоставлении государственной гарантии Россий-ской Федерации указываются лицо, в обеспечение исполнения обязательств которого предоставляется гарантия, предел гарантийных обязательств, а также основные условия гарантии.

Читайте так же:  Фз банкротство физических лиц с комментариями

В свою очередь, Минфин России в соответствии с актом Правительства РФ от имени Российской Федерации заключает договоры о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, об обеспечении исполнения принципалом его возможных будущих обязательств по регрессным обязательствам, о переуступке гаранту прав требования бенефициара к принципалу, иные договоры (соглашения) в соответствии с актом Правительства РФ и выдает государственные гарантии Российской Федерации.

В заключение отметим, что потенциал предоставления государственных (муниципальных) гарантий огромен. С одной стороны, их выдача не увеличивает реальных государственных расходов (при надлежащем исполнении должником своих обязательств) в отличие от других форм государственного долга, а с другой — позволяет развивать наиболее перспективные отрасли народного хозяйства, нуждающиеся в дополнительном коммерческом финансировании.

Источник: http://knigi.news/finansovoe/gosudarstvennyie-garantii-kak-forma-29287.html

Обеспечение исполнения обязательств по договору — гарантия возврата долга?

Одним из самых важных аспектов как профилактики, так и взыскания дебиторской задолженности, являются способы обеспечения исполнения обязательств, предусмотренные российским гражданским законодательством.

Как следует из норм главы 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Экономический смысл обеспечения обязательств заключается в том, что в качестве гарантии возврата долга (или выполнения какой-либо иной обязанности) к основному обязательству должника подключается дополнительная имущественная масса (в том числе, относящаяся к активам третьих лиц), за счёт которой могут быть удовлетворены требования кредитора.

В связи с этим следует согласиться с мнением учёных-цивилистов, которые утверждают, что неустойка не является способом обеспечения исполнения обязательств, поскольку дополнительных активов для обращения взыскания она не предоставляет, а лишь увеличивает размер долга. В пользу этого довода свидетельствует и предусмотренная законом возможность снижения начисленной неустойки (ст. 333 ГК РФ), что ещё раз подтверждает: неустойка выполняет «штрафную», а не обеспечительную функцию.

Одним из наиболее эффективных способов обеспечения обязательств является залог, который представляет собой право кредитора на получение удовлетворения за счёт ценности вещи должника (или иного лица).

Как предусмотрено ст. 334 ГК РФ, в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества (предмета залога) преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит заложенное имущество (залогодателя).

Преимущество залогодержателя перед иными кредиторами является отличительной чертой данного способа обеспечения исполнения обязательств, поскольку предоставляет кредитору дополнительные гарантии взыскания долга, в том числе при банкротстве должника.

В случае отчуждения заложенного имущества залог, по общему правилу, сохраняется, следовательно, даже «вывод» должником заложенных активов не должен создавать препятствий кредитору для обращения взыскания.

Кроме того, законодатель легализовал и возможность удовлетворения требований залогодержателя путем передачи ему (либо оставления у себя) предмета залога (lex commissoria), что является более оперативным и экономичным способом погашения долга по сравнению с выставлением заложенного имущества на торги. С этой же точки зрения интересной для кредитора является возможность внесудебного обращения взыскания на предмет залога.

При недостаточности суммы, вырученной в результате обращения взыскания на заложенное имущество, для погашения долга залогодержатель вправе удовлетворить свое требование в непогашенной части за счет иного имущества должника, но уже не пользуясь преимуществом перед другими кредиторами.

В некотором смысле схожим с залогом механизмом, гарантирующим соблюдение интересов кредитора, является предусмотренная законом возможность удержания кредитором вещи должника (ст. 359 ГК РФ). Чаще всего удержание применяется в арендных и подрядных отношениях. Требования кредитора, удерживающего вещь, удовлетворяются из ее стоимости в объеме и порядке, предусмотренных законом для залога.

Ещё одним способом обеспечения является поручительство, которое предполагает возложение обязанности отвечать перед кредитором за исполнение должником его обязательств на третье лицо. Как предусмотрено ст. 361 ГК РФ, договор поручительства может быть заключен в обеспечение как денежных, так и неденежных обязательств, а также в обеспечение обязательства, которое возникнет в будущем.

По общему правилу, поручитель отвечает по обязательствам должника солидарно с последним. Это означает, что для взыскания долга кредитору достаточно обратиться с одним иском одновременно и к должнику, и к его поручителю, а взыскание будет происходить за счёт имущества обоих ответчиков.

Следующим средством обеспечения исполнения обязательств выступает независимая гарантия, частным видом которой является банковская гарантия.

Данный способ обеспечения по своему смыслу близок к поручительству, поскольку также предполагает ответственность третьего лица (гаранта, являющегося кредитной или иной коммерческой организацией) по основному обязательству. Гарантии традиционно используются при заключении государственных и муниципальных контрактов, договоров строительного подряда и др.

Важно отметить, что независимая гарантия не может быть отозвана или изменена гарантом, если в ней не предусмотрено иное.

Не стоит забывать и о задатке (ст. 380 ГК РФ), которым признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне. Закон предусматривает последствия нарушения обязательства, обеспеченного задатком, для обеих сторон сделки: если за неисполнение договора ответственна сторона, внесшая задаток, денежная сумма остается у другой стороны; если же обязательство нарушила сторона, получившая задаток, она обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка.

Читайте так же:  Наложение дисциплинарного взыскания оформляется

Ещё одним способом обеспечения исполнения обязательств является обеспечительный платёж. Внесение гарантийного депозита по определённым договорам (например, аренды) и раньше использовалось в гражданском обороте, однако соответствующие правовые нормы были включены в ГК РФ недавно.

Обеспечительным платежом может гарантироваться исполнение денежных обязательств, в том числе обязанность возместить убытки или уплатить неустойку в случае нарушения договора. При наступлении обстоятельств, предусмотренных договором, сумма обеспечительного платежа засчитывается в счет исполнения соответствующего обязательства.

В финале обзора способов обеспечения исполнения обязательств стоит упомянуть ещё один правовой механизм, описанный в главе Гражданского кодекса РФ, регулирующей договоры купли продажи. Статьёй 491 ГК РФ предусмотрено так называемое «титульное обеспечение», которое предполагает сохранение за продавцом права собственности на переданный покупателю товар до оплаты его стоимости (или наступления иных согласованных сторонами обстоятельств), а покупатель не вправе до перехода к нему права собственности отчуждать товар или распоряжаться им иным образом.

В отличие от залога, который устанавливается в силу закона при продаже имущества с отсрочкой платежа, в случае неоплаты товара, обеспеченного данным способом, продавец получает право потребовать от покупателя возврата ему товара. А поскольку продавец по-прежнему остаётся собственником имущества, истребование неоплаченных вещей возможно посредством виндикационного иска.

Необходимо отметить, что предусмотренные законом способы обеспечения исполнения обязательств являются эффективным правовым институтом, гарантирующим взыскание дебиторской задолженности даже в самых проблемных случаях (таких как банкротство должника, «альтернативная ликвидация» и т.п.). Грамотное использование перечисленных механизмов позволит предпринимателю избежать убытков, связанных с недобросовестным поведением контрагентов, либо минимизировать их.

Источник: http://ruconst.com/articles/8932/

Статья 17. Гарантии по выполнению долговых обязательств субъектов хозяйствования

1. Государственные гарантии для обеспечения полного или частичного исполнения долговых обязательств субъектов хозяйствования — резидентов Украины может оказывать Кабинет Министров Украины исключительно в пределах, определенных законом о Государственном бюджете Украины. По поручению Кабинета Министров Украины соответствующие сделки совершает Министр финансов Украины.


2. Местные гарантии могут предоставляться по решению Верховной Рады Автономной Республики Крым, соответствующего городского совета для обеспечения полного или частичного исполнения долговых обязательств субъектов хозяйствования — резидентов Украины, которые принадлежат к коммунальному сектору экономики, расположенные на соответствующей территории и осуществляют на этой территории реализацию инвестиционных программ (проектов), целью которых является развитие коммунальной инфраструктуры или внедрения ресурсосберегающих технологий.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Гарантии предоставляются лишь на условиях платности, срочности, имущественного обеспечения и встречных гарантий, полученных от других субъектов.

4. Гарантии не предоставляются для обеспечения долговых обязательств субъектов хозяйствования, если источником их возвращения предусматриваются средства государственного (местного) бюджета.

5. Субъекты хозяйствования, относительно которых принимается решение о предоставлении кредитов (займов), привлеченных государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города), или государственных (местных) гарантий, обязаны подать встречные, безотзывную и безусловные гарантии банков, которые в течение трех последних лет соблюдают установленных Национальным банком Украины обязательных экономических нормативов, или предоставить иное надлежащее обеспечение и уплатить в Государственный бюджет Украины (соответствующий местный бюджет) плату за их получение в размере, установленном Кабинетом Министров Украины (Верховной Радой Автономной Республики Крым или городским советом) , если иное не предусмотрено законом о Государственном бюджете Украины.

6. В случае принятия решения о предоставлении кредитов (займов), привлеченных государством или под государственные гарантии, субъектам хозяйствования, в ведении которых находится имущество государственной или коммунальной собственности, размер и вид имущественного обеспечения определяет Кабинет Министров Украины (относительно коммунального имущества — по согласованию с Верховной Радой Автономной Республики Крым, соответствующим местным советом.

7. Платежи, связанные с выполнением гарантийных обязательств государства (Автономной Республики Крым или территориальной общины города), осуществляются согласно соответствующим договорам независимо от объема средств, определенных на эти цели в законе о Государственном бюджете Украины (решении о местном бюджете), в таком же порядке, в соответствии с частью шестой статьи 16 настоящего Кодекса, и отражаются как предоставление кредитов из бюджета по субъектам хозяйствования, обязательства которых гарантированы.

8. В случае выполнения государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города) гарантийных обязательств перед кредиторами путем осуществления платежей за счет средств государственного (местного) бюджета или путем заключения с такими кредиторами договоров о реструктуризации сумм, возврат которых гарантирован, у субъектов хозяйствования , обязательства которых гарантированы, с момента такого исполнения возникает просроченная задолженность перед государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города) по кредитам (займам), привлеченным под государственные (местные) гарантии, в объеме фактических расходов государственного (местного) бюджета и / или таких реструктурированных сумм, а к государству (Автономной Республики Крым или территориальной общины города) переходят права кредитора и право требовать от таких субъектов хозяйствования погашения задолженности в установленном законом порядке, если такие права не были предусмотрены соответствующими договорами.

Если договором между Кабинетом Министров Украины (Совет министров Автономной Республики Крым или исполнительным органом городского совета по решению Верховной Рады Автономной Республики Крым или городского совета) и хозяйствующим субъектом предусматриваются обязательства такого предприятия по погашению и обслуживанию кредитов (займов) , привлеченных государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города), неисполнение или ненадлежащее исполнение таких обязательств по договору влечет переход к государству (Автономной Республики Крым или территориальной общины города) права взыскания просроченной задолженности в полном объеме независимо от состояния выполнения государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города) обязательств по таким кредитам (займам).

Читайте так же:  Заявление на увольнение с указанием причины

9. Просроченная задолженность предприятия перед государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города) по кредиту (займу), привлеченным государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города) или под государственную (местную) гарантию, а также по кредиту из бюджета (включая платы за пользование такими кредитами (займам) и пеню) взимается с такого субъекта хозяйствования органами государственной налоговой службы, являются органами взыскания такой задолженности в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Украины или другим законом, включая погашение такой задолженности за счет имущества этого предприятия. (Абзац первый части девятой статьи 17 с изменениями, внесенными согласно закону N 2856-VI от 23.12.2010>

Исковая давность по требованиям относительно погашения такой задолженности предприятия перед государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города) не распространяется.

10. Если по решению суда государству (Автономной Республике Крым или территориальной общине города) отказано во взыскании задолженности перед государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города) по кредитам (займам), привлеченным государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города) или под государственную (местную) гарантию, а также по кредиту из бюджета, органы государственной налоговой службы оспаривают его в установленном законом порядке до принятия решения высшими специализированными судами, Верховным Судом Украины.

11. Министерство финансов Украины имеет право привлекать субъектов хозяйствования для представительства органов государственной власти в судах по делам о взыскании задолженности перед государством по кредитам (займам), привлеченным государством или под государственные гарантии, а также по кредитам из бюджета, в том числе в процессе банкротства о взыскании которой органам налоговой службы отказано.

Министерство финансов Украины осуществляет оплату таких услуг субъектов хозяйствования за счет средств государственного бюджета в пределах соответствующих бюджетных назначений.

12. Министерство финансов Украины имеет право осуществлять на открытых аукционах продажа права требования погашения просроченной более трех лет задолженности перед государством по кредитам (займам), привлеченным государством или под государственные гарантии, а также по кредитам из бюджета в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Верховная Рада Автономной Республики Крым, соответствующие местные советы могут устанавливать порядок продажи прав требования погашения просроченной более трех лет задолженности по кредитам (займам), привлеченным под местные гарантии, а также по кредитам из соответствующих местных бюджетов с соблюдением требований, установленных Кабинетом Министров Украины.

13. Запрещается реструктуризация задолженности субъектов хозяйствования перед государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города) по кредитам (займам), привлеченным государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города) или под государственные (местные) гарантии, по кредитам из бюджета, кроме рассрочки ее уплаты при санации такого предприятия с участием инвестора, который берет на себя солидарные обязательства по погашению такой задолженности, на срок не более трех лет на основании договора, заключенного между таким предприятием, инвестором и органом государственной налоговой службы. При этом сумма пени, начисленная вследствие невыполнения заемщиком таких обязательств на реструктуризированную сумму задолженности, списывается.

14. Запрещается списание задолженности субъектов хозяйствования перед государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города) по кредитам (займам), привлеченным государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города) или под государственные (местные) гарантии, кредитами из бюджета, кроме задолженности субъектов ‘ведения хозяйства, признанных в установленном порядке банкротами, требования относительно погашения задолженности которых не были удовлетворены в связи с недостаточностью их активов и относительно которых проведена государственная регистрация прекращения юридического лица в связи с признанием его банкротом, а также кроме задолженности, по взыскание которой судом принято решение не в пользу государства, которое вступило в законную силу, и / или взыскание которой в судебном порядке является невозможным или нецелесообразным. Порядок списания такой задолженности определяется Кабинетом Министров Украины.

15. В течение действия договора о местной гарантию Верховная Рада Автономной Республики Крым и городские советы предусматривают в соответствующем решении о местном бюджете средства на выполнение гарантийных обязательств по платежам, срок уплаты которых наступает в соответствующем бюджетном периоде. При этом такие средства предусматриваются:

  • по обеспеченных гарантией договоров, по которым уже наступил гарантийный случай, в объеме, равном сумме платежей по этим договорам;
  • относительно других обеспеченных гарантией договоров — не менее 50 процентов сумм платежей по этим договорам.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/14_95648_statya—garantii-po-vipolneniyu-dolgovih-obyazatelstv-sub-ektov-hozyaystvovaniya.html

Долговые обязательства РФ могут существовать в виде обязательств по

1) кредитам,привлеченным от имени РФ как заемщика;

2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени РФ;

3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;

4) государственным гарантиямРФ;

5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством РФ на государственный долг РФ.

Внешний долг перед РФ включает долговые требования РФ к правительствам иностранных государств.

Государственные заимствования РФ государственныезаймы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени РФ, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства РФ
денежные ресурсы, привлекаемые для покрытия дефицита соответствующего бюджета от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций на основании заключаемых договоров, по которым возникают долговые обязательства РФ, субъекта РФ, муниципального образования как заемщиков или гарантов
один из способов привлечения государством дополнительных денежных средств
Читайте так же:  Рефинансирование кредита с плохой историей

Государственные заимствования субъектов РФ —государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта РФ, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями БК РФ в бюджет субъекта РФ от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ.

Муниципальные заимствования — муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, размещаемых на внутреннем рынке в валюте РФ, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями БК РФ в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства.

Государственная или муниципальная гарантия(государственная гарантия РФ, государственная гарантия субъекта РФ, муниципальная гарантия) — вид долгового обязательства, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром (БК РФ, ст. 6).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/9_106797_dolgovie-obyazatelstva-rf-mogut-sushchestvovat-v-vide-obyazatelstv-po.html

Глава 14. Государственный (муниципальный) долг (ст.ст. 97-121)

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 2 августа 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ

Глава 14. Государственный (муниципальный) долг

ГАРАНТ:

См. схему «Государственный и муниципальный долг»

>
Государственный долг Российской Федерации
Содержание
Бюджетный кодекс (БК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12112604/4960d073686a7118a18bd057c03a98f1/

Государственное долговое обязательство

Государственное долговое обязательство представляют собой ценные бумаги, подтверждающие факт заимствования правительством или иным органом государственного управления. Данные средства используются в подавляющем большинстве случаев для финансирования бюджетного дефицита. Общая сумма заимствований и составляет государственный долг страны и может выражаться как в национальных денежных единицах, так и в иностранной валюте.

В законодательстве, в частности, в Бюджетном кодексе, имеется юридическое определение этого понятия как обязательства Российской Федерации перед частными или юридическими лицами, правительствами или иными органами иностранных государств, а также международными организациями или другими субъектами права. Заимствования делаются на определенный срок и подлежат погашению в установленном порядке.

Государственные долговые обязательства имеют разные формы в зависимости от способа привлечения средств. Ценные бумаги, выпущенные правительством страны, предполагают определенную доходность в соответствии с установленной процентной ставкой по ним. В каждом государстве существует система учета обязательств и порядок погашения долгов перед кредиторами.

Виды государственных долговых обязательств

Дефицит бюджета вынуждает правительство страны искать разные способы его погашения. Государственные долговые обязательства классифицируются в первую очередь по форме заимствований:

  • Соглашения кредитные с правительствами иностранных государств международными фондами и другими финансовыми организациями, а равно и договора, заключенные с указанными субъектами международных отношений.
  • Ценные бумаги, выпущенные органами государственного управления страны.
  • Государственные и правительственные гарантии, а также договора о поручительстве в пользу третьих лиц.
  • Признание долговых обязательств юридических и частных лиц государственным долгом с соответствующим переоформлением на основе национального законодательства.
  • Договора и иные формы соглашений о продлении и изменении порядка выплат по государственным долговым обязательствам.

Перечисленные выше формы заимствований, в свою очередь, делятся на внутренние и внешние, ценные бумаги и нерыночные займы. Займы, которые производятся региональными органами власти, а также муниципалитетами на покрытие собственных расходов не имеют статуса государственных обязательств. Такой порядок существует в большинстве стран с федеративным и конфедеративным устройством.

К числу крупнейших организаций кредиторов относятся: Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития, Группа Мирового банка и другие. Они обычно выделяют деньги правительствам государств на определенных условиях. Средства их формируются разными способами и чаще всего за счет взносов государств доноров. Так, наибольший ежегодный взнос в МФО делают Соединенные Штаты Америки.

Государственные ценные бумаги

Правительства большинства стран используют и достаточно широко для привлечения средств фондовые рынки. Выпуск государственных ценных бумаг осуществляется в целях:

  • покрытия бюджетного дефицита;
  • компенсации кассового разрыва;
  • финансирования инфраструктурных и других дорогостоящих проектов, а также некоторых национальных программ;
  • привлечение финансовых средств до погашения процентов и тела кредита по ранее сделанным заимствованиям.

Виды ценных бумаг, эмитируемых государственными органами, соответствуют их целевому назначению:

  • Ценные бумаги долговые рассчитаны на длительные и средние сроки погашения.
  • Краткосрочные векселя государственных органов управления.
  • Целевые облигации под конкретные проекты.
  • Казначейские обязательства.
Читайте так же:  Кредиты без проблем в каких банках

Перечисленные выше ценные бумаги, как правило, имеют свободное обращение на фондовых рынках. Более того, в международных государственных отношениях существует такое понятие, как рынок государственных обязательств участниками которого являются следующие организации:

  • частные и корпоративные инвесторы;
  • банковские учреждения и паевые фонды;
  • страховые компании;
  • пенсионные фонды государственные и иной правовой формы.

Крупнейший рынок государственных облигаций находится в Соединенных Штатах Америки. Именно это государство имеет самый большой государственный долг в мире, который два года назад превысил уровень ВВП на 8 %. Для сравнения сумма внешних и внутренних заимствований России не превышает 13, 4 %, то есть составляет не более седьмой части валового внутреннего продукта.

Нерыночные государственные долговые обязательства

Некоторые виды заимствований не могут свободно продаваться третьим лицам. В нашей стране к таким формам государственных долговых обязательств относятся:

  • Векселя Министерства финансов.
  • Целевые внутренние займы, приобретателями которых были граждане страны.
  • Долговые обязательства РФ по гарантированию накоплений населения.
  • Задолженность Правительства по кредитам ЦБ РФ.
  • Госгарантии и поручительства.
  • Долговые обязательства бывшего СССР, по которым правопреемником выступила Российская Федерация.

Перечисленные ценные бумаги не могут быть предметом торга на биржах, по ним в большинстве случаев не начисляются проценты. Целевые займы могут быть выигрышными, а по отдельным категориям заимствований производится лишь индексирование в соответствии с объявленным официально уровнем инфляции.

Сроки погашения государственных долговых обязательств

Условия предоставления займов правительствам могут различаться, в том числе и по периоду в течение, которого осуществляется возврат средств и процентов по ним. По срокам погашения государственные долговые обязательства делятся на следующие виды:

  • Краткосрочные. Обычно это казначейские бумаги для компенсации кассовых разрывов, возврат денежных средства по ним производится в течение календарного или финансового года.
  • Среднесрочные. Сроки погашения по ним составляют период от одного года до пяти лет.
  • Долгосрочные.

По общему правилу сроки погашения нереструктуризированных задолженностей не может превышать 30 лет.

Процентные ставки по государственным обязательствам

Заимствования правительствами стран за редким исключением осуществляются в форме кредитных средств на разных условиях. Одним из важнейших факторов, определяющих привлекательность того или иного вида государственных обязательств , является процентная ставка. Ее размер зависит от множества факторов и в том числе следующих:

  • Срока погашения. По длительным займам этот показатель значительно ниже, нежели по краткосрочным.
  • Степени доверия к государственным органам данной страны. Инвесторы идут на определенный риск, предоставляя ресурсы правительствам своего или иностранного государства. Соответственно возрастает и цена заимствований.
  • Проводимой государством экономической политики.
  • Уровень ставки рефинансирования, установленной национальным банком. Этот показатель является одним из надежных индикаторов платежеспособности государственных органов.
  • Прогнозируемого роста уровня ВВП на текущий год и на ближайшую перспективу.

Существуют и другие факторы, оказывающие определенное влияние на уровень процентных ставок по государственным долговым обязательствам. Они могут иметь объективный и субъективный характер и во многом определяются таким понятием, как ожидания рынка. Нередко государства попадают в замкнутый круг, заимствования для компенсации дефицита бюджета превышают определенный границы.

После этого правительство вынуждено проводить дополнительные эмиссии ценных бумаг для привлечения всех ресурсов во всевозрастающих масштабах. Полученные деньги идут на обслуживание предыдущих обязательств, а процентные ставки по таким видам бумаг естественным образом растут. В конечном итоге такая финансовая политика приводит к объявлению правительством технического дефолта.

Порядок учета государственных долгов

Заимствования могут осуществляться как правительством страны, так и другими органами власти, субъектами федерации и муниципалитетами. В каждой стране существует своя система учета государственных долговых обязательств. В Российской Федерации установлен следующий порядок:

  • В Министерстве финансов существует Государственная долговая книга.
  • Региональные органы власти или местное самоуправление осуществляют заимствования из доступных им источников.
  • Выданные обязательства регистрируются в Минфине.

Такой порядок позволяет учитывать все долги органов государственной власти, проводить анализ и осуществлять оперативное управление ими. Так, значительный рост внутреннего долга сделал подобные заимствования невыгодными. Ряд мер предпринятых Правительством РФ позволил перевести часть задолженности во внешнюю. Здесь условия кредитования выгоднее, нежели на перегретом внутреннем рынке.

Погашение государственных долговых обязательств

Обслуживание заимствований , сделанных правительством, осуществляется за счет средств консолидированного бюджета. Структура государственных долговых обязательств включает в себя две основных составляющих: капитальной и текущей. Первая часть представляет собой общую сумму долгов на данный момент, а вторая складывается из платежей обязательных к погашению за указанный период.

При формировании расходной и доходной части государственного бюджета, эти средства предусматриваются в так называемых защищенных статьях. Выделение средств на эти цели производится в обязательном порядке зачастую за счет других выплат. Задержки погашения таких платежей недопустимы и подрывают доверие кредиторов к государственным долговым обязательствам. Это чревато оттоком капиталов и осложнением экономической ситуации в стране и другими крайне неприятными последствиями.

Государственные долговые обязательства одним из самых эффективных инструментом управления развитием экономики. Правительство за счет краткосрочных обязательств имеет возможность быстро ликвидировать кассовый разрыв, возникающий из-за неравномерности налоговых и иных поступлений. Погашение дефицита бюджета позволяет определенным образом воздействовать на валютный курс.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://utmagazine.ru/posts/9230-gosudarstvennoe-dolgovoe-obyazatelstvo

Гарантии по долговым обязательствам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here