Бухгалтерский учет долговых обязательств

Полезная информация в статье: "Бухгалтерский учет долговых обязательств". Статья описывает тематику понятным для неспециалистов языком. Сделаны комментарии юристов и выводы. Если для вашего конкретного случая требуются дополнительные консультации, то обратитесь к дежурному консультанту.

Энциклопедия решений. Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам. Счет 301 00 (для госсектора)

Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам. Счет 301 00 (для госсектора)

ГАРАНТ:

Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора

В соответствии с п. 248 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), на счете 301 00 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» учитываются операции:

— по принятым долговым обязательствам в рамках привлечения средств (по государственному (муниципальному) долгу);

— по долговым обязательствам, принятым в соответствии с законодательством РФ бюджетными (автономными) учреждениями.

— связанные с расчетами по обслуживанию долговых обязательств (начислению и выплате процентов, пеней, штрафных санкций).

Внимание

Объекты нефинансовых активов, в том числе и приобретенные за счет привлеченных кредитных ресурсов, принимаются к бухгалтерскому учету по сформированной в установленном порядке первоначальной (фактической) стоимости. Такая стоимость не подлежит регулярному (ежемесячному, ежегодному) изменению на суммы начисленных в рамках соответствующих кредитных договоров процентов.

Задолженность по долговым обязательствам по выпущенным в обращение государственным (муниципальным) ценным бумагам, заключенным кредитным соглашениям (договорам) и иным видам долговых обязательств, кроме государственных и муниципальных гарантий, отражается по номинальной стоимости долга в рублях (п. 249 Инструкции N 157н).

Согласно п. 252 Инструкции N 157н аналитический учет по счету 301 00 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» ведется в Карточке учета государственного (муниципального) долга (долговых обязательств) (ф. 0504058) в разрезе:

— видов долговых обязательств;

— принятых обязательств по возврату привлеченных заимствований и оплате начисленных расходов по обслуживанию долговых обязательств.

Внимание

По состоянию на отчетную дату отрицательные остатки (дебиторская задолженность) по счету 301 00 не допускаются (п. 1.1.8 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120).

Синтетический учет по счету 301 00 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» ведется в следующих регистрах (п. 253 Инструкции N 157н):

Операции, подлежащие учету

Журнал операций с безналичными денежными средствами

Операции, связанные с расчетами по принятым долговым обязательствам, а также начисленным процентам, штрафам и (или) пеням

Журнал по прочим операциям

Операции по переоценке суммы долга и начислению процентов, пеней (штрафов)

Пример

10 июня текущего года бюджетным (автономным) учреждением в банке получен кредит в сумме 1 200 000 руб. на два года. В рамках данного кредитного договора 20 июля учреждение перечисляет:

— платеж в погашение основного долга — 50 000 руб.;

— платеж в погашение процентов — 11 804 руб.

В данном случае в бухгалтерском учете следует сделать записи*(1):

В бюджетном учреждении

В автономном учреждении

Сумма привлеченного кредита поступила на лицевой счет

Начислены проценты по кредиту

Перечислен ежемесячный платеж в счет погашения основного долга

Перечислен ежемесячный платеж в счет погашения задолженности по уплате процентов

*(1) Денежные средства, полученные по договору кредита (займа), не учитываются при налогообложении прибыли (пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ). Соответственно, денежные средства, перечисленные в счет погашения основной суммы долга, не отражаются в налоговом учете в составе расходов (п. 12 ст. 270 НК РФ).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Информацию об аналитических счетах и типовых корреспонденциях, применяемых в целях ведения бухгалтерского учета расчетов с кредиторами по долговым обязательствам, смотрите в путеводителях:

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок «Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль» — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций бюджетной сферы

Материал приводится по состоянию на сентябрь 2019 г.

См. содержание Энциклопедии решений

Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.

Направляйте в объединенную редакцию «Бюджетная сфера» предложения и пожелания по аналитическим материалам и сервисам, предназначенным для бухгалтеров, экономистов и аудиторов сектора госуправления

Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах :

Закон N 402-ФЗ — Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Инструкция N 157н — Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н — Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н — Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н — Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 132н — Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденный приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н — Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»

Инструкция N 33н — Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н — Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

Читайте так же:  Призыв в армию

КБК — коды бюджетной классификации

КОСГУ — Классификация операций сектора государственного управления

КФО — код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД — План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС — главный распорядитель бюджетных средств

ПБС — получатель бюджетных средств

Орган-учредитель — орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

В. Пименов, руководитель объединенной редакции «Бюджетная сфера» и Департамента бюджетной методологии компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»:

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы «1С»

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы «1С»

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Т. Разрезова, эксперт, государственный советник 1 класса

Источник: http://base.garant.ru/58070205/

Признание расходов по долговым обязательствам (Карпенко Л.)

Дата размещения статьи: 10.07.2014

Признание расходов по долговым обязательствам в бухгалтерском учете

Порядок признания расходов по долговым обязательствам в налоговом учете

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Источник: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=2273

Государственная долговая книга Российской Федерации, государственная долговая книга субъекта Российской Федерации, муниципальная долговая книга

Ведение Государственной долговой книги Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с Порядком ведения Государственной долговой книги Российской Федерации в Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 20.12.2007 № 140н.

В Государственную долговую книгу Российской Федерации вносятся сведения об объеме долговых обязательств (в том числе гарантий) Российской Федерации, о дате возникновения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация.

Информация о государственных внутренних долговых обязательствах Российской Федерации вносится в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента возникновения соответствующего обязательства.

Информация о государственных внешних долговых обязательствах Российской Федерации вносится в Государственную долговую книгу Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с момента поступления в Министерство финансов Российской Федерации соответствующих документов, подтверждающих возникновение указанных обязательств.

Объем информации и порядок ее внесения в Государственную долговую книгу Российской Федерации определяются Министерством финансов Российской Федерации.

Ведение государственной долговой книги субъекта Российской Федерации, муниципальной долговой книги осуществляется соответственно финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования.

Информация о долговых обязательствах вносится указанными органами в государственную долговую книгу субъекта Российской Федерации или муниципальную долговую книгу в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента возникновения соответствующего обязательства.

В государственную долговую книгу субъекта Российской Федерации вносятся сведения об объеме долговых обязательств субъекта Российской Федерации по видам этих обязательств, о дате их возникновения и исполнения полностью или частично, формах обеспечения обязательств, а также другая информация, состав которой, порядок и срок ее внесения в государственную долговую книгу субъекта Российской Федерации устанавливаются финансовым органом субъекта Российской Федерации.

Отнесение долговых обязательств субъекта Российской Федерации к внешнему или внутреннему долгу при их учете в государственной долговой книге субъекта Российской Федерации осуществляется в валюте долга, в которой определено денежное обязательство при его возникновении, исходя из установленных определений внешнего и внутреннего долга.

В государственной долговой книге субъекта Российской Федерации в том числе учитывается информация о просроченной задолженности по исполнению долговых обязательств субъекта Российской Федерации.

В муниципальную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств муниципального образования по видам этих обязательств, о дате их возникновения и исполнения полностью или частично, формах обеспечения обязательств, а также другая информация, состав которой, порядок и срок ее внесения в муниципальную долговую книгу устанавливаются местной администрацией.

Учет долговых обязательств муниципального образования в муниципальной долговой книге осуществляется в валюте долга, в которой определено денежное обязательство при его возникновении, исходя из установленных определений внешнего и внутреннего долга.

В муниципальной долговой книге муниципального образования в том числе учитывается информация о просроченной задолженности по исполнению муниципальных долговых обязательств.

Информация о долговых обязательствах муниципального образования, отраженных в муниципальной долговой книге, подлежит передаче в финансовый орган соответствующего субъекта Российской Федерации. Объем информации, порядок и сроки ее передачи устанавливаются финансовым органом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Ответственность за достоверность данных о долговых обязательствах муниципального образования, переданных в финансовый орган соответствующего субъекта Российской Федерации, несет финансовый орган муниципального образования.

Информация о долговых обязательствах субъекта Российской Федерации, отраженная в государственной долговой книге субъекта Российской Федерации, а также информация о долговых обязательствах муниципальных образований в данном субъекте Российской Федерации подлежит передаче Министерству финансов Российской Федерации финансовым органом субъекта Российской Федерации. Объем передаваемой информации, порядок и сроки ее передачи устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

Ответственность за достоверность переданных Министерству финансов Российской Федерации данных о долговых обязательствах субъекта Российской Федерации и его муниципальных образований несет финансовый орган субъекта Российской Федерации.

Учет расчетов с кредиторами по долговым обязательствам ведется в соответствии с Классификацией операций сектора государственного управления на следующих счетах:

Счет 030100000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» включает следующие счета:

030101000 «Расчеты с кредиторами по внутреннему долгу»;

030102000 «Расчеты с кредиторами по внешнему государственному долгу».

Задолженность по долговым обязательствам отражается по номинальной стоимости государственного и муниципального долга по выпущенным в обращение ценным бумагам, заключенным кредитным соглашениям (договорам) и иным видам долговых обязательств, кроме государственных и муниципальных гарантий.

На данном счете также учитываются расчеты по обслуживанию долговых обязательств.

Учет операций по долговым обязательствам в иностранных валютах ведется в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату совершения операций в иностранной валюте. Переоценка долговых обязательств в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций в иностранной валюте и на отчетную дату.

Читайте так же:  Что такое принятые денежные исполнение обязательства

Аналитический учет по счету ведется в Карточке учета государственного (муниципального) долга.

Операции по счету оформляются следующими бухгалтерскими записями:

возникновение долговых обязательств отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 030100000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» (030101710, 030102720) и дебету счетов 020101510 «Поступления денежных средств учреждения на счета», 020107510 «Поступления денежных средств учреждения на счета в иностранной валюте», соответствующих счетов аналитического учета счета 021002700 «Расчеты с финансовыми органами по поступлениям в бюджет от заимствований» (021002710, 021002720);

погашение задолженности отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 030100000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» (030101810, 030102820) и кредиту счетов 020101610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов», 020107610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов в иностранной валюте», 030405800 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по погашению долговых обязательств» (030405810, 030405820);

начисление суммы исполнения государственной (муниципальной) гарантии, по которой не возникает эквивалентных требований к должнику, отражается по дебету счета 040101273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 030100000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» (030101710, 030102720);

исполнение гарантом в адрес бенефициара государственной (муниципальной) гарантии, по которой возникает право регрессивного требования со стороны гаранта к принципалу, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 030100000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» (030101810, 030102820) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 030405000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами» (030405810, 030405820);

исполнение гарантом в адрес бенефициара государственной (муниципальной) гарантии, по которой не возникает регрессивных требований со стороны гаранта к принципалу, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 030100000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» (030101810, 030102820) и кредиту счетов 020101610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов», 020107610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов в иностранной валюте», соответствующих счетов аналитического учета счета 030405290 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по прочим расходам»;

суммы начисленных процентов, штрафных санкций по долговым обязательствам отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040101230 «Расходы на обслуживание государственного (муниципального) долга» (040101231, 040101232) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 030100000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» (030101710, 030102720);

перечисление начисленных процентов и штрафных санкций отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 030100000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» (030101810, 030102820) и кредиту счетов 020101610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов», 020107610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов в иностранной валюте», соответствующих счетов аналитического учета счета 030405230 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по обслуживанию государственного (муниципального) долга» (030405231, 030405232);

сумма превышения номинальной стоимости ценных бумаг над ценой размещения долговых обязательств отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040101230 «Расходы на обслуживание государственного (муниципального) долга» (040101231, 040101232) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 030100000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» (030101710, 030102720);

сумма превышения цены размещения долговых обязательств над их номинальной стоимостью отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 030100000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» (030101810, 030102820) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 040101230 «Расходы на обслуживание государственного (муниципального) долга» (040101231, 040101232).

Переоценка задолженности по внешним долговым обязательствам производится один раз в месяц в последний день отчетного месяца. Результаты положительной переоценки отражаются по дебету счета 030102820 «Уменьшение задолженности по внешнему государственному долгу» и кредиту счета 040101171 «Доходы от переоценки активов». Результаты отрицательной переоценки отражаются по дебету счета 040101171 «Доходы от переоценки активов» и кредиту счета 030102720 «Увеличение задолженности по внешнему государственному долгу».

Расходы по обслуживанию долговых обязательств относятся на следующие подстатьи бюджетной классификации расходов бюджетов:

Подстатья 231. Обслуживание внутреннего долга

— проценты, пени и штрафы, начисляемые в соответствии с условиями выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг к номинальной стоимости, указанной в валюте Российской Федерации;

— дисконт, выплачиваемый при погашении (выкупе) государственных и муниципальных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации;

— процентные платежи по бюджетным кредитам, полученным в валюте РФ, в том числе по бюджетным кредитам, полученным от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Подстатья 232. Обслуживание внешнего долга

— проценты по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

— проценты по кредитам иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц, полученным в иностранной валюте.

Источник: http://economuch.com/uchet-byudjetnyih-buhgalterskiy/gosudarstvennaya-dolgovaya-kniga-rossiyskoy-42853.html

Учет обязательств

Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам

Особенностью нового плана счетов бюджетного учета является четкое разделение счетов расчетов на счета расчетов с дебиторами и счета расчетов с кредиторами.

Счета расчетов с кредиторами включены в третий раздел «Обязательства» плана счетов бюджетного учета.

Для учета обязательств бюджетных учреждений используется синтетический счет 030000000 «Обязательства», в составе которых выделяется ряд синтетических счетов.

На счете 030100000 “Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам” учреждением ведется учет операций по обязательствам в рамках государственного и муниципального долга.

Задолженность по долговым обязательствам отражается по номинальной стоимости государственного и муниципального долга по выпущенным в обращение ценным бумагам, заключенным кредитным соглашениям (договорам) и иным видам долговых обязательств, кроме государственных и муниципальных гарантий.

На данном счете также учитываются расчеты по обслуживанию долговых обязательств.

Учет операций по долговым обязательствам в иностранных валютах ведется в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату совершения операций в иностранной валюте. Переоценка долговых обязательств в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций в иностранной валюте и на отчетную дату.

Аналитический учет по счету ведется в Карточке учета государственного (муниципального) долга.

Операции по счету оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Переоценка задолженности по внешним долговым обязательствам производится один раз в месяц в последний день отчетного месяца. Результаты положительной переоценки отражаются по дебету счета 030102820 «Уменьшение задолженности по внешним долговым обязательствам» и кредиту счета 040101171 “Доходы от переоценки активов”. Результаты отрицательной переоценки отражаются по дебету счета 040101171 “Доходы от переоценки активов” и кредиту счета 030102720 «Увеличение задолженности по внешним долговым обязательствам».

Учет расчетов с кредиторами по долговым обязательствам ведется в соответствии с Классификацией операций сектора государственного управления на следующих счетах:

Счет 030100000 “Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам” включает следующие счета:

  • 030101000 “Расчеты с кредиторами по внутренним долговым обязательствам”;
  • 030102000 “Расчеты с кредиторами по внешним долговым обязательствам”.
Читайте так же:  Военная ипотека в случае смерти

бюджет обязательство заработный депонированный

Источник: http://vuzlit.ru/81285/uchet_obyazatelstv

Долговые обязательства (займы, кредиты)

Бухгалтерский учет долговых обязательств

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008 (утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н).

Займы и кредиты формируют обязательства организации (заемный капитал). Виды займов и кредитов, а также отношения заемщика и займодавца определяются гражданским законодательством.

Различают следующие виды привлечения заемных средств:

1) договор займа (ст. 807 ГК РФ): одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества;

2) кредитный договор (ст. 819 ГК РФ): банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее;

3) товарный кредит (ст. 822 ГК РФ): по договору товарного кредита одна сторона предоставляет другой стороне вещи, определенные родовыми признаками. Условия о количестве, ассортименте, комплектности, качестве, таре (упаковке) вещей должны исполняться в соответствии с правилами о договоре купли-продажи товаров. К договору товарного кредита применяются правила кредитного договора;

4) коммерческий кредит (ст. 823 ГК РФ): договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки или рассрочки оплаты товаров, работ или услуг.

Основная сумма займа/кредита (основной долг) отражается в бухгалтерском учете как кредиторская задолженность:

— на балансовом счете 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» (по видам кредитов и займов);

— на балансовом счете 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» (по видам кредитов и займов).

Следующие расходы по кредитам и займам отражаются в учете обособленно от суммы основного долга:

1) проценты, причитающиеся к оплате займодавцу (кредитору);

2) дополнительные расходы:

— оплата информационных и консультационных услуг;

— экспертиза договора займа (кредитного договора);

— иные расходы, связанные с получением займов (кредитов).

Установлены следующие правила отражения расходов по займам/кредитам:

1) проценты отражаются равномерно в тех отчетных периодах, к которым относятся, то есть на последнюю дату месяца (независимо от условий договора);

2) если условиями договора предусмотрена равномерная ежемесячная уплата процентов в иные даты, чем последний день месяца, то суммы процентов могут признаваться в бухгалтерском учете расходами в эти даты, то есть согласно условиям договора;

3) дополнительные расходы могут включаться в расходы единовременно, либо равномерно в течение действия договора займа/кредита (закрепляется в бухгалтерской учетной политике);

4) признаются прочими расходами (относятся в дебет субсчета 91-2);

5) по инвестиционным активам включаются в стоимость этого актива (относятся в дебет балансового счета 08) до окончания работ по созданию актива. С 1-го числа месяца, следующего за месяцем окончания работ, проценты включаются в состав прочих расходов. Обратите внимание, субъекты малого предпринимательства все проценты (в том числе по инвестиционным активам) вправе относить сразу в прочие расходы. Такой порядок отражения в учете процентов малое предприятие должно закрепить в бухгалтерской учетной политике.

Для справки

. Определение инвестиционного актива дано в п.7 ПБУ 15/2008. Под инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует длительного времени и существенных расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление. К инвестиционным активам относятся объекты незавершенного производства и незавершенного строительства, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету заемщиком и (или) заказчиком (инвестором, покупателем) в качестве основных средств (включая земельные участки), нематериальных активов или иных внеоборотных активов;

6) проценты по векселю начисляются обособленно от вексельной суммы в тех отчетных периодах, к которым относятся (по условиям выпуска векселя) или равномерно в течение срока обращения векселя;

7) проценты по облигациям начисляются обособленно от номинальной стоимости облигации в тех отчетных периодах, к которым относятся (по условиям выпуска облигаций) или равномерно в течение срока обращения облигаций.

В Отчете о прибылях и убытках начисленные проценты по займам и кредитам отражают по строке «Проценты к уплате». Если проценты относятся в стоимость инвестиционного актива, то в Отчете о прибылях и убытках такие проценты не отражаются.

Налоговый учет долговых обязательств

В налоговой декларации по налогу на прибыль проценты по долговым обязательствам отражаются по строке 201 приложения № 2 к листу 02.

Для целей налогообложения проценты по долговым обязательствам включаются в состав внереализационных расходов (пп.2 п.1 ст.265 НК РФ). При этом расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера

предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного).

К долговым обязательствам относятся займы, кредиты, долговые ценные бумаги (векселя, облигации).

Видео (кликните для воспроизведения).

1) сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами;

2) сумма процентов, начисленная за фактическое время нахождения долговых ценных бумаг у третьих лиц и первоначальной доходности, установленной эмитентом (заимодавцем) в условиях эмиссии (выпуска, договора), но не выше фактической;

3) сумма процентов в пределах лимита

, установленного ст.269 НК РФ (по любым видам долговых обязательств).

Порядок признания расходов

в виде процентов по долговым обязательствам установлен п.8 ст.272 НК РФ:

1) по долговым обязательствам, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, расход признается на конец месяца соответствующего отчетного периода;

2) в случае прекращения действия договора (погашения долгового обязательства) до истечения отчетного периода расход признается на дату прекращения действия договора (погашения долгового обязательства).

Налоговый учет

процентов по долговым обязательствам регулируется ст.328 НК РФ:

1) в налоговом регистре отражают расходы в сумме причитающихся в соответствии с условиями договоров (условиями эмиссии облигаций, условиями выпуска или передачи/продажи векселей) процентов отдельно по каждому виду

долгового обязательства;

2) в налоговом регистре в составе расходов

отражают только сумму, не превышающую предельный размер процентов, исчисленный с учетом норм п.1 и п.1.1 ст.269 НК РФ;

3) расходы в виде процентов отражают в налоговом учете на последнюю дату каждого месяца и на дату погашения (возврата) долгового обязательства в размере, соответствующем фактическому времени пользования заемными средствами в этом месяце (метод начисления);

4) при досрочном погашении долгового обязательства проценты определяются исходя из предусмотренной условиями договора процентной ставки

(с учетом положений ст.269) и фактического времени пользования заемными средствами;

5) при кассовом методе проценты признаются расходом на дату фактической уплаты в размере, не превышающем предельный размер, установленный п.п.1 и 1.1 ст.269 НК РФ.

Читайте так же:  Положен ли отпуск за свой счет

Порядок исчисления предельного размера процентов

по долговым обязательствам для целей налогообложения установлен ст.269 НК РФ.

Организация может определять предельный размер по среднему уровню процентов по сопоставимым обязательствам

.

Сопоставимыми считаются обязательства, которые выданы в одном квартале

( месяце — для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях, а именно: в той же валюте, на те же сроки, в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения.

Указанный способ должен быть закреплен в налоговой учетной политике. Кроме этого, в учетной политике приводятся критерии сопоставимости обязательств по срокам, объемам и обеспечению (см. письмо Минфина от 16.08.2010 № 03-03-06/1/547).

Формулы для определения предельного размера процентов:

СУ – средний уровень процентов,

З n — сумма n -го долгового обязательства,

С n – процентная ставка по n -му долговому обязательству;

О – допустимые отклонения от среднего уровня процентов;

П – предельная величина процентов по долговому обязательству, признаваемая расходом для целей налогообложения.

Если в квартале (месяце) не было сопоставимых обязательств, а также по умолчанию (если налогоплательщик не определился в налоговой учетной политике) предельный уровень процентов исчисляется в следующем порядке:

-по ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза – по рублевым долговым обязательствам;

-по ставке 15% — по валютным долговым обязательствам.

Федеральными законами и п.1.1 ст.269 НК РФ введен особый порядок определения предельного размера процентов с использованием ставки рефинансирования ЦБ РФ:

1) с 1 сентября 2008 года до 31 июля 2009 года при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика:

предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,5 раза (по рублевым обязательствам), и 22% (по валютным обязательствам) (ст.4 Федерального закона от 19.07.2009г. № 202-ФЗ);

2) с 1 августа 2009 года до 31 декабря 2009 года при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, или по выбору налогоплательщика:

предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 2 раза (по рублевым обязательствам), и 22% (по валютным обязательствам) (ст.5 Федерального закона от 19.07.2009г. № 202-ФЗ);

3) с 1 января 2010 года до 30 июня 2010 года по обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 года

, при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, или по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 2 раза (по рублевым обязательствам), и 15% (по валютным обязательствам) (ст. 4 Федерального закона от 27.12.2009г. № 368-ФЗ, п.23 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ);

4) при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, или по выбору налогоплательщика:

— с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года включительно предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,8 раза (по рублевым обязательствам), и 15% (по валютным обязательствам);

— с 1 января 2011 года до 31 декабря 2012 года включительно предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,8 раза (по рублевым обязательствам), и равной произведению ставки рефинансирования ЦБ РФ и коэффициента 0,8 (по валютным обязательствам) (п.23 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ).

Обратите внимание, на какую дату брать ставку рефинансирования ЦБ РФ зависит от условий долгового обязательства:

1) в отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, применяется ставка рефинансирования ЦБ РФ, действовавшая на дату привлечения

денежных средств;

2) в отношении прочих долговых обязательств — ставка рефинансирования ЦБ РФ, действующая на дату признания

расходов в виде процентов.

Пример: обеспечение займа собственным векселем

Организация в 10 марта 2011г. получила заем от своего партнера в размере 150 000 руб. и в обеспечение возврата займа она выдала заимодавцу собственный вексель, номинал которого равен 180 000 руб. В соответствии с условиями договора вексель должен быть оплачен по истечении 92 дней -10 июня 2011г.

Источник: http://amnagency.ru/nalogovym_konsul_tantam_podgotovka_k_e_kzamenam/dolgovye_obyazatel_stva_zajmy_kredity/

4. Отражение в бухгалтерском учете расчетов по долговым обязательствам

Учет операций по долговым обязательствам, а также расчетов по обслуживанию долговых обязательств ведется на счете 0 301 00 000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» (п.

Учет операций по долговым обязательствам в иностранных валютах одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте на дату совершения операций в иностранной валюте (п. 250 Инструкции N 157н).

Бухгалтерский учет расчетов по долговым обязательствам регламентирован п. п. 124, 125 Инструкции N 174н и п. п. 127, 128 Инструкции N 183н.

Бухгалтерские записи бюджетного учреждения

по учету расчетов по долговым обязательствам

│ N │ Содержание операций │ Номер счета │

│ │ │ по дебету │ по кредиту │

│ 1 │ Возникновение долговых обязательств │

│ │учреждения в результате │ │ │

│ │поступления денежных средств от│ │ │

│ │- на лицевой счет, открытый в │ 2 201 11 510 │ 2 301 14 710 │

│ │- на счет в иностранной валюте │ 2 201 27 510 │ 2 301 24 720, │

│ │- в кассу учреждения │ 2 201 34 510 │ 2 301 14 710, │

│ 2 │ Начисление процентов, штрафных санкций по долговым обязательствам │

│ │- по внутреннему долгу │ 2 401 20 231 │ 2 301 14 710 │

│ │- по внешнему долгу │ 2 401 20 231 │ 2 301 24 720, │

│2.2│Начисление пеней и штрафных │ 2 401 20 290 │ 2 301 14 710, │

│ │санкций │ │ 2 301 24 720, │

│ 3 │ Погашение долговых обязательств │

│3.1│Перечисление денежных средств в│ │ │

│ │счет погашения долговых │ │ │

│ │- с лицевого счета, открытого в│ 2 301 14 810 │ 2 201 11 610 │

│ │- со счета, открытого в │ 2 301 24 820, │ 2 201 27 610 │

│ │иностранной валюте │ 2 301 44 820 │ │

│3.2│Выдача денежных средств из │ 2 301 14 810, │ 2 201 34 610 │

│ │кассы учреждения в счет │ 2 301 24 820, │ │

│ │погашения долговых обязательств│ 2 301 44 820 │ │

│3.3│Перечисление денежных средств в│ │ │

│ │счет оплаты процентов, пеней и │ │ │

│ │штрафных санкций по долговым │ │ │

Читайте так же:  Пленум вс банкротство физических лиц

│ │- с лицевого счета, открытого в│ 2 301 14 810 │ 2 201 11 610 │

│ │- со счета, открытого в │ 2 301 24 820, │ 2 201 27 610 │

│ │иностранной валюте │ 2 301 44 820 │ │

│3.4│Прекращение долгового │ 2 301 14 810, │ 2 401 10 173 │

│ │обязательства бюджетного │ 2 301 24 820, │ │

│ │учреждения-принципала в случае │ 2 301 44 820 │ │

│ │его исполнения гарантом при │ │ │

│ │регрессивного требования со │ │ │

│ │стороны гаранта к принципалу │ │ │

│ 4 │ Расчеты по исполнению долговых обязательств в адрес бенефициара, │

│ │ по которым возникают эквивалентные регрессные требования со стороны │

│ │ гаранта к принципалу │

│4.1│Начисление суммы долгового │ 2 301 14 810, │ 2 301 14 710, │

│ │обязательства бюджетного │ 2 301 44 820 │ 2 301 24 720, │

│ │учреждения-принципала перед │ │ 2 301 44 720 │

│4.2│Начисление суммы долгового │ 2 401 20 273 │ 2 301 14 710, │

│ │обязательства бюджетного │ │ 2 301 44 720 │

│ │требования бенефициара по │ │ │

│ │(муниципальному) договору на │ │ │

│ │нужды бюджетного учреждения │ │ │

│ 5 │Признание бюджетным │ 2 207 14 540 │ 2 301 14 710 │

│ │бенефициара по оплате долгового│ │ │

│ 6 │ Переоценка задолженности по внешним долговым обязательствам │

│6.1│Увеличение долговых │ 2 301 24 820, │ 2 401 10 171 │

│ │обязательств при положительном │ 2 301 44 820 │ │

│ │пересчете курсовых разниц │ │ │

│6.2│Уменьшение долговых │ 2 401 10 171 │ 2 301 24 720, │

│ │обязательств при отрицательном │ │ 2 301 44 720 │

│ │пересчете курсовых разниц │ │ │

Одновременно производится запись по забалансовому счету 17.

Одновременно производится запись по забалансовому счету 18.

Ситуации из практики:

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете бюджетного учреждения получение кредита в банке и его возврат?

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете бюджетного учреждения начисление и уплату штрафных санкций по кредиту, полученному в банке?

Бухгалтерские записи автономного учреждения

по учету расчетов по долговым обязательствам

│ N │ Содержание операций │ Номер счета │

│ │ │ по дебету │ по кредиту │

│ 1 │ Возникновение долговых обязательств │

│ │учреждения в результате │ │ │

│ │поступления денежных средств от│ │ │

│ │- на лицевой счет, открытый в │ 2 201 11 000 │ 2 301 14 000 │

│ │- на счет, открытый в кредитной│ 2 201 21 000 │ 2 301 14 000 │

│ │- на счет в иностранной валюте │ 2 201 27 000 │ 2 301 24 000, │

│ │- в кассу учреждения │ 2 201 34 000 │ 2 301 14 000, │

│ 2 │ Начисление процентов, штрафных санкций по долговым обязательствам │

│ │- по внутреннему долгу │ 2 401 20 231 │ 2 301 14 000 │

│ │- по внешнему долгу │ 2 401 20 231 │ 2 301 24 000, │

│2.2│Начисление пеней и штрафных │ 2 401 20 290 │ 2 301 14 000, │

│ │санкций │ │ 2 301 24 000, │

│ 3 │ Погашение долговых обязательств │

│3.1│Перечисление денежных средств в│ │ │

│ │счет погашения долговых │ │ │

│ │- с лицевого счета, открытого в│ 2 301 14 000 │ 2 201 11 000 │

│ │- со счета, открытого в │ 2 301 14 000 │ 2 201 21 000 │

│ │- со счета, открытого в │ 2 301 24 000, │ 2 201 27 000 │

│ │иностранной валюте │ 2 301 44 000 │ │

│3.2│Выдача денежных средств из │ 2 301 14 000, │ 2 201 34 000 │

│ │кассы учреждения в счет │ 2 301 24 000, │ │

│ │погашения долговых обязательств│ 2 301 44 000 │ │

│3.3│Перечисление денежных средств в│ │ │

│ │счет оплаты процентов, пеней и │ │ │

│ │штрафных санкций по долговым │ │ │

│ │- с лицевого счета, открытого в│ 2 301 14 000 │ 2 201 11 000 │

│ │- со счета, открытого в │ 2 301 14 000 │ 2 201 21 000 │

│ │- со счета, открытого в │ 2 301 24 000, │ 2 201 27 000 │

│ │иностранной валюте │ 2 301 44 000 │ │

│3.4│Прекращение долгового │ 2 301 14 000, │ 2 401 10 173 │

│ │обязательства автономного │ 2 301 24 000, │ │

│ │учреждения-принципала в случае │ 2 301 44 000 │ │

│ │его исполнения гарантом при │ │ │

│ │регрессного требования со │ │ │

│ │стороны гаранта к принципалу │ │ │

│ 4 │ Расчеты по исполнению долговых обязательств в адрес бенефициара, │

│ │ по которым возникают эквивалентные регрессные требования со стороны │

│ │ гаранта к принципалу │

│4.1│Начисление суммы долгового │ 2 301 14 000, │ 2 301 14 000, │

│ │обязательства автономного │ 2 301 44 000 │ 2 301 24 000, │

│ │учреждения-принципала перед │ │ 2 301 44 000 │

│4.2│Начисление суммы долгового │ 2 401 20 273 │ 2 301 14 000, │

│ │обязательства автономного │ │ 2 301 44 000 │

│ │требования бенефициара по │ │ │

│ │(муниципальному) договору на │ │ │

│ │нужды бюджетного учреждения │ │ │

│ 5 │Признание автономным │ 2 207 14 000 │ 2 301 14 000 │

│ │бенефициара по оплате долгового│ │ │

│ 6 │ Переоценка задолженности по внешним долговым обязательствам │

│6.1│Уменьшение долговых │ 2 301 24 000, │ 2 401 10 171 │

│ │обязательств на положительную │ 2 301 44 000 │ │

│6.2│Увеличение долговых │ 2 401 10 171 │ 2 301 24 000, │

│ │обязательств на отрицательную │ │ 2 301 44 000 │

Одновременно производится запись по забалансовому счету 17.

Одновременно производится запись по забалансовому счету 18.

Ситуации из практики:

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете автономного учреждения получение кредита в банке и его возврат?

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете автономного учреждения начисление и уплату штрафных санкций по кредитному договору, заключенному с банком?

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://economuch.com/uchet-byudjetnyih-buhgalterskiy/otrajenie-buhgalterskom-uchete-raschetov-43228.html

Бухгалтерский учет долговых обязательств
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here