Дисциплинарная ответственность учащихся

Полезная информация в статье: "Дисциплинарная ответственность учащихся". Статья описывает тематику понятным для неспециалистов языком. Сделаны комментарии юристов и выводы. Если для вашего конкретного случая требуются дополнительные консультации, то обратитесь к дежурному консультанту.

Дисциплинарная ответственность обучающихся

Дисциплинарная ответственность обучающихся

Поступление в образовательное учреждение является правом каждого гражданина (статья 43 Конституции РФ, статья 5 и 10 Закона РФ «Об образовании»). Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами (статья5о Закона РФ «Об образовании»).

Помимо прав на обучающихся возлагаются определенные обязанности. Одной из них является выполнение правил поведения в школе. Следствием неисполнения обязательных велений школьной администрации обучающимися является применение мер воспитательного характера или дисциплинарных мер взыскания.

Администрация образовательного учреждения наделена определенного рода полномочиями по отношению к обучающимся.

Цель и задачи дисциплинарного и воспитательного воздействия

Целью применения дисциплинарных мер воздействия является упорядочивание внутришкольных взаимоотношений, регламентации поведения всех участников образовательного и воспитательного процесса. Помимо этого дисциплина признана способствовать умственному и физическому развитию ребенка, формированию положительных черт его личности. Содействовать усвоению им честных правил и нравственных норм, выработке добрых привычек.

Для достижения цели меры дисциплинарного и воспитательного характера решают следующие задачи:

— уважение прав и свобод других лиц;

— обеспечение интеллектуального, культурного, нравственного и физического развития обучающихся;

— формирование правового, позитивного поведения обучающегося;

— предупреждение совершения новых дисциплинарных проступков как самим обучающимся, так и другими учениками.

Нормативно – правовая основа применения мер дисциплинарного и воспитательного характера

Правовую основу дисциплинарной ответственности обучающегося в сфере образования составляют:

— международное законодательство по охране прав и свобод несовершеннолетних (Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г ., Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г. и др.);

— нормативно- правовые акты федерального уровня(Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Типовое положение об общеобразовательном учреждении, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,);

— локальные акты образовательного учреждения (Декларация прав обучающихся, Правила поведения обучающихся, Правила о поощрениях и взысканиях обучающихся, Дисциплинарный устав, иные локальные акты образовательного учреждения).

Основания и условия наступления дисциплинарной ответственности

Дисциплина в образовательном учреждении – это строгое и точное соблюдение всеми обучающими порядка и правил, установленных законодательством , уставом, локальными актами и приказами руководителя образовательного учреждения, а также соблюдение положений письменного соглашения между администрацией образовательного учреждения и обучающимися, их родителями (законными представителями).

Дисциплинарный проступок обучающегося – это противоправное, виновное нарушение обучающимся обязанностей, предусмотренных законодательством и локальными правовыми актами образовательного учреждения.

Признаками дисциплинарного проступка являются:

— противоправность деяния (запрет совершать определенные деяния);

— виновность обучающегося (умысел или неосторожность);

— наказуемость деяния (возможность применения дисциплинарных взысканий);

— отсутствие признаков преступления либо административного правонарушения;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

— достижение возраста наступления дисциплинарной ответственности (11 – 12 лет).

Выделяют 4 признака дисциплинарного проступка:

2) субъективная сторона;

4) объективная сторона.

Субъект дисциплинарного проступка – обучающийся. Нарушивший порядок дисциплины в образовательном учреждении и не страдающий психическим расстройством, исключающим его вменяемость.

Субъективная сторона дисциплинарного проступка – психическое отношение обучающегося к совершенному проступку и наступившим последствиям. Характеризуется виной (осознанием и пониманием совершенного деяния), мотивом и целью.

Объект проступка – то, на что посягает правонарушитель, чему причиняется либо может быть причинен вред.

Объективная сторона состоит в нарушении установленного законодательством и локальными актами образовательного учреждения порядка поведения.

Только при наличии всех четырех признаков состава дисциплинарного проступка в совокупности возможно привлечь обучающегося к дисциплинарной ответственности.

Исключение из образовательного учреждения . Грубое нарушение Устава образовательного учреждения.

На сегодняшний день единственной законодательно предусмотренной мерой дисциплинарной ответственности является исключение из образовательного учреждения.

Дисциплинарное взыскание применяется в порядке, установленном уставом и правилами внутреннего распорядка учреждения после получения от учащегося письменного объяснения. Применение мер дисциплинарного взыскания к учащимся в период их каникул и освобождения от занятий по уважительной причине не допускается.

Пункт 7 статьи 19 Закона РФ «Об образовании» и пункт 58 Типового положения об общеобразовательном учреждении частично регламентирует процедуру применения крайней меры дисциплинарного характера в отношении обучающегося – исключение из образовательного учреждения.

Основанием для исключения служит совершение обучающимся, достигшим 15-летнего возраста, неоднократно грубого нарушения устава образовательного учреждения. Решение о

применении данной меры дисциплинарного характера принимает орган управления образовательным учреждением.

Исключение обучающегося из образовательного учреждения должно применяться, если иные меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание ученика оказывает негативное влияние на других детей, нарушает права, свободы и законные интересы других учеников и педагогических работников, подрывает нормальную деятельность образовательного учреждения.

При решении вопроса об исключении обучающегося, не получившего основного общего образования, необходимо учитывать мнение родителей, а также получить согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

К грубым нарушениям дисциплины может быть отнесено:

— распространение сведений, затрагивающих частную жизнь. Честь и достоинство других учащихся, педагогических работников и иных граждан;

— появление обучающегося в образовательном учреждении в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а равно потребление им наркотических средств, психотропных веществ, алкогольных напитков и других одурманивающих веществ;

— обращение предметов, запрещенных в обращении на территории образовательного учреждения ( оружие, патроны и др.);

— причинение материального ущерба образовательному учреждению, педагогическим работникам, учащимся или посетителям образовательного учреждения;

— угроза или причинение вреда жизни или здоровью обучающихся, педагогических работников. посетителей образовательного учреждения;

— опоздание на урок без уважительной причины или самостоятельный уход с урока без разрешения педагогических работников;

— систематическое (более 2-3 раз) невыполнение домашнего задания без уважительной причины, а равно отказ от выполнения классного и иного самостоятельного задания в рамках образовательного процесса без уважительной причины;

Читайте так же:  Долговые обязательства муниципального образования обеспечиваются

— нарушение правил пожарной. санитарно-эпидемиологической безопасности. приведшие к негативным последствиям;

— недостойные, аморальные проступки в образовательном учреждении( нецензурная брань, курение, мелкое хулиганство, неуважительное отношение к старшим и обучающимся);

— организация незаконных митингов, шествий, пикетирование на территории образовательного учреждения;

— совершение в образовательном учреждении административных правонарушений или уголовных преступлений.

Процедура применения меры дисциплинарного взыскания

Администрация образовательного учреждения не может оставаться безразличной к нарушениям дисциплины .

Процессуальная часть дисциплинарной ответственности играет немаловажную роль в воспитании ребенка. Обнаружение виновного, предание гласности совершенного проступка. Рассмотрение дела в присутствии родителей, педагогов. Потерпевших – несомненно влияет на виновного ребенка, заставляет его более внимательно вникнуть в последствие произошедшего.

Вместе с тем такое рассмотрение успокоительно воздействует на других обучающихся, укрепляет в сознании принцип неотвратимости наказания – любой проступок неминуемо влечет «наказание».

Любое решение о применении дисциплинарной меры в отношении обучающегося должно оформляться в письменной форме правовым локальным актом руководителя образовательного учреждения. О принятом решении следует ознакомить виновного обучающегося и его родителей под роспись с вручением копии приказа.

Дисциплинарные и воспитательные меры взыскания должны применяться прежде всего ради достижения полезности. Чтобы другим неповадно было поступать аналогичным образом.

Сведения о дисциплинарном взыскании заносятся в личное дело обучающегося.

Источник: http://shkola9.edusite.ru/vis_p224aa1.html

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Дисциплина в Университете поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, преподавателей и других работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.

Меры дисциплинарного взыскания применяются за неисполнение или нарушение Устава Университета, настоящих Правил, Правил проживания в общежитиях и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.

За совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание; выговор; отчисление из Университета.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применена одна мера дисциплинарного взыскания. При выборе меры дисциплинарного взыскания администрация Университета должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, представительных органов обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся Университета.

Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.

До применения меры дисциплинарного взыскания администрация Университета должна затребовать от обучающегося письменное объяснение. Если по истечении трех учебных дней указанное объяснение обучающимся не представлено, то составляется соответствующий акт. Отказ или уклонение обучающегося от предоставления им письменного объяснения не является препятствием для применения меры дисциплинарного взыскания.

Мера дисциплинарного взыскания применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени отсутствия обучающегося, указанного в пункте 8.5. настоящих Правил, а также времени, необходимого на учет мнения советов обучающихся, представительных органов обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, но не более семи учебных дней со дня представления ректору мотивированного мнения указанных советов и органов в письменной форме.

Отчисление обучающегося как мера дисциплинарного взыскания допускается за неоднократное совершение дисциплинарных проступков. Указанная мера дисциплинарного взыскания применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в Университете оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников, а также нормальное функционирование Университета. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося как мера дисциплинарного взыскания не применяется, если сроки ранее примененных к обучающемуся мер дисциплинарного взыскания истекли и (или) меры дисциплинарного взыскания сняты в установленном порядке.

Применение к обучающемуся меры дисциплинарного взыскания оформляется приказом ректора, который доводится до обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося под роспись в течение трех учебных дней со дня его издания, не считая времени отсутствия обучающегося в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Отказ обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись оформляется соответствующим актом.

Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.

Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в Университете и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Если в течение года со дня применения меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся не будет применена новая мера дисциплинарного взыскания, то он считается не имеющим меры дисциплинарного взыскания. Ректор до истечения года со дня применения меры дисциплинарного взыскания имеет право снять ее с обучающегося по собственной инициативе, просьбе самого обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, ходатайству советов обучающихся, представительных органов обучающихся или советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Обучающийся, имеющий дисциплинарное взыскание, не может представляться к материальным и иным поощрениям.

За утрату, уничтожение, повреждение помещений, оборудования или другого имущества Университета, за нарушение правил их хранения и использования, повлекшее вышеуказанные последствия, обучающиеся несут материальную ответственность в порядке, установленном нормами действующего законодательства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9604 —

| 7388 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/19_44104_distsiplinarnaya-otvetstvennost-obuchayushchihsya.html

Дисциплинарная ответственность учащихся

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон об

образовании), а также Типовое положение об общеобразовательном

Читайте так же:  Не платил кредит подали в суд

учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 №

196 (далее – Типовое положение) предусматривают лишь одну меру

дисциплинарного взыскания для учащихся – исключение из

общеобразовательного учреждения (далее – учреждение).

Согласно п. 7 ст. 19 Закона об образовании и п. 58 Типового положения по

решению органа управления учреждения за совершенные неоднократно грубые

нарушения устава учреждения допускается исключение из данного учреждения

обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет. Исключение в данном

случае применяется, если меры воспитательного характера не дали

результата и дальнейшее пребывание обучающегося в учреждении оказывает

отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права

работников учреждения, а также нормальное функционирование учреждения.

Напомним, что решение об исключении обучающегося, не получившего общего

образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных

представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и

защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам

несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

При этом учреждение незамедлительно обязано проинформировать об

исключении обучающегося из учреждения его родителей (законных

представителей) и орган местного самоуправления, которые совместно с

комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав в месячный срок

принимают меры, обеспечивающие трудоустройство исключенного

несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом

Между тем на практике нередко встречаются случаи, когда со стороны

учащегося допускаются дисциплинарные нарушения, однако об исключении

говорить еще рано. Здесь лишь само учреждение вправе решать, каким

образом будет осуществляться наказание по отношению к виновным учащимся

и какими могут быть виды таких наказаний.

Согласно подп. 15 п. 2 ст. 32 Закона об образовании любое

образовательное учреждение вправе самостоятельно осуществлять

образовательный процесс в соответствии с уставом учреждения, лицензией и

свидетельством о государственной аккредитации. Исходя из данной нормы, а

также общих основ ст. 32 Закона об образовании, можно сделать вывод о

том, что установление дополнительных наказаний, не предусмотренных

действующим законодательством, находится в компетенции самого

учреждения, но лишь при условии соблюдения обязательных требований

закона о защите прав и свобод учащихся. Это означает, что любые

наказания, установленные учреждением, не могут быть связаны с физическим

или психическим насилием над личностью учащегося, поскольку это прямо

запрещено Конвенцией о правах ребенка и иными нормативно-правовыми

актами в области защиты прав детей (как международными, так и российскими) .

Источник: http://udgei.edusite.ru/p97aa1.html

Тема 7.2 Дисциплинарная ответственность работников и ее виды

Тема 7.1 Понятие трудовой дисциплины. Правовое регулирование трудовой дисциплины

Приступая к изучению данной темы необходимо уяснить, что дисциплина труда является необходимым условием всякого совместного труда. Различают экономический, правовой, психологический, моральный аспект. Как правовая категория трудовая дисциплина рассматривается в законодательстве и литературе по трудовому праву в трех основных аспектах:

1. как институт трудового права

2. как элемент трудового правоотношения

3. как фактическое поведение работника.

Учащемуся необходимо знать определение трудовой дисциплины, ее виды, методы (метод убеждения, воспитания, поощрения, метод принуждения) и уметь раскрывать их содержание.

Нормы, регламентирующие основные вопросы, связанные с дисциплиной труда, объединены в главу 13 ТК РБ. Основные права работников и нанимателя наиболее детальную конкретизацию получают в правилах внутреннего трудового распорядка, уставах и положениях о дисциплине, штатных расписаниях, должностных инструкциях работников, графиках сменности, графиках отпусков, положениях и инструкциях по охране труда и технике безопасности, коллективных договорах и соглашениях.

Учащийся должен усвоить, что трудовая дисциплина включает различные виды дисциплины: технологическую, конструкторскую, производственную, исполнительскую и другие. Необходимо знать их понятие и сферу применения.

Для изучения данной темы необходимо обратиться к следующим источникам:

·Трудовой кодекс РБ

·Комментарии к Трудовому кодексу РБ

Видео (кликните для воспроизведения).

·Декрет Президента РБ от 26.07.1999 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины»

·Кочанова М. Мотивы и стимулы соблюдения трудовой дисциплины. Трудовое право 1999. №3

·Трудовое право. Учебное пособие, 2008. Под редакцией Семенкова В.И

Последовательное изучение темы позволит учащемуся перейти к рассмотрению вопросов дисциплинарной ответственности, которая является одним из средств обеспечения трудовой дисциплины.

Вопросы для самоконтроля:

1. Укажите, что следует понимать под трудовой дисциплиной?

2. Назовите нормативные акты, регулирующие трудовую дисциплину.

3. Определите меры морального и материального поощрения, предусмотренные законодательством для стимулирования соблюдения трудовой дисциплины.

При изучении данной темы важно усвоить, что дисциплинарная ответственность наряду с другими видами юридической ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой, материальной) выступает как самостоятельный специфический вид юридической ответственности. Учащемуся необходимо знать особенности этого вида ответственности. Дисциплинарная ответственность – это законная форма воздействия на нарушителей трудовой дисциплины, предусматривающая ответственность работника перед нанимателем за совершенный дисциплинарный поступок.

Учащийся должен запомнить основные принципы дисциплинарной ответственности: законность; обоснованность и справедливость; правовые гарантии при ее наступлении, знать признаки, отличающие дисциплинарную ответственность от других видов юридической ответственности.

Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок. Учащемуся важно иметь отличать дисциплинарный проступок от других видов правонарушений, уметь определить субъектов дисциплинарного проступка, его объект, а также объективную и субъективную стороны дисциплинарного проступка.

Применение к работнику дисциплинарного взыскания за совершенный им дисциплинарный проступок составляет содержание понятия дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарную ответственность принято подразделять на общую и специальную. Учащийся должен научиться различать эти виды дисциплинарной ответственности.

Общая дисциплинарная ответственность наступает на основании ТК РБ и правил внутреннего трудового распорядка и распространяться на всех работников.

Специальная дисциплинарная ответственность регулируется законодательством о дисциплинарной ответственности, уставами и положениями о дисциплине.

Учащийся должен знать, что специальная дисциплинарная ответственность отличается от общей:

1. кругом лиц, на которых она распространяется;

2. более широким понятием дисциплинарного поступка;

3. мерами взыскания;

4. определением объема дисциплинарной власти различных должностных лиц;

5. порядком применения дисциплинарных взысканий и обжалования.

Учащемуся также следует уяснить установленный порядок применения дисциплинарных взысканий, сроки их применения.

Читайте так же:  Запросы банкротство физического лица

Для изучения данной темы необходимо обратиться к следующим источникам:

·Трудовой кодекс РБ

·Комментарий к Трудовому кодексу

·Декрет Президента РБ от 29.07.1999 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины»

·Постановление Министерства труда РБ от 05.04.2000 «Об утверждении типовых правил внутреннего распорядка»

·Трудовое право. Учебное пособие. 2008

В завершение усвоения данной темы учащемуся необходимо изучить, каким органам предоставлено право применять дисциплинарные взыскания, порядок обжалования, снятия и погашения дисциплинарных взысканий.

Для более глубокого изучения темы необходимо дополнительно изучить Положения о дисциплине и дисциплинарные уставы отдельных категорий работников.

Вопросы для самоконтроля:

1. Укажите, что следует понимать под дисциплинарной ответственностью.

2. Назовите виды дисциплинарной ответственности.

3. Определите порядок применения дисциплинарного взыскания.

4. Назовите особенности ответственности по уставам и положениям о дисциплине.

Раздел 8. Охрана труда

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 235 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник: http://studopedia.su/17_108443_tema—distsiplinarnaya-otvetstvennost-rabotnikov-i-ee-vidi.html

Дисциплинарная ответственность обучающихся

Дисциплинарная ответственность обучающихся

Поступление в образовательное учреждение является правом каждого гражданина (статья 43 Конституции РФ, статья 5 и 10 Закона РФ «Об образовании»). Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами (статья5о Закона РФ «Об образовании»).

Помимо прав на обучающихся возлагаются определенные обязанности. Одной из них является выполнение правил поведения в школе. Следствием неисполнения обязательных велений школьной администрации обучающимися является применение мер воспитательного характера или дисциплинарных мер взыскания.

Администрация образовательного учреждения наделена определенного рода полномочиями по отношению к обучающимся.

Цель и задачи дисциплинарного и воспитательного воздействия

Целью применения дисциплинарных мер воздействия является упорядочивание внутришкольных взаимоотношений, регламентации поведения всех участников образовательного и воспитательного процесса. Помимо этого дисциплина признана способствовать умственному и физическому развитию ребенка, формированию положительных черт его личности. Содействовать усвоению им честных правил и нравственных норм, выработке добрых привычек.

Для достижения цели меры дисциплинарного и воспитательного характера решают следующие задачи:

— уважение прав и свобод других лиц;

— обеспечение интеллектуального, культурного, нравственного и физического развития обучающихся;

— формирование правового, позитивного поведения обучающегося;

— предупреждение совершения новых дисциплинарных проступков как самим обучающимся, так и другими учениками.

Нормативно – правовая основа применения мер дисциплинарного и воспитательного характера

Правовую основу дисциплинарной ответственности обучающегося в сфере образования составляют:

— международное законодательство по охране прав и свобод несовершеннолетних (Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г ., Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г. и др.);

— нормативно- правовые акты федерального уровня(Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Типовое положение об общеобразовательном учреждении, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,);

— локальные акты образовательного учреждения (Декларация прав обучающихся, Правила поведения обучающихся, Правила о поощрениях и взысканиях обучающихся, Дисциплинарный устав, иные локальные акты образовательного учреждения).

Основания и условия наступления дисциплинарной ответственности

Дисциплина в образовательном учреждении – это строгое и точное соблюдение всеми обучающими порядка и правил, установленных законодательством , уставом, локальными актами и приказами руководителя образовательного учреждения, а также соблюдение положений письменного соглашения между администрацией образовательного учреждения и обучающимися, их родителями (законными представителями).

Дисциплинарный проступок обучающегося – это противоправное, виновное нарушение обучающимся обязанностей, предусмотренных законодательством и локальными правовыми актами образовательного учреждения.

Признаками дисциплинарного проступка являются:

— противоправность деяния (запрет совершать определенные деяния);

— виновность обучающегося (умысел или неосторожность);

— наказуемость деяния (возможность применения дисциплинарных взысканий);

— отсутствие признаков преступления либо административного правонарушения;

— достижение возраста наступления дисциплинарной ответственности (11 – 12 лет).

Выделяют 4 признака дисциплинарного проступка:

2) субъективная сторона;

4) объективная сторона.

Субъект дисциплинарного проступка – обучающийся. Нарушивший порядок дисциплины в образовательном учреждении и не страдающий психическим расстройством, исключающим его вменяемость.

Субъективная сторона дисциплинарного проступка – психическое отношение обучающегося к совершенному проступку и наступившим последствиям. Характеризуется виной (осознанием и пониманием совершенного деяния), мотивом и целью.

Объект проступка – то, на что посягает правонарушитель, чему причиняется либо может быть причинен вред.

Объективная сторона состоит в нарушении установленного законодательством и локальными актами образовательного учреждения порядка поведения.

Только при наличии всех четырех признаков состава дисциплинарного проступка в совокупности возможно привлечь обучающегося к дисциплинарной ответственности.

Исключение из образовательного учреждения . Грубое нарушение Устава образовательного учреждения.

На сегодняшний день единственной законодательно предусмотренной мерой дисциплинарной ответственности является исключение из образовательного учреждения.

Дисциплинарное взыскание применяется в порядке, установленном уставом и правилами внутреннего распорядка учреждения после получения от учащегося письменного объяснения. Применение мер дисциплинарного взыскания к учащимся в период их каникул и освобождения от занятий по уважительной причине не допускается.

Пункт 7 статьи 19 Закона РФ «Об образовании» и пункт 58 Типового положения об общеобразовательном учреждении частично регламентирует процедуру применения крайней меры дисциплинарного характера в отношении обучающегося – исключение из образовательного учреждения.

Основанием для исключения служит совершение обучающимся, достигшим 15-летнего возраста, неоднократно грубого нарушения устава образовательного учреждения. Решение о

применении данной меры дисциплинарного характера принимает орган управления образовательным учреждением.

Исключение обучающегося из образовательного учреждения должно применяться, если иные меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание ученика оказывает негативное влияние на других детей, нарушает права, свободы и законные интересы других учеников и педагогических работников, подрывает нормальную деятельность образовательного учреждения.

При решении вопроса об исключении обучающегося, не получившего основного общего образования, необходимо учитывать мнение родителей, а также получить согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

К грубым нарушениям дисциплины может быть отнесено:

— распространение сведений, затрагивающих частную жизнь. Честь и достоинство других учащихся, педагогических работников и иных граждан;

Читайте так же:  Ученая степень это пример

— появление обучающегося в образовательном учреждении в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а равно потребление им наркотических средств, психотропных веществ, алкогольных напитков и других одурманивающих веществ;

— обращение предметов, запрещенных в обращении на территории образовательного учреждения ( оружие, патроны и др.);

— причинение материального ущерба образовательному учреждению, педагогическим работникам, учащимся или посетителям образовательного учреждения;

— угроза или причинение вреда жизни или здоровью обучающихся, педагогических работников. посетителей образовательного учреждения;

— опоздание на урок без уважительной причины или самостоятельный уход с урока без разрешения педагогических работников;

— систематическое (более 2-3 раз) невыполнение домашнего задания без уважительной причины, а равно отказ от выполнения классного и иного самостоятельного задания в рамках образовательного процесса без уважительной причины;

— нарушение правил пожарной. санитарно-эпидемиологической безопасности. приведшие к негативным последствиям;

— недостойные, аморальные проступки в образовательном учреждении( нецензурная брань, курение, мелкое хулиганство, неуважительное отношение к старшим и обучающимся);

— организация незаконных митингов, шествий, пикетирование на территории образовательного учреждения;

— совершение в образовательном учреждении административных правонарушений или уголовных преступлений.

Процедура применения меры дисциплинарного взыскания

Администрация образовательного учреждения не может оставаться безразличной к нарушениям дисциплины .

Процессуальная часть дисциплинарной ответственности играет немаловажную роль в воспитании ребенка. Обнаружение виновного, предание гласности совершенного проступка. Рассмотрение дела в присутствии родителей, педагогов. Потерпевших – несомненно влияет на виновного ребенка, заставляет его более внимательно вникнуть в последствие произошедшего.

Вместе с тем такое рассмотрение успокоительно воздействует на других обучающихся, укрепляет в сознании принцип неотвратимости наказания – любой проступок неминуемо влечет «наказание».

Любое решение о применении дисциплинарной меры в отношении обучающегося должно оформляться в письменной форме правовым локальным актом руководителя образовательного учреждения. О принятом решении следует ознакомить виновного обучающегося и его родителей под роспись с вручением копии приказа.

Дисциплинарные и воспитательные меры взыскания должны применяться прежде всего ради достижения полезности. Чтобы другим неповадно было поступать аналогичным образом.

Сведения о дисциплинарном взыскании заносятся в личное дело обучающегося.

Источник: http://shkola9.edusite.ru/p224aa1.html

Потаповичский

учебно-педагогический комплекс детский сад-базовая школа Ивановского района

Главное меню

Форма входа

Счетчик посещений

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ

(из Кодекса об образовании Республики Беларусь)

РАЗДЕЛ V ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ГЛАВА 14 ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. МЕРЫ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗЫСКАНИЯ

Статья 126. Основания для привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности
1. Основаниями для привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности являются противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) (дисциплинарный проступок), в виде следующих действий (бездействия):

2. Не признается дисциплинарным проступком деяние, соответствующее критериям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, совершенное обучающимся из числа лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.

3. За совершение обучающимся дисциплинарного проступка устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему мер дисциплинарного взыскания.

Статья 127. Возраст, по достижении которого наступает дисциплинарная ответственность

1. К дисциплинарной ответственности привлекаются обучающийся, достигший к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста четырнадцати лет, а обучающийся из числа лиц с особенностями психофизического развития – семнадцати лет.

2. К обучающемуся, совершившему дисциплинарный проступок и не достигшему к моменту его совершения возраста, с которого наступает дисциплинарная ответственность, а также к обучающемуся из числа лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, совершившему дисциплинарный проступок, могут применяться меры педагогического воздействия (беседа, обсуждение на педагогическом совете и иные меры педагогического воздействия), не противоречащие законодательству.

Статья 128. Меры дисциплинарного взыскания

1. За совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:

1.1. замечание; 1.2. выговор; 1.3. отчисление.

3. Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность). При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося.

ГЛАВА 15 ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗЫСКАНИЯ

Статья 130. Презумпция невиновности обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности

1. Обучающийся, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена приказом о применении меры дисциплинарного взыскания, изданным руководителем учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность). 2. Обучающийся, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, толкуются в его пользу.

Статья 131. Права обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, законного представителя несовершеннолетнего обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности

Обучающийся, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, законный представитель несовершеннолетнего обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, имеют право: знакомиться со всеми материалами, подтверждающими вину обучающегося, снимать с них копии; давать пояснения и представлять доказательства либо отказаться от дачи пояснений; быть законопослушными в ходе любого затрагивающего их интересы разбирательства, присутствовать на нем; получить юридическую помощь в соответствии с законодательством; ознакомиться с приказом о применении меры дисциплинарного взыскания и получить его копию; обжаловать приказ о применении меры дисциплинарного взыскания.

Статья 132. Порядок применения мер дисциплинарного взыскания

1. Поводами для привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности могут служить сообщения местных исполнительных и распорядительных органов, правоохранительных органов, иных государственных органов и организаций, докладные записки педагогических и иных работников учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), лиц, осуществляющих охрану помещений учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность).

Читайте так же:  Екатерина шульман о призыве в армию

2. До применения дисциплинарного взыскания руководитель учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) обязан уведомить одного из законных представителей несовершеннолетнего обучающегося о возможности привлечения этого несовершеннолетнего обучающегося к дисциплинарной ответственности, затребовать у обучающегося объяснение в письменной форме, которое обучающийся вправе представить в течение пяти календарных дней. При отказе обучающегося дать объяснение составляется акт, который подписывается тремя лицами из числа работников учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) и (или) обучающихся этого же учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), достигших возраста восемнадцати лет.

3. Отказ обучающегося дать объяснение в письменной форме не препятствует применению к нему меры дисциплинарного взыскания.

4. За каждый дисциплинарный проступок может быть применена только одна мера дисциплинарного взыскания.

5. Применение в качестве меры дисциплинарного взыскания отчисления к несовершеннолетнему обучающемуся допускается только после уведомления учреждением образования (иной организацией, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) соответствующей комиссии по делам несовершеннолетних местного исполнительного и распорядительного органа.

6. Решение о применении меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся принимается на основании материалов, содержащих фактические доказательства совершения им дисциплинарного проступка.

7. Руководитель учреждения образования вправе, а по инициативе обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности (законного представителя несовершеннолетнего обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности), обязан лично заслушать объяснения обучающегося, его заявления, жалобы.

Статья 133. Сроки применения мер дисциплинарного взыскания

1. Обучающийся может быть привлечен к дисциплинарной ответственности не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка (день, когда о проступке стало или должно было стать известно педагогическому работнику учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность)), не считая времени болезни обучающегося, нахождения его на каникулах, в отпуске. Дисциплинарное взыскание к несовершеннолетнему обучающемуся может быть применено не ранее чем через семь календарных дней после направления уведомления одному из его законных представителей.

2. Меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся не могут быть применены позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.

Статья 134. Объявление решения о применении меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся

1. Решение о применении меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся оформляется приказом руководителя учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), в котором должны содержаться сведения об обучающемся, привлекаемом к дисциплинарной ответственности, о совершенном дисциплинарном проступке, форме вины (умысел или неосторожность), доказательства вины, указание меры дисциплинарного взыскания.

2. Приказ руководителя учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) о применении меры дисциплинарного взыскания объявляется обучающемуся под роспись в течение трех календарных дней. Обучающийся, не ознакомленный с приказом о применении меры дисциплинарного взыскания, считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности. Отказ обучающегося от ознакомления с приказом оформляется актом, который подписывается тремя лицами из числа работников учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) и (или) обучающихся этого же учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), достигших возраста восемнадцати лет.

3. В срок, установленный для объявления приказа о применении меры дисциплинарного взыскания, не входит время болезни обучающегося, нахождения его на каникулах, в отпуске.

4. Учреждение образования (организация, реализующая образовательные программы послевузовского образования, иная организация, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) в течение пяти календарных дней со дня привлечения к дисциплинарной ответственности несовершеннолетнего обучающегося информирует об этом в письменной форме одного из его законных представителей.

5. Сведения о применении меры дисциплинарного взыскания заносятся в личное дело обучающегося.

Статья 135. Обжалование решения о применении меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся

Решение о применении меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся может быть обжаловано обучающимся (лицом, отчисленным из учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), законным представителем несовершеннолетнего обучающегося, законным представителем несовершеннолетнего лица, отчисленного из учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность)) в вышестоящую организацию или суд в течение одного месяца.

Статья 136. Порядок снятия и погашения мер дисциплинарного взыскания

1. Обучающийся считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности, если в течение одного года со дня применения к нему меры дисциплинарного взыскания он не будет повторно привлечен к дисциплинарной ответственности. При этом дисциплинарное взыскание погашается автоматически без издания приказа.

2. Руководитель учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), применивший меру дисциплинарного взыскания к обучающемуся, имеет право снять ее досрочно по собственной инициативе или просьбе обучающегося.

3. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания оформляется приказом руководителя учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность).

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://potap.ivanovo.by/index.php/pravovaya-stranichka/distsiplinarnaya-otvetstvennost-uchashchikhsya

Дисциплинарная ответственность учащихся
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here